Медиаобразование в начальной школе. Опыт интеграции в урочную деятельность.
Н. Ю. Киш
учитель начальных классов,
МБОУ «Гимназия №9»
г. Симферополь
Современное общество характеризуется увеличением роли информации и знаний во всех сферах жизнедеятельности. Не случайно одной из самых актуальных задач современного образования является формирование у учащихся разного рода компетенций, и в первую очередь, информационной. Почему?
Скудность информации наших учебников в настоящее время не удовлетворяет потребности современного урока. Ученики разного возраста при желании более качественно подготовиться к уроку активно используют, помимо учебников, другие источники информации. А формирование информационной компетентности как раз и предполагает формирование способности и умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию при помощи коммуникативных информационных технологий. Какие же это источники информации?
Это медиа - средства массовой коммуникации – печать, фотография, радио, кинематограф, телевидение, видео, мультимедийные компьютерные системы, включая Интернет.
И подавляющее большинство детей обращаются к медиапродукции не с целью использования для самообразования, а с желанием постоянного развлечения. Огромное количество доступной медиапродукции чаще предназначено не для детского возраста. Некритичность сознания детей и их способность к подражанию только навредит детской психике, исключит возможность развития высоконравственной личности. В связи с такой ситуацией возникла потребность в медиаобразовании - процессе формирования медиа-осведомлённости, медиа-грамотности и медиа-компетентности.
Задачами медиаобразования являются:
знакомство учащихся с медиапродукцией;
воспитание грамотного зрителя и слушателя, имеющего навыки адекватного восприятия, анализа и интерпретации медиатекстов;
развитие критического мышления по отношению к медиапродукции,
обучение различным способам самовыражения и развитие творческих способностей.
С сентября 2011 года стартовал всеукраинский эксперимент по «Внедрению медиаобразования в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ», и тогда я с интересом включилась в него, ведь это направление перекликалось с темой моего самообразования – «Формирование информационной компетенции учащихся через урочную и внеурочную деятельность». Сегодня я работаю в системе российского образования и использую для медиаобразования час внеурочной деятельности и кружок, а тогда было принято решение интегрировать элементы медиаобразования в уроки чтения, музыки, рисования и другие, если темой урока такое внедрение будет оправдано. Проанализировав всё, что к тому времени узнала, я решила, что начну с языка кино. Что это такое?
Язык кино - совокупность элементов киноизображения – кадр, кинематографический план, ракурс, точка съемки, перспектива, цвет, свет, звук, шум, музыка, композиция, монтаж.
Всё, что ново, захватывает и детей, и учителя. А ещё и оказалось, что это может быть просто, интересно и доступно. Для проведения первых занятий были использованы рекомендации Л.М.Баженовой из пособия для учителя «Медиаобразование школьника (1-4 классы)». Знакомство и осознание учениками того, как медиапродукты создаются и какое влияние на них оказывают происходит через творческую работу детей, а потому и вызывают у них активный интерес.
Вот примеры интеграции элементов медиаобразования в различные уроки начальной школы.
Введение понятий «кадр» и «кадрирующая рамка».
На одном из уроков украинского чтения, чтобы раскрыть понятие «повінь», которое было названием изучаемого произведения В.Чухлиба, я показала мультфильм «Дедушка Мазай и зайцы». На следующем уроке после основной работы по произведению, я напомнила детям о мультфильме и познакомила с понятиями «кадр» и «кадрирующая рамка».
1.Рисую маркером на большом листе бумаги берёзку, деревянный домик на столбах, подсолнух, лодку с Мазаем, бочку с зайцем, чучело, волка, зайцев на бревне.
– Всё ли, что здесь нарисовано, вы видели в мультфильме?
– А всё ли одновременно вы видели на экране?
Дети говорят, что они видели вначале, что – потом, и я обвожу в кружок один за другим разбросанные по всему рисунку фрагменты.
– Я сейчас обводила отдельные кадры. Весь фильм состоит из сменяющих друг друга кадров. В окошечко кадра можно включить разные фрагменты окружающей действительности, но автор выбирает те, которые, по его мнению, лучше донесут до зрителя смысл увиденного, интереснее расскажут о том или ином событии. Автор выбирает свой взгляд на происходящее.
2. Практические упражнения с кадрирующей рамкой.
а). Изготовление рамки.
– Возьмите лист бумаги и сложите его пополам. А теперь возьмите ножницы и со стороны сгиба вырежьте квадрат со стороной 3 см. Положите ножницы и раскройте лист – у вас получилась так называемая кадрирующая рамка.
б). Упражнения на отбор «кадров» из окружающей действительности.
– Посмотрите вокруг себя в окошечко – кадр. Можете ли вы сразу увидеть всё, что находится вокруг? Покажите всех свох друзей! Как вы это сделали? (Передвигали кадрирующую рамку, чтоб показать всех, но одного за другим.)
– Вытянув руку, наведите рамку на самый большой цветок. Поместился? Попробуйте сделать так, чтоб поместился! (Нужно удалить рамку от цветка, приблизив руку к себе.) Покажите все цветы нашего класса. (Приближают и удаляют рамку, заключая в кадр цветы разного размера.
3.Примеряем на себя роль автора:
– Представьте себе, что к нам в класс пришли два человека – добрый и злой. Добрый увидел всё только хорошее, доброе и красивое. Злой постарался найти то, за что нам действительно должно быть стыдно. Найдите с помощью рамки те кадры, которые увидели наши гости. Каждый, кто найдёт, поднимайте руку, берите по очереди настоящий фотоаппарат и делайте свои первые кадры! Вот результат этой работы:
Целью этого урока было и обучение видению деталей целого, и выстраивание из них картины восприятия согласно задаче автора.
Выводы занятия:
Фильм (фотофильм или кинофильм) состоит из кадров. Всё, что мы видим на экране, зависит от задачи, которую ставит перед собой автор. Он специально отбирает для этого те или иные фрагменты действительности.
Вот ещё одна работа с фотографией, доказывающая это. Дети объединились в 2 группы, каждая из которых получила одинаковый набор фотографий, но разное задание – одна использует их для выступления с негативом, с требованием, другая – с положительной нотки, с прошения. Вот что получилось:


Результатом таких упражнений является иной подход в выполнении творческих работ на различных уроках:
Одни - банально:

А другие заставляют задуматься:

Одни – всё на одном листе, другие – разграничили и использовали цвет:


2. Введение понятия «раскадровка».
На уроке русского чтения при работе с текстом произведения Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» дала понятие «раскадровка». Учителя давно это используют в работе, только называют диафильмом. Домашним заданием был рисунок – иллюстрация к тексту. Каждой паре учеников я дала задание отразить конкретный кадр. На следующем уроке я попросила одного ученика показать свой рисунок и спросила у остальных, раскрывает ли изображение содержание произведения? Ответили, что нет. Вызвала другого – тот же ответ. Тогда я попросила детей выйти и стать так, чтоб по рисункам можно было проследить последовательность событий (кадров). Спросила сидящих учеников, отражает ли теперь эта цепочка рисунков содержание произведения и на что она похожа? (Отражает и похожа на диафильм) Такое покадровое изображение содержания любого произведения называется «раскадровкой».
3. Знакомство с понятием «монтаж».
1.Введение понятия «монтаж».
На одном из уроков музыки послушали песню «Весёлый марш монтажников» в исполнении Николая Рыбникова. Выяснила, знают ли дети, кто такие «монтажники»? Чем они занимаются? (Показала слайды – фото монтажников-высотников на стройке, монтаж кондиционеров, линии электропередач, бригаду монтирования арматуры железобетонной защиты реактора на ЧАЭС.)
«Монтаж» - сборка, соединение (от французского montage – cборка). Это технологический процесс соединения отдельных элементов чего-либо в целое.
Как вы думаете, как работает монтажник – может ли он собирать детали как ему вздумается? Почему?
Когда дети бывают в роли монтажников? (Собирают конструктор)
2. Понятие «монтаж» в создании фильма.
– Кого мы видим на картинке? (Мальчик улыбается, а там плачет)

– А на этих картинках?



(Мальчик улыбался, шарик улетел, мальчик стал плакать)
– А если «прочитать» справа налево?
(Мальчик плакал, ему дали шарик, и он стал улыбаться)
Выводы:
Монтаж фильма – это творческий процесс соединения отдельно снятых кадров в единое художественное целое. Восприятие зрителем каждого последующего кадра зависит от содержания предыдущего, и наоборот, осмысление предыдущего кадра зависит от последующего.
– На каком уроке вы сталкиваетесь с монтажом, используя это правило?
– На уроке развития речи, когда пишем изложение, – выкрикнул ученик.
И это означало, что дети с интересом воспринимают новые знания и осмысливают их.
4. Знакомство с ролью музыки на экране.
Урок русского чтения, знакомство со сказкой С.Козлова «Ёжикина скрипка».
Цели: Расширить элементарные знания детей о роли музыки в жизни человека. Обратить внимание на значение музыки в экранном искусстве.
Оборудование: Аудиозаписи: Ванесса Мэй «Концерт для скрипки и фортепиано», произведения из «Детского альбома» П.И.Чайковского.
1.Беседа.
Закройте глаза и прислушайтесь. Какие звуки вы слышите? (На тот момент это были детские голоса за окном, шум ветра, гул мотора машины)
– А звуки музыки вы сейчас слышите? (Нет)
– В данный момент мы не слышим музыку и не испытываем в ней необходимости. Но представьте, что музыка из нашей жизни исчезла насовсем. Будем ли мы чувствовать потерю? Подумайте, для чего нам нужна музыка? (Танцуем, слушаем песни. Весёлые песни поднимают настроение.)
– А может ли нам о чём-то рассказать музыка, если в ней нет слов? (Задумываются. Тот, кто занимается музыкой, ответит однозначно «да»)
– Сейчас мы прочитаем произведение Сергея Козлова «Ёжикина скрипка», а затем продолжим интересный разговор о музыке.
2. Чтение сказки.
3. Беседа по содержанию.
Что за скрипка была у ёжика?
О чём хотел рассказать с помощью мелодии?
Получилось ли это у него?
А какая мелодия получилась? Кому понравилась и почему?
Далее шла работа по тексту – выборочное чтение, ответы на вопросы учебника.
4.На следующий урок предложила послушать Ванессу Мэй (фортепиано и скрипка) и рассказать, что «показала» и о чём «рассказала» эта музыка. Интересным открытием для детей стало то, что несколько человек «увидели» одну и ту же картинку, услышали одно настроение. Затем рассказала о П.И.Чайковском и предложила послушать произведения из его «Детского альбома». У некоторых ребят получалось определить тему и настроение. Далее мы посмотрели фрагменты из мультфильма «Ну, погоди!».( 5 серия) Я попросила связать музыку с картинкой на экране и попробовать оценить её значение.
Итоги просмотра и занятия:
Музыка, звучащая на экране, служит усилению эмоционального воздействия на зрителя. Но в одном случае она может дополнять действие, усиливать его, в другом готовить нас к изменению в событиях, рождать предчувствие, в третьем — диссонировать с изображением, придавая ему трагический или комический характер. Музыка отражает настроения героев, помогает понять смысл происходящего.
5. Цвет в фильме.
1. На уроке внеклассного чтения дети пересказывали по моей просьбе малоизвестные народные сказки (во-первых, их интересно слушать, во-вторых, нет их экранизации), а в конце рассказа описывали воображаемую ими внешность главных героев.
2. Предложила раскрасить доброго и злого героев.
Результат был неожиданным и «не соответствовал» моему сценарию занятия.
Этим вопросом я решила заняться позже, а пока продолжила работу по плану.
3.Просмотр мультфильма «Голубой щенок». (реж. Ефим Гамбург)
(Мы смотрели частями, поскольку он идёт довольно долго и отличается от современных мультфильмов, к которым привыкли дети.)
Беседа.
- Какое настроение вызвал просмотр?
- Кто положительные герои? Отрицательные?
- Почему так решили? (поведение, слова)
- А если бы я показала не мультфильм, а просто картинки героев? Было бы понятно?
- Какое выразительное средство использовал автор фильма?
Вывод: Цвет является важным выразительным средством создания художественного образа. Он влияет на зрительское восприятие, настроение.
Вернёмся к раскраске героев.
Хотелось разобраться, почему большинство учеников не использовали тёмные цвета, и я попросила ребят принести картинки героев мультфильмов, которые они смотрят.
Вот они. Можно ли по цвету определить, с какой стороны лежат картинки с положительными героями?

А какова картина у других возрастных категорий?
Учителям начальной школы я предложила взять по одному карандашу для каждого из героев. Результат очевиден - тёплые тона для положительного героя и соответственно – холодные для отрицательного.
Детям пятилетнего возраста для раскраски была дана такая инструкция: «Перед тобой два замка. В одном живёт добрая Фея, в другом – злая Ведьма. Заверши эти рисунки так, чтобы сразу стало понятно, где чей замок.»
При последующей демонстрации работ каждому ребёнку экспериментальной группы было понятно, кто где живёт, за исключением работы одного мальчика (работа на фото одна в нижнем ряду). Но он объяснил: «В красном – злая, потому что там огонь!»

При опросе родителей пятилетних детей выяснилось, что смотрят малыши в основном советские мультфильмы. Цвета советских мультфильмов спокойные, по внешности легко читается характер героев.
А вот яркие примеры, как «по-новому» изображены герои знакомых нам мультфильмов, насколько внешность и цвет способны передать характер персонажа:

А это герои современных мультфильмов, которые с удовольствием смотрят наши дети. Это хороший наглядный пример, дающий повод задуматься, насколько актуально сегодня развитие медиакультуры детей.
Итак, современные мультипликационные и художественные фильмы требуют более внимательного просмотра и глубокого осмысления детьми увиденного. Поэтому необходимо учить пониманию целей автора, критическому оцениванию качества продукта и сознательному выбору его.
Литература
1. Баженова Л.М. Медиаобразование школьника (1-4 классы) (Пособие для учителя). – М., 2004
2.Методика проведения работы с медиатекстами с применением технологии критического мышления (на примере текстов печатных медиа, фотографий, фоторепортажей). Скрипник О., Потапова В., КГУ. Летняя школа- Зазимье, 2012.
3.Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Федоров А.В. Таганрог: Изд-во ТГПИ, 2010.
4. Формирование медиакультуры – новая задача школы. Зиновьева О., газета «Людиновский рабочий», 10.11.2010.
5.Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей. Рабочая тетрадь. Холодова О. М., Росткнига, 2008.