Методика применения исторического материала на уроках математики
Экспериментальная проверка полученных результатов исследования проводилась на базе МБОУ Урожайновская СОШ в 5-9 классах.
Эксперимент разбивался на поисковую, обучающую и диагностирующую части.
Поисковый этап эксперимента заключался в решении задач:
Анализ школьной методической литературы на наличие элементов историзма и их влияния на познавательный интерес обучающихся.
Определение содержания теоретического материала по истории математики, который целесообразно рассмотреть на основных уроках и внеклассных занятиях.
Оценка влияния систематического использования элементов историзма на уроках математики и на внеклассных занятиях.
В процессе решения данных задач мы подготовили материал для занятий кружка «Истоматика» для учащихся 7-8 классов, разработала игры и внеклассные мероприятия с использованием исторических справок, а так же ввела систематическое использование элементов историзма во всю свою педагогическую практику.
Анализ используемых в нашей школе учебников математики, алгебры и геометрии, наталкивает на мысль о том, что исторический подход в преподавании математики имеет много проблем:
Систематизация используемых в учебниках по математике исторических данных отсутствует.
В некоторых учебниках недостаточное количество, или вообще отсутствует материал, связанный с историей математики.
Несоответствие приводимых в учебниках исторических данных с изучаемой темой.
Существует малое количество рекомендаций, в каком объёме и в каких классах можно применять элементы историзма на уроках.
В течение эксперимента было подтверждено, что достаточно затратить на сообщение историко-математических сведений не более 10 минут урока, и это время будет потрачено с пользой.
Тогда, можно сформулировать вывод, что использование элементов историзма в процессе обучения математике благоприятно влияет на понимание учащимся сущности предмета, всесторонне развивает его и может стимулировать познавательный интерес ребёнка.
На втором этапе эксперимента выполнялась оценка уровня эффективности применения элементов историзма на уроках математики и внеклассных мероприятиях, посвящённых математике, для стимуляции у учащихся интереса к предмету, развития у них внимательности и логического мышления.
Эксперимент проводился в 5-9 классах, уроки в которых велись с частым использованием элементов историзма, и некоторые внеклассные мероприятия, посвящённые истории математики.
Для лучшего понимания результатов, перед началом эксперимента мы провели анкетирование. Его целью было выяснить уровень заинтересованности учащихся в математической науке до на чала эксперимента, а так же знание ими некоторых фактов из истории математики.
Повторное анкетирование было проведено в конце эксперимента, с целью оценить уровень изменения интереса и отношения учащихся к предмету.
Вопросы предварительного анкетирования носили общий характер и относились к тем знаниям, которые учащиеся могли получить на уроках математики. Например:
«Кто ввёл понятие системы координат?» или «Каких российских математиков вы знаете?»
Вопросы при повторном анкетировании не повторялись, и относились как к тем знаниям, которые учащиеся могли получить на уроке, так и к тем, с которыми могли ознакомиться только самостоятельно исследуя заинтересовавший их вопрос. Например:
«Какой труд античного философа Эвклида посвящён раскрытию геометрии?»
Для сопоставления результатов предварительного и последующего анкетирования автором были введеныа следующие показательные единицы:
Показатель А, оценивающий уровень познания учащимися общих аспектов истории математики. Правильный ответ на минимум 60% вопросов анкеты показывал высокий уровень знания учащимися истории математических открытий. В таблице показатель А приведён как отношение количества учащихся, показавших высокий уровень познания, к общему количеству учащихся в классе в процентах с последующим округлением до целого.
Показатель В, оценивающий уровень познания заинтересованности школьников в изучении математики. Положительный ответ на краткие вопросы анкеты как на минимум в 60% случаев показывал высокий уровень мотивированности школьников к изучению математической дисциплины.
В таблице показатель В приведён как отношение количества учащихся, показавших высокий познавательного интереса к предмету, к общему количеству учащихся в классе в процентах с последующим округлением до целого.
Таблица 1
Результаты проведённого анкетирования
Класс | Показатели | Предварительное анкетирование | Последующее анкетирование |
5 класс | Показатель А | 43% | 71% |
Показатель В | 64% | 86% |
Продолжение Таблицы 1
Класс | Показатели | Предварительное анкетирование | Последующее анкетирование |
6 класс | Показатель А | 47% | 74% |
Показатель В | 39% | 67% |
7 класс | Показатель А | 23% | 82% |
Показатель В | 15% | 76% |
8 класс | Показатель А | 23% | 67% |
Показатель В | 34% | 72% |
9 класс | Показатель А | 25% | 31% |
Показатель В | 33% | 44% |
Как видно по результатам анкетирования эксперимент с введением в учебный процесс элементов историзма оказал благоприятное воздействие на развитие познавательного интереса учащихся, а так же на уровень их знаний в области истории математики. По косвенным данным эксперимент так же повлиял на повышения познавательного интереса к другой школьной дисциплине – всемирной истории.
Хороший результат практика использования элементов историзма показала в изначально хорошо мотивированных классах, однако, наилучший результат показали изначально слабо мотивированные к изучению предмета учащиеся 7 класса.
На обсуждении эксперимента после последнего анкетирования многие учащиеся этого класса признались, что исторические справки помогли им лучше понимать новую для них в этом году дисциплину – геометрию, которая до начала эксперимента казалась очень сложной.
Эти выводы подтвердились при сравнении качества знаний за первую и третью четверти, т.е. соответственно до начала и после завершения педагогического эксперимента.
Большую статичность проявили ученики 9 класса, для которых положительные изменения оказались не такими значительными, как в других классах, что, скорее всего, связанно с возрастными особенностями учащихся.