«Метод проектов как один из способов организации учебно-познавательной деятельности »
"Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу".
Японская мудрость.
Одной из основных проблем, стоящих сегодня перед системой народного образования и общества в целом, является проблема активизации творческого мышления младших школьников. Психологи утверждают, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше, в противном случае оно может угаснуть. Следовательно, необходима целенаправленная работа по развитию творческого мышления младших школьников с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Современные педагогика и педагогическая психология разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Ведущее место среди методов, используемых мировой и отечественной педагогикой, принадлежит сегодня методу проектов. Метод проектов как один из способов организации учебно-познавательной деятельности широко реализуется в практике учителей начальных классов. Сущность развития личности в данном случае состоит в качественном изменении деятельности. Там, где ведется самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, начинается подлинно творческая деятельность учащихся. Учитель в этом случае не передает готовые знания, не учит, а помогает учиться и развиваться, создает такие ситуации, при которых учащиеся сами формируют понятие об изучаемом предмете, овладевают способами поисковой творческой деятельности.
Термин "проект" (projectio) в переводе с латинского означает - бросание вперед. Согласно стандарту под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение определенного периода в рамках имеющихся возможностей. Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения.
Этот метод как нельзя лучше вписывается в современную систему образования, так как имеет ряд преимуществ:
1. Нет ограничений временными рамками урока деятельности ученика. Работа над проектом переходит во внеурочную деятельность.
2. Осваивая эту технологию, обучающиеся учатся преобразовывать информацию из одной формы в другую.
3. Обучающиеся пробуют анализировать и оценивать результаты своей деятельности.
4. Работа над проектом строится по принципу «от простого к сложному».
Цель учебного проекта в начальной школе - развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
умение вести диалог;
координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
3. Формирование социально адекватных способов поведения.
Любой учебный проект имеет два аспекта:
для ученика – это возможность творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме;
для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания.
Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.
Последовательность работы над проектом:
1. Беседа, где выдвигаются проблемные ситуации.
2. Выбор проблемы (самый важный и сложный момент. Дети младшего школьного возраста самостоятельно выдвинуть проблему не могут. Здесь необходима помощь учителя.)
3. Выбор темы проекта по поставленной проблеме.
4. Определение цели и задач проекта.
5. Составление плана работы над проектом.
6. Сбор информации:
o анализ предметной и дополнительной литературы;
o опрос;
o использование коммуникативных источников;
o посещение музеев, выставок, библиотек.
7. Индивидуальные или групповые сообщения для одноклассников и их обсуждение.
8. Подведение итогов, составление портфолио (папка документов).
9. Защита проекта.
Конечный этап работы над проектом – рефлексия.
Для каждого класса определяется своя специфика работы над проектом с учётом возрастных и психологических особенностей развития младших школьников.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других – инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Проекты в начальных классах – имеют свою специфику. Организовать проектную деятельность с 1 класса трудно, проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Я не буду говорить о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для малыша это будет его проект. Существует заблуждение о неэффективности использования метода проектов в начальной школе. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
Начиная работу с первоклассниками в 2011-2012 учебном году, я выделила для себя ряд проблем:
- низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
- неумение готовить рабочее место к учебным занятиям;
- неумение следовать инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно слушать и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
- невысокий уровень развития основных мыслительных операций;
- отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную;
- неумение сотрудничать, договариваться.
Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий первоклассников подтвердила необходимость целенаправленной работы по их формированию и развитию. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. В этом мне помогли и новые учебники, в которые уже включены темы проектов.
В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать.
Поэтому в первом полугодии мы проводим подготовительный этап, в который включаем: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.
Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.
Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира». Варианты тем:
«Моя малая Родина»
«Моя семья»
«Мой класс и моя школа»
«Мои домашние питомцы»
Так как это были наши первые проекты, то многое сразу не получалось, приходилось помогать и обучать. Зато причастность к одному общему делу сближала первоклассников друг с другом.
Работа над проектами позволила решить следующие педагогические задачи:
способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей ребенка;
прививать навыки сотрудничества;
активизировать навыки эмоционального общения;
прививать первоначальные умения сбора информации из разных источников, осмысливать и использовать ее для выполнения проекта.
В 1 классе все проекты были индивидуальными и по одному предмету «Окружающий мир» (автор А.А.Плешаков).
Второй класс - это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление, развитие мануальных способностей. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Один из проектов во втором классе, который предполагает исследовательскую работу «Газета День Победы - 9 мая». Этот проект запланирован в курсе литературного чтения. Отличался он лишь формой проведения: проект был коллективным. На мотивационном этапе проекта я объявила общий замысел, создала положительный мотивационный настрой, а ученики обсудили и предложили собственные идеи. Была определена тема и цель проекта, сформулированы задачи, выработан план действий, согласованы способы совместной деятельности и установлены критерии оценки результата и процесса. Сообща обдумали, из чего будет состоять наша газета, распределили обязанности. На этом этапе я выполняла роль координатора, наблюдателя и источника информации.
Была проделана большая и серьёзная работа. Мы знакомились с произведениями о войне, учили стихотворения к 9 мая, готовили открытки ветерану Великой Отечественной войны, собирали информацию о своих прадедах, воевавших в 1941-1945 гг., родственниках, живших в то время, побывали в гостях у ветерана ВОВ, 9 мая приняли участие в митинге, посвящённом Великой Победе. Материал, собранный детьми, мы поместили в газете и рассказали о проделанной работе ребятам из 1,3 и 4 классов.
На рефлексивно - оценочном этапе ученики участвовали в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществили самооценку, учитель выступил участником коллективной оценочной деятельности.
Данный проект отличается от предыдущих не только объектом исследования, но и тем, что ребята учились работать в группе, сообща. Что способствовало развитию коммуникативных и организаторских навыков. Работа над проектом «Газета День Победы – 9 мая» позволила проявить лидерские качества у ребят, умение работать в команде, умение представить другим свою работу.
В 3 классе мы выполняли проекты по русскому языку: «Однокоренные слова» и «Тайна имени», по окружающему миру: «Моя родословная» и «Животные леса» (см. приложение). Запомнился проект «Олимпиада -2014». Идею нам подсказал детский журнал «Простые уроки рисования». Изучали зимние виды спорта, познакомились с символами и гимном Олимпиады, городом Сочи, местом проведения Олимпиады, приняли участие в конкурсе рисунков «Сочи-2014», приготовили дневник Олимпиады, куда приклеивали медали, заработанные нашими спортсменами. Каждый день начинали с новостей из Сочи. Этот проект захватил и объединил ребят, помог испытать чувство гордости и патриотизма за свою страну, научил вместе радоваться победам и переживать неудачи, обратил внимание ребят на спорт, здоровый образ жизни, рассказал о победах параолимпийцев.
Во втором полугодии 3 класса готовились к 23 февраля. Находили сведения о Вооружённых силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС и др. Беседовали с родственниками, имеющими такие профессии. Решили пригласить в гости сотрудника полиции, подготовили для него вопросы и рассказали о своём проекте. С большим интересом послушали рассказ участкового о его работе. Собранный материал оформили в виде газеты. В ходе проекта обучающиеся научились:
- находить сведения в различных источниках, оценивать результаты своей деятельности;
- учились работать по совместно составленному плану, вести беседу, задавать вопросы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;
- творческому отношению к выполнению заданий.
От класса к классу темы усложняются, становятся более объемными. Так возникает необходимость групповой работы над проектами.
Задача учителя - научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. Учу детей работать с книгами в школьной библиотеке, искать нужную информацию в интернете, оформлять проекты и их защищать, здесь использую индивидуальную работу с обучающимися.
Работа над проектами занимает особое место в системе образования, позволяя учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что дети сами делают свой выбор и проявляют инициативу.
Меняется роль учителя: из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и в развитии творческого потенциала ребёнка.
Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.
В заключение хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют в проектном методе обучения. Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и обучающимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает ученикам проявить себя с самой неожиданной стороны. У детей есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является существенным для организации процесса обучения в современной школе.