МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
учителя аварского языка и литературы
Ведущей педагогической идеей в своей работе считаю развитие творческих способностей учащихся через использование методов обучения на уроках дагестанской литературы и привитие познавательного интереса к обучению в системе личностно-ориентированного обучения. В соответствии с этим свою педагогическую деятельность строю на основе:
- индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;
- формирования познавательных интересов учащихся на уроках и во
внеурочной деятельности;
- использования разно уровневых заданий в учебной деятельности.
Это способствует осознанию учащимися своих возможностей и умственных
способностей, пониманию учебных задач, формированию устойчивых интересов к изучению родного языка, развитию творческого потенциала, повышению мотивации к обучению.
На протяжении всего педагогического труда веду активную работу с одарёнными детьми, привлекаю их к участию в различных мероприятиях школьного, городского значения.
В своей работе использую традиционную методику обучения аварскому языку и литературе применением современных образовательных технологий:
воспитание российской и дагестанской гражданской идентичности:
патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа Дагестана; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов Дагестана;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального дагестанского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения
к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов Дагестана, России и мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в обществе;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов Дагестана, творческой деятельности эстетического характера. На уроках аварского языка практикую использование
заданий, способствующих развитию мыслительных процессов (памяти,
внимания, воображения, логического и абстрактного мышления),
- составление таблиц, алгоритмов, кроссвордов, выполнение творческих и индивидуальных заданий. Наряду с традиционными применяю следующие формы и методы:
1.Классно-урочная форма:
А) нетрадиционные уроки (урок-путешествие урок-встреча, урок-соревнование
интегрированные уроки, уроки- исследования, уроки- диспуты,
уроки- презентации)
Б) метод развивающего обучения.
2.Внеклассная и внеурочная форма: фольклорные праздники, предметные
недели.
3.Участие на школьных и городских конкурсах.
4. Диагностика знаний учащихся (анкеты, тесты, опросы)
Тема самообразования опыта. Обоснованность её выбора. Её актуальность,
результативность.
Развитие творческих способностей учащихся на основе индивидуализации и дифференциации на уроках по аварскому языку и литературе
Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. Л.Н. Толстой советовал учителям: «Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай её, и
ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их».
Методическая тема, над которой я работаю уже не один год, взята мной не случайно. Она перекликается с темой школы «От качества преподавания к качеству знаний».
Свою задачу как учителя я вижу в том, чтобы научить детей не забывать истоки своего народа, фольклор, стихи, рассказы формирование духовной и интеллектуальной потребности учащихся в чтении; обеспечение общего и литературного развития школьника, глубокого понимания
художественных произведений различного уровня сложности;
развитие эмоциональной культуры читателя-школьника;
постижение основных законов литературы как словесного вида искусства и ее отличия от устного народного творчества;
последовательное знакомство с основными понятиями, позволяющими проникнуть
в художественный мир литературного произведения;
формирование начальных представлений о специфике литературы народов
Дагестана в ряду других искусств; приобщение и систематизирование знаний о литературе аварского народов Дагестана; обеспечивание освоения текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, а также основных историко-литературных сведений, которые придумали наши предки и через это донести до ребячьих сердец глубину народной мудрости. Ведь недаром великий педагог К.Д.Ушинский писал:…в основе содержания образования в школе должна лежать родная культура, и, прежде всего, национальные особенности .
Основополагающими принципами моей педагогической системы являются:
гуманизация образования;
личностный подход в обучении;
педагогика сотрудничества;
развитие познавательных и творческих способностей;
учёт возрастных особенностей
Условия возникновения и становления опыта
Учащиеся нашей школы испытывают определённые трудности при
знакомстве с текстами аварско -художественной литературы. Каким же должен быть современный учитель и каким должен быть урок дагестанской литературе сегодня? Эти вопросы меня волнуют постоянно.
Урок по аварскому языку и литературе
– это партнёрство учителя и ученика, при котором голос каждого должен быть услышан, и каждая точка зрения выступает как равноправная. Вовлекая своих учеников в творческий процесс постановки и решения самых сложных проблем, исследование художественного произведения, помогаю учащимся увидеть бездонность и глубину художественного произведения, открывая перспективу для будущего самостоятельного осмысления. Только на этой базе возможно глубокое изучение литературы в школе, сотрудничество учителя и ученика.
Ведущая педагогическая идея моего опыта – это создание максимально благоприятных
условий для раскрытия, развития и реализации творческих способностей
учащихся в учебном воспитательном процессе, побуждающем к
самосовершенствованию и личностному росту, формирование навыков
правильного, выразительного и свободного общения учащихся. Чтобы
воплотить мою идею в жизнь необходимо:
-выявление, развитие и реализация творческих индивидуальных
способностей ребенка;
внедрение новых педагогических технологий в работу;
создание на уроках благоприятной атмосферы для работы, сопереживание,
соучастие и т.д.;
постоянный творческий поиск методов, форм и приемов, которые будут увлекать учащихся;
накопление собственного опыта работы и изучение опыта коллег;
воспитание чувства любви и уважения друг к другу, к окружающему миру,
творчеству аварских писателей, культуре родного народа.
Каждый урок должен быть результативным, и достичь этого можно только при условии, если привить учащимся стремление к активной творческой деятельности. По тому, насколько самостоятелен ученик в решении поставленных перед ним задач, можно судить о прочности его знаний.
Актуальность и перспективность.
Активизация учебно-познавательной деятельности в условиях реформы школы становится неотъемлемой частью успешной ее реализации. Школа должна быть обращена к социальным проблемам, связана с жизнью.Усложняется труд человека, меняется характер его профессиональной подготовке. Новые условия жизнедеятельности людей открывают широкий простор приложению творческих сил человека. Эти активные, творческие силы надо формировать уже с детства, в школе, в познании, в труде, в овладении общеобразовательными знаниями, умениями в приобщении к профессии к разносторонним ценностям общества.
В практике своей работы я активно использую такие формы урока, как уроки-суды, уроки-соревнования,
уроки-конкурсы, урок-игра, уроки-путешествия, уроки-концерты, уроки-семинары,
уроки-диспуты.\ Характерной особенностью этих уроков является их оригинальность по замыслу, структуре, сюжету, по тем педагогическим находкам, которые
позволяют говорить об этих уроках как о нетрадиционных, творческих, авторских.
Учащимся даю возможность высказать идеи по поводу тем, предложенных для обсуждения, в домашней творческой работе. Выделяются наиболее оригинальные вопросы, которые добавляются в уже имеющийся список.
Чтобы урок аварского языка и литературе был интересным, разнообразным, ёмким и содержательным, стараюсь использовать многообразные формы деятельности учащихся: интеллектуальную, эстетическую, нравственно-психологическую.
Успешно применяются на уроках следующие формы работы: комментарии историко-культурного, языкового плана; дописывание учащимися эпизодов, реплик, диалогов, которые могли бы существовать в тексте, составление писем, дневников от лица героев, рецензирование. Используются на уроках и ролевые
игры, требующие проблемно-поисковую деятельность учащихся.
В целом, «интрига» урока родного языка развивается таким образом, чтобы ученик оказался включен в «большой диалог» культур различных эпох и народов, оказался причастен свершениям и трагедиям разных времён, смог включить свой личностный опыт читателя в общую культурную копилку человечества.
В своей работе я стараюсь следовать мудрому совету В.А. Сухомлинского
– беречь «детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний».
Сценарии нетрадиционных уроков составляются и совместно с учащимися. В результате подготовки к таким урокам у учащихся повышается интерес к тексту художественного произведения, к слову писателя, возникает потребность в
работе с книгами литературоведческого характера. Приобретаются навыки самообразовательной, исследовательской деятельности, развивается речь. Очень важно то, что, готовясь к семинару, учащиеся используют и краеведческий материал. Много интересного учащиеся сообщили о поэтах нашей республики.
Учащиеся выступили не пассивными слушателями, а активными участниками, которые делятся со своими товарищами не только самостоятельно добытыми знаниями по теме, но и, декламируя особенно понравившиеся произведения, показывают глубину самостоятельного постижения этой темы. Песни, прозвучавшие на уроке, помогли учащимся проникнуть в мир чувств и
переживаний далёкого от них поколения советских людей, вынесшего на плечах суровые испытания. С большим интересом проходит в 9 классе урок-семинар по теме «Роль литературно-художественных и общественно-политических журналов нашего времени в формировании личности человека».
Таким образом, я надеялся привлечь внимание учащихся к многочисленным журналам, хотел, чтобы возродилось семейное чтение.
Таким образом, поиски новых путей в преподавании литературы дают свои положительные результаты. Творческий подход отражается и на качестве знаний учащихся.
Другой формой работы является игра. Это эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся. Правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умение и навыки. Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету. Игра - один из приемов преодоления пассивности учеников. В составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.На своих уроках я часто использую игру, особенно в 2-4 классах. Это соревнование двух кораблей, «Поле чудес», «Угадай произведение», Игра-переводчик,
игра «Эрудит», «Работа в газете», интеллектуальные игры и др.
Нетрадиционные уроки усиливают акцент на занимательности и
стимулировании интереса к содержанию предметного курса, что, бесспорно, способствует повышению качества обучения. Продумывая новый урок, я стараюсь продумать и роль ученика на уроке. Ученик, выступающий в роли путешественника на обобщающем уроке - путешествии. Поэтому я стараюсь подойти к составлению творческих заданий строго
индивидуально, внушая детям мысль: «Интересно не только учиться, но и демонстрировать свои знания, применять и облекать их в самые неожиданные формы». Огромную роль на уроке играет общая эмоциональная атмосфера, свободная от догматизма и авторитарности, и эмоциональность, и артистизм учителя, и организация творческих работ учащихся – всё это способствует
эмоциональной открытости, и развитию познавательной и творческой
активности учащихся. Если полученные на моих уроках умения творчески мыслить выпускники уже используют в своей профессиональной деятельности, это и есть, на мой взгляд, результат работы в выбранном мною направлении.
На протяжении всего педагогического труда веду активную работу с
одарёнными детьми, привлекаю их к участию в различных мероприятиях
школьного, районного, областного и значения.