Бухрякова Снежана Александровна
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»,
студент 3-го курса, отделения ПНК
МАСТЕРСКАЯ «ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА РОДНОГО КРАЯ»
Аннотация: В статье вкратце рассмотрены природные сообщества родного края, что в них входит, как влияет человек на природные сообщества родного края, так же рассмотрено определение, что такое мастерская, почему учащимся она интересна.
Ключевые слова: природные сообщества, мастерская.
Д.В. Григорьев, П.В. Степанов считают, что «мастерская во внеурочной деятельности – это нестандартная форма организации занятий, которая помогает создать на занятиях творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует профессиональному и личностному росту преподавателя и обучающихся, развитию их познавательных, творческих и коммуникативных способностей, познавательного интереса». Исходя из данной темы, мастерская более эффективно подходит для учащихся 4 класса, я считаю, что им очень интересно узнать, что такое природные сообщества, в конце которого будет сделан продукт «атлас природных сообществ родного края». «Природные сообщества – это совместное обитание и взаимодействие совокупности разных видов растительных и животных организмов на одной территории в одинаковых природных (географических) и климатических условиях долгое время и связанных цепями питания. Знают ли учащиеся природные сообщества родного края, что в них входит и какое влияние оказывает человек? Обсудив с учителем, у которого я прохожу практику, она сказала, что к сожалению учащиеся знают поверхностно сообщества родного края. Я считаю, что это будет актуально для учащихся, ведь не зная особенностей природных сообществ легко навредить, что может привести к вымиранию различных видов животных, растений, насекомых. А так же знание природных сообществ родного края это основа экологического воспитания: бережного отношение к природе; неприятие действий приносящих ей вред. Целью данного исследования является выявление природных сообществ в родном крае.
Задачи исследования:
- изучить понятие природного сообщества родного края;
- изучить понятие мастерская;
- изучить виды природных сообществ родного края;
- изучить взаимосвязи природных сообществ.
У каждого из нас есть своя Родина, место, где мы родились и живем, знакомство с которой начинается с детства. С годами наших знаний о родном крае становится больше. В.А.Сухомлинский писал о том, что человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой природы. Природа нашего края многообразна. Благодаря значительной протяжённостью с севера на юг, в нашем регионе наблюдается огромное видовое разнообразие растений и животных. Флора нашего региона уникальна. Она насчитывает более 2 тысяч различных видов растительности. На севере это растения тундры – мхи, лишайники, заросли карликовых берёз и ивы. Чуть южнее, на болотах растёт огромное количество ягоды, брусники, морошки, клюквы. Из трав здесь растут полярный мак и камнеломка. Южнее начинается тайга, в которой преобладает лиственница, а далее появляются другие хвойные растения – ель, пихта, сосна, а так же береза. Ещё дальше к югу появляется кедр. Здесь в тайге особо густой подлесок, образованный малиной, можжевельником, жимолостью, рябиной. По полям обильно цветут фиалки и кипрей, растут брусника, черника, водяника. На юге края появляются участки лесостепи. Там растут самые разнообразные травянистые растения, в основном бобовые и злаковые. На лугах наблюдается большое количество цветущих растений. Среди них полынь, тысячелистник, ковыль, гвоздика, герань и многие другие травы. В наших лесах множество ягоды и грибов, но они особо славятся кедровыми орехами. Животный мир региона представлен 91 видом млекопитающих. В тайге и лесотундре обитает много хищников: медведь, рысь, барсук, снежный барс, выдра, песец, волк. На севере бродят стада оленя, южнее попадаются лоси и кабаны. Водятся даже кабарга, и даже овцебык. Отряд грызунов представлен многими видами мышей и полёвок, белкой, бобрами. В крае встречаются представители более 20 отрядов птиц. Среди них самыми обычными являются авдотка, галка, дятел, гусь, цапля, дрозд, чайка, жаворонок, глухарь, ласточка, сыч и многие другие виды пернатых.
Природные сообщества бывают двух видов: естественными, такими как, луг, болото, море;
искусственными – жизнедеятельность которых регулируется с помощью человека, такими как, огород, аквариум, парк.
Самая важная форма связи в любом природном сообществе – это пищевые связи. Они состоят из нескольких звеньев: самым первым, основным звеном являются растения. Им отведена важная роль в природных сообществах. Это единственные организмы на планете, которые могут создавать органические вещества из солнечной энергии, углекислого газа и минеральных веществ, содержащихся в воде или почве. В результате они становятся ценным источником пищи и энергии для других живых существ. Растениями питаются растительноядные животные.
Хочется разобраться как влияет человек на природные сообщества, но чаще это связано с деятельностью человека.
при вырубке леса происходит опустынивание земель;
распахивание земель и применение химикатов в земледелии – к исчезновению многих видов животных и растений;
загрязнение воздуха, проведение автомобильных и железнодорожных магистралей приводят к разрушению природных сообществ.
Изучая природные сообщества, учащиеся могут понять, как лучше их охранять, что оказывает на них отрицательное влияние и как сохранить разнообразие данных видов.
В заключении хочется сказать, учащимся нужно знать природные сообщества родного края, что нас окружает, так как наш родной край очень многообразен растительностью и животным миром, ведь это и основа экологического воспитания. Так же учащимся необходимо знать, что человек является важным фактором в сохранении природных сообществ нашего края.
Библиографический список
Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. «Внеурочная деятельность школьников» – М.: Просвещение, 2011.– 225 с.
Баранова А.В., Кисляков А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся/ А.В. Баранова. – М.: Просвещение, 2013 г. – 96 с. 2.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Москва: Просвещение, 2021. -18с.