Математика – предмет активных и практических действий
«Первая искра, зажигающая факел любознательности»
В. А. Сухомлинского
МБОУ Сургутский естественно-научный лицей
учитель начальных классов
Бачкало Екатерина Петровна
Ведущую роль в образовательном процессе играет познавательная деятельность учащихся. Посредством неё осуществляется усвоение содержания обучения. При улучшении результативности и качества образовательного процесса реализуется повышение уровня самостоятельности познавательной деятельности школьников через её активизацию.
Формирование интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальных классах, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.
Высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. И наоборот, воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании - это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы.
Одно из важнейших факторов интереса к учению - понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Пробуждать интерес к предмету, это значит не просто осуществлять передачу опыта, но и укреплять веру в свои силы у каждого ученика независимо от его способностей.
Условиями активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время являются умение самостоятельно работать и получать знания. Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Средством формирования у обучающихся активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей проводится через самостоятельную работу. Ученик, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.
В процессе обучения он должен достичь определенного уровня самостоятельности, открывающего возможность
Задача учителя не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению. Интерес к предмету вырабатывается тогда, когда учащимся понятно то, о чем говорит учитель, когда интересы по содержанию задачи и упражнения, способствуют проявлению самостоятельности, учат делать выводы и обобщения, развивают их индивидуальные особенности.
Работать самостоятельно с учебниками и другими источниками одна из главных задач учителя. Кроме того, при изучении математики возникают некоторые трудности специфического характера. В учебнике дается много терминов и понятий (особенно в условиях задач, с которыми ранее учащиеся не встречались). Им оказывается недостаточно тех знаний, которые у них есть, для того, чтобы понять смысл определения, условия задачи. Встречаясь с такими понятиями, учащиеся в большинстве случаев теряются. Им не хватает знаний, опыта, умения и настойчивости, чтобы с помощью даже имеющегося пособия, найти ответ на поставленный вопрос. Поэтому многие из них просто отступают. Они не пытаются преодолеть эти трудности. Легче и проще спросить учителя. Вот здесь и должна быть проявлена ведущая и направляющая роль учителя. Он не должен дать просто дать ответ на поставленный вопрос, а должен помочь ученику самостоятельно найти этот ответ и подсказать ему, что можно прочитать в учебнике, какую можно использовать таблицу, схему или диаграмму, которые, дают ответ на поставленный вопрос. Выполнение самостоятельных работ способствует тому, что учащиеся получают более прочные и конкретные знания. Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которая выполняется ими по заданию учителя, без его непосредственного участия, но под его руководством, в специально предоставленное для этого время. Для ее выполнения учащиеся должны приложить определенные усилия, выражая в той или иной форме результаты своих действий. Трудно переоценить значение самостоятельной работы учащихся, потому как без нее невозможен процесс овладения знаниями на различных этапах уроков при изучении нового материала, его закреплении и т.д.
Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы, которые применяю на уроке. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра. Она вызывает у детей интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче понять учебный материал. Использую очень многие игры, например: «Определи маршрут самолета», «Десантники», «Помоги белке найти свое дупло» и др.
К занимательному материалу относятся и различные дидактические игры, а также привлекательные по форме и содержанию упражнения. На каждом уроке математики я использую игровые и занимательные задания, дидактические игры: «Собери букет», «Математическая рыбалка», «Кто быстрее?», «Молчанка», «Собери грибы», «Математический футбол», и т. д Использование игр убеждает меня в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Использую на своих уроках исследовательские задания в игровой форме:
-фокусы с разгадыванием задуманных чисел;
-задания с занимательными рамками и магическими квадратами;
-игры типа: «Кто первым получит 10»;
Исследовательский характер этих заданий направлен на разгадывание способа выполнения фокуса или выработку выигрышной стратегии игры.
Фокус. Задумайте число, прибавьте к нему 14, к результату прибавьте 6, вычтите задуманное число. У вас получилось 20.
Формула для разгадывания фокуса: а + 14+ 6 – а = 20. Её можно проиллюстрировать на схематическом чертеже. Прежде, чем приступить к разгадыванию фокуса, учащиеся несколько раз проверяют его с разными числами, закрепляя тем самым свои вычислительные навыки, не испытывая усталости, поскольку они заинтересованы в результате. Перспектива показать фокус другим стимулирует активную познавательную деятельность. Участие в фокусе не обеспечивает исследовательской деятельности школьника, он решает исследовательскую задачу только при разгадывании его сути.
Особо хочу выделить игры связанные с двигательной активностью детей: «Живые цифры», «Лови мяч», «Решето».
Игра «Решето» Ученики одного ряда встают и по очереди воспроизводят таблицу умножения. Например на 3. Ученик, который правильно назвал пример из таблицы и его ответ, садится на место, а тот, кто ошибся, стоит, т. е. остаётся в «решете».
Обучение в начальной школе вмещает в себя очень большой объём знаний. Данные знания необходимо дать детям не только в теоретическом виде, но и отработать определённые умения и навыки. Для успешного обучения современного ребёнка необходимо создание определённых условий на уроке, которые способствуют развитию интереса к процессу обучения, формированию мотива деятельности учащихся и активизации познавательной деятельности.
Активизация познавательной деятельности, активизация внимания - эти задачи ставит перед собой каждый учитель, идущий на урок. Успешное решение этих задач невозможно без поиска методов развития познавательного интереса и без применения определённых методов и приёмов урок математики может стать скучным и малоэффективным.
Подбирать материал к урокам математики нужно так, чтобы ориентировать на развитие мышления, творческих способностей учащихся, их интереса к предмету.
Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Такая работа применима на разных этапах урока: на этапе изучения нового материала, на этапе закрепления, на этапе проверки знаний, умений, навыков.
Занимательный математический материал рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы учителя на занятиях и вне их. Такой материал можно включать в основную часть урока по формированию элементарных математических представлений или использовать в конце его, когда наблюдается снижение
умственной активности детей. Элементы занимательности: игра, всё необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, помогает им усвоить любой учебный материал.
На уроках использую такие игры, как лесенка, молчанка, «Собери цветы», «Собери грибы», «Лови снежинки», и т. д, используя не только ИКТ, но и наглядный дидактический материал: на обратной стороне снежинок, цветов, грибов и т. д. написаны примеры.
Использование игр убеждает в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания.
Игра «Узнай меня».
В мешочке круглые фишки с номерами. Ученик вытаскивает фишку, называет номер, учитель под этим номером читает описание свойств этой фигуры. Ученик должен ее назвать.
1 – Я – многоугольник. У меня 3 вершины, 3 стороны и 3 угла (треугольник).
2 – Я не квадрат и не прямоугольник. Зато меня можно найти в тарелке, чашке, машине, на меня даже солнышко издали похоже (круг).
3 – Я – прямоугольник, у которого все стороны равны (квадрат).
В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных. временных) представлений детей.
В процессе игр, которые я предлагаю своим маленьким ученикам, дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится:
- Сравнивать
Сколько квадратов?
Сколько треугольников?
На сколько больше? И т. Д
- Выполнять арифметические действия
«Поймай рыбку»
«Наряди ёлочку»
- Тренировка в устном счёте
Задачи в стихах:
Ёжик по лесу пошёл
На обед грибы нашёл:
5 –под берёзой
3 – у осины
Сколько их будет в плетённой корзине?
- Усваивать геометрический материал .
Из каких геометрических фигур состоит рисунок ?
Какой фигурой представлен рисунок?
Сколько треугольников?
Геометрический материал легко запоминается благодаря сказкам, стихотворениям о геометрических фигурах. На примере Игра «Узнай меня». В мешочке круглые фишки с номерами. Ученик вытаскивает фишку, называет номер, учитель под этим номером читает описание свойств этой фигуры. Ученик должен ее назвать геометрическую фигуру.
1 – Я – многоугольник. Имею 6 вершин, 6 сторон и 6 углов (шестиугольник).
2 – Я не многоугольник. Зато меня можно найти в тарелке, чашке, машине, на меня даже солнышко издали похоже (круг).
3 – Я – прямоугольник, у которого все стороны равны (квадрат).
4 – Я – замкнутая четырёхзвенная ломаная линия (четырехугольник).
В геометрическом материале много общего с художественным восприятием мира, поскольку большое место в геометрии принадлежит образному мышлению.
Упражнения на нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора фигур или предметов.
Из каких геометрических фигур составлены картинки?
Чем отличается одна от другой?
В изображенные картинки входят ломаные линии, отрезки,
круги, треугольники, прямоугольники, овалы.
Дети находят сходство и различие.
Упражнения на поиск недостающих в ряду фигур.
Обращаем внимание на форму самолета, крыльев и количество окон.
Ответ: 1.
Упражнения на развитие вербально – логического мышления
Развивая математические способности, формируя интерес путем активных игр, играх путешествий, наглядных пособий, занимательных задач в рифмованной форме, загадывание загадок, используя шарады, мегаграммы, логогрифы все это помогает мне активизировать познавательную деятельность детей и улучшает качество знаний. Шарады, ребусы, кроссворды никого не оставят равнодушными.
Занимательный материал не только развлекает детей, даёт возможность им отдохнуть, переключиться, но и заставляет их задуматься, развивает инициативу, направляет на поиски нетрадиционных способов решения, стимулирует развитие нестандартного мышления. Применение различных приёмов проведения урока, использование элементов игр, соревнований делают учебный процесс более интересным, дети чаще проявляют активность, сообразительность.
Большое значение в обучении имеет организационный момент урока. Чтобы быстро настроить детей на работу, использую устный счёт. В своей работе я применяю два вида устного счета. Первый – это тот, при котором числа демонстрируются перед учащимися с использованием карточек, ПК, записи на доске и при этом читаются. Работает зрительное - слуховое восприятие учащихся, чем существенно облегчается процесс вычисления. Второй вид устного счета – это когда учащиеся воспринимают числа и действия над ними на слух. Второй вид устного счета сложнее первого, но эффективнее в методическом смысле.
Виды заданий, направленных на развитие познавательных процессов младших школьников.
1) Задания на развитие и совершенствование внимания.
Каждое задание этого раздела имеет не только ярко выраженную направленность на развитие и совершенствование внимания, но и обязательно несёт в себе определенное математическое содержание и умственную нагрузку для детей (развитие основных характеристик мышления и мыслительных операций, в частности операции сравнения).
Задание:
- Назови геометрические фигуры. Сравни их (по цвету, размеру). Разбей на группы.
- Игра «Веселый счет».(порядок цифр разным цветом)
12 14 15 17
13 20 18 15
18 11 19 20
17 16 13 16
12 19 11 14
2)Задания на развитие мышления.
Большое внимание уделяется содержательно-логическим заданиям, в которых нужно провести анализ заданной математической ситуации, подметить заложенные в ней закономерности, свойства, а затем использовать это для выполнения задания по поиску недостающего или лишнего элемента, по проведению обобщения, классификации и т.д.
Задание.
- Раскрась треугольник красным цветом, круг – зеленым, квадрат – желтым.
- При изучении сложения и вычитания чисел в пределах 100 предлагаю: примеры с окошками и пропущенными знаками действий; сравнить числа и выражения; определить, по какому правилу записан ряд чисел, и продолжить его; найти и исправить ошибки в решении примеров; не решая пример, прикинуть возможный ответ (из трех данных) и обосновать свой выбор и т. п.
Геометрический материал
Использование геометрического материала также формирует интерес к предмету. В геометрическом материале много общего с художественным восприятием мира, поскольку большое место в геометрии принадлежит образному мышлению. Это можно использовать, т.к. мышление младших школьников наглядно-образное и наглядно-действенное.
Задание:
- Помоги мышке-художнику выполнить задание, ей нужно раскрасить одинаковые фигуры в одинаковый цвет. Назови эти фигуры.
- Найди фигуры из которых составлен рисунок. Из каких фигур состоит ёлочка, а гриб? А солнышко?
Задания на развитие мышления используются не только при знакомстве с новым материалом, при закреплении, но и в различных видах контроля. Часто проводятся тесты.
Буквенный диктант.
Его можно использовать перед объяснением новой темы. Технология приема. Требуется отгадать зашифрованное слово, расшифровывая его по буквам. Ученики записывают только указанную букву из отгадываемого понятия.
Записать в строчку только первую букву ответа.
(даются задания, из ответа записывается первая буква, читается слово, это тема урока)
Тема урока: …
Числовой диктант
При использовании этого приема дети вспоминают два понятия, пытаются сохранить их в памяти, а затем по заданию учителя совершают между ними какое-либо действие и ответ записывают в тетрадь.
Пример:
Сколько сторон у треугольника?
Самое маленькое однозначное число.
Кроссворд - один из известных нетрадиционных видов урока, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти. На уроках кроссворды целесообразны не для проверки эрудиции учащихся, а для лучшего усвоения ими фактического материала. Логические задания кроссвордов подбираются с возрастными и психологическими особенностями учащихся. Способов зашифровки много. На уроке, например мы составляли кроссвод из названий чисел.
Использую на уроках элементы здоровьесберегающих технологий профессора В. Ф. Базарного: периодическая смена поз, физкультминутки для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров.
Это могут быть разного рода траектории, по которым дети «бегают глазами, бумажные офтальмотренажёры, например, пирамидки или тарелки с разноцветными кружками. Задания: найди глазами две одинаковые пирамидки, две одинаковые тарелки; сосчитай, сколько во всех пирамидках красных колец, зелёных, жёлтых; найди такую тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется.
Активизация деятельности учащихся на уроке - одно из направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Различные виды занимательности целесообразно использовать на всех этапах урока в зависимости от ее дидактической направленности: при проведении устного счета, при подготовке к изучению и при изучении нового материала, при закреплении и повторении ранее пройденного материала. Поэтому работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.
Таким образом, необходимо в каждый урок включать игровые моменты, но не в качестве разрядки обстановки, а с целью активизации знаний детей, развития психических процессов. которое вызывает положительные эмоции к данной дисциплине, повышает интерес и творческую активность, а также способствует повышению качества знаний, умений и навыков.