СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья"Методическое сопровождение педагогов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья"Методическое сопровождение педагогов"»

Методическое сопровождение педагогов ДОУ

в условиях реализации ФГOС ДО


Петренко Т.А., старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 23 «Берёзка», г. Майкоп


С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования. В связи с этим стандартизация дошкольного образования приобретает особую актуальность. В 2013г. принимается федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года)(далее –ФГОС ДО), который представляет собой совoкупность требований к дошкольному образованию.

Внедрение концептуальных идей обновления предполагает перестройку системы управления в ДОУ, в том числе в аспекте методического сопровождения.

ФГОС ДО, предъявляет к педагогическим кадрам соответствующие требования: к их профессионально – педагогической компетентности и уровню профессионализма, создает необходимость в разработке системы методических мероприятий, направленных на качественную работу педагогов.

Для решения этой задачи в дошкольной образовательной организации создаётся модель методического сопровождения педагогов по реализации ФГОС ДО.

Данная модель определяет последовательность и содержание по реализации стандарта, а также цели, задачи и ожидаемые результаты.

Работа в ДОО в режиме развития заставляет переосмыслить и по – новому стрoить систему управления, привлекая педагогов к разработке, применению и реализации управленческих решений.

Цель: информационно – методическое сопровождение педагогических кадров в условиях реализации ФГОС ДО.

Задачи:

– проанализировать готовность педагогов к качественной реализации ФГОС ДО в дошкольной образовательной организации;

– разработать систему методических мероприятий;

– оценить результативность реализации модели и определить перспективы деятельности по подготовке педагогов к реализации образовательного стандарта.

Предполагаемый результат:

– обеспечена информационная, методическая, технологическая готовность педагогов для работы с детьми по ФГОС ДО;

– расширены возмoжности и потребности педагогов в повышении своей профессиональной компетентности за счет использования различных форм повышения квалификации.

Модель включает в себя следующие формы работы с педагогами по реализации ФГОС ДO:

–консультации;

–семинары – практикумы;

–круглые столы;

–деловые игры;

–участие в вебинарах;

–курсы повышения квалификации;

В процессе реализации данной модели в начале учебного года необходимо отработать ряд мероприятий:

1. Сoздать в ДОО рабочую группу по реализации ФГОС.

2. Разработать:

– план методического сопровождения профессионального роста педагогов.

– план мероприятий(дорожную карту) реализации обновлённого ФГОС ДО.

4. Провести анкетирование педагогов.

5. Разработать планы по самообразованию педагогов по реализации ФГОС ДО.

6. Провести круглый стол по изучению новых нормативно – правовых документов.

7. Провести цикл семинаров – практикумов, например: «Обновление развивающей предметно – пространственной среды в ДОО в соответствии с ФГОС ДО»; «Особенности коррекционной работы и инклюзивного образования в ДОО»; «Эффективные образовательные технологии развития детей дошкольного возраста с учетом деятельностного подхода в условиях реализации ФГOС ДО».

Следует отметить, что часть педагогов могут иметь недостаточный уровень развития профессиональных компетенций в рамках требований ФГОС ДО и профессионального стандарта педагога, у них снижена мотивация к обновлению методик, освоению передового опыта, они предпочитают использовать привычные формы работы, методики, планирование.

Отсюда вытекает обобщённая проблема: несоответствие сложившейся у части педагогов профессиональной позиции и практического опыта педагогической деятельности новым требованиям. Выбирая оптимальный вариант методической работы в ДОУ и современные формы её реализации, можно совершенствовать механизмы мотивации и эффективно способствовать профессиональному развитию педагогов.

Цель методического сопровождения профессионального развития педагогических кадров:развитие профессиональных компетенций у педагогов ДОУ в контексте ФГOС ДО, и профессионально значимых качеств.

Реализация выбранной цели предполагает решение следующих задач:

– Организовать изучение нормативно – правoвой базы обновления содержания дошкольного образования.

– Создать мотивационные условия для развития профессиональных компетенций и профессионально значимых качеств педагогов ДОУ, таких как активность, стремление к самосовершенствованию, корпоративность.

–Проектировать методическую деятельность с учётом реальных запросов её потребителей, оказывать методическую помощь педагогу в его практической деятельностичерез организацию системы методических мероприятий.

–Создать непрерывную систему повышения квалификации педагогических кадров (самообразование) через использование новых форм сетевых коммуникаций. Это и дистанционная система повышения квалификации и переподготовки, электронные методические библиотеки, виртуальные методические объединения, профессиональные сайты и т.п.).

– Дать оценку результатам реализации методического сопровождения профессионального развития педагогов.

Основные положения методического сопровождения:

1. Изучение, проработка и использование следующего комплекса источников содержания методической работы:

–нормативно - правовые документы, дающие общую целевую ориентацию для всей методической работы;

– новые и усовершенствованные учебные программы, учебные пособия, технологии, помoгающие расширять и обновлять традиционное содержание методической работы;

– инструктивно – методические документы органов управления образованием, дающие конкретные рекомендации и указания по отбору содержания работы с педагогами;

– информация о передовом и новаторском педагогическом опыте, дающая образцы работы по–новому, а также информация, нацеленная на дальнейшее преодоление имеющихся недостатков;

– данные анализа состояния учебно–воспитательного процесса, помогающие выявить первоочередные для данного ДОУ проблемы методической работы, а так же самообразования педагогов.

2. Создание условий для профессионального развития педагогов в условиях реализации ФГОС ДО

3. Неформализованное решение насущных проблем, стоящих перед педагогом.

4. Методическая работа в ДОУ –комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приёмам работы с детьми.

5. Определение реальных показателей работы по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов.

Методическое сопровождение профессионального развития педагогического коллектива по реализации ФГОС ДО теснo связано с годовым планом, в котором отражаются актуальные задачи и конкретные мероприятия по их реализации. Профессиональное развитие конкретного педагога связано с индивидуальным образовательным маршрутом, который может быть разработан для каждого педагога.

Методическое сопровождение включает несколько взаимосвязанных и взаимопроникающих этапов: мотивационный (зачем?), содержательный (что?), деятельностный (как?).

I этап – это создание у педагогов соответствующей мотивации по отношению к ФГОС, повышение ценностного отношения к профессии, формирование гармоничных отношений с коллегами. Практика показывает, что жизненный и профессиональный опыт, ранее сформированные стереотипы мышления и поведения выступают тормозящими факторами в процессе переориентации деятельности. Поэтому целесообразно сначала изменить позиции и установки педагогов, а затем излагать им новые знания, которые будут ими приняты и не вызовут противоречия с их взглядами.

Основная задача этого этапа – подготовить педагогов к пониманию необходимости по – иному посмотреть на себя как на профессионала, на свои отношения с детьми, коллегами, родителями, руководством. Необходимо показать преимущества личностно – ориентированного взаимодействия над дисциплинарным как для развития детей, так и для развития личности самого педагога. Формы используются самые разнообразные: теоретические семинары, семинары – практикумы, деловые игры, групповые дискуссии, совместное чтение и комментирование нормативных документов, работа с психолого–педагогической литературой и т.д.

На II этапе формируется содержательный (когнитивный) компонент, который представляет собoй совокупность психолого–педагогических и методических знаний: специфики, целей и задач, средств организации работы с детьми по ФГОС ДО, Для формирoвания содержательного компонента используются такие формы работы, как педагогические советы в традиционной форме, а также с использованием ИКТ, игровых технологий, моделирования ситуаций. Проводятся теоретические семинары, лекции, консультации, круглые столы, организуется работа по самообразованию. Педагоги ДОУ активно посещают курсы повышения квалификации, научно–практические конференции, семинары, проводимые в муниципалитете и на уровне республики. Используются новые формы сетевых коммуникаций: накопительная дистанционная система повышения квалификации, переподготовка, электронные методические библиотеки, виртуальные методические объединения, профессиональные сайты, участие в вебинарах, круглых столах, видеокoнференциях и использование полученных материалов в работе.

Итогом методического сопровождения на этом этапе является сформированность субъектной позиции в отношении внедрения ФГОС ДО у педагогов ДОУ. Вопрос «что делать?» сменился утверждением «я знаю, что делать и почему именно так».

На III этапе формируется деятельностный компонент, включающий в себя совокупность умений (компетенций), обеспечивающих эффективную реализацию ФГОС ДО.

Для развития профессиональных компетенций используются игровые практикумы, подготовленные воспитателями:

– «Геoкешинг в дошкольном образовании», Геокешинг – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Задача, которую решают игроки в геокешинг – пoиск тайников, сделанных другими участниками игры.

– «Квест–технология как средство развития познавательной активности детей»,

– «Кейс–технология как способ реализации компетентностного подхода». Воспитатель самостоятельно изучает информацию о новой технологии, готовит и проводит мероприятие, затем совместно с другими педагогами анализирует, выясняет что получилось, что нет, делает вывод о перспективах использования технологии в условиях ДОУ.

Востребованы в ДОУ и такие формы, как разработка методических рекомендаций, дидактического материала для игр и занятий, презентаций–отчётов, помогающие педагогам проявить не только профессиональные, но и личностные качества (самостоятельность, креативность, амбициозность).

Эффективными практиками методического сопровождения педагогов по реализации ФГОС ДОявляются:

– педагогическая мастерская «Уроки открытых мыслей». Воспитатель готовит образовательное мероприятие, проводит его, а затем педагоги просматривают видеозапись и обсуждают. Методическое сопровождение старшего воспитателя заключается в том, что он является куратором, который определяет актуальность той или иной темы, предлагает её педагогу, активно сотрудничает, помогая (при необходимости) воплощать его идеи и проекты. Некоторые из них:

педагогическая мастерская «Уроки умных педагогических мыслей»);

«Виртуальное путешествие в национальный музей;

«Путешествие в страну математики» и т.д.

открытые мероприятия.

конкурсное движение. Необходимо ежегодно в ДОУ планировать как методические, так и творческие конкурсы для педагогов, проводить конкурсы для детей различной тематики. Педагоги готoвят детей к конкурсам различных уровней, в том числе интернет–конкурсам, активно участвуют в них сами.

Итогом методического сопровождения на третьем этапе становится повышение уровня развития компетенций педагогов ДОУ. Вoпрос «как?» сменяется утверждением «я знаю, как это делать, я могу это делать». Результатом методического сопровождения профессионального развития педагогов на этапе реализации ФГОС ДО становится позиция «хочу работать по–новому – знаю, что делать и каким образом – могу это сделать».

Таким образом, в итоге качественно организованного методического сопровождения педагoгов по реализации ФГОС ДО, в детском саду будет пополнена нормативно – правовая база ДОУ, регламентирующая сопровождение педагогов, будут созданы условия для профессионального роста каждого педагога; сформирован творчески работающий коллектив педагогов – единомышленников; педагоги освоят инновационные образовательные технологии. Произойдёт закрепление кадров в ДОУ и привлечение молодых педагогов; решится комплекс социальных и моральных мер поoщрения для повышения статуса педагогических работников.

Успех каждого коллектива, конечно, зависит от консолидации администрации и педагогов, от их желания и готовности к совместной работе.

Взаимосвязанная и систематическая работа повысит общий профессиональный уровень педагогов, раскроет их творческий потенциал, в результате чего будет обеспечено повышение качества воспитательно – образовательной работы с детьми.


Список использованной литературы

  1. Атмахова Л. Новые подходы, квалификация, мастерство. Методическая служба как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ. // Дошкольное воспитание. 2014. № 4. С. 24 – 31.

  2. Афонькина Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности педагога ДОУ: диагностический журнал/ Ю.А. Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2013. – 115 с.

  3. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. Творческий центр. М., 2008.

  4. Волобуева Л. М., Мирко И. А. Активные методы обучения в методической работе ДОУ// Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. – 2010. – № 6(32). – С. 70–79.

  5. Жеребятьева С. В. Модель совершенствования профессионального мастерства педагогов. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. – № 10. – с. 5–15.

  6. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным

  7. Лукьянова М.И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический анализ понятия. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2015. № 1. С. 15 – 21.

  8. Майер А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2007. № 1. С. 8 – 14.