СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Методика применения исторического материала на уроках математики"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Методика применения исторического материала на уроках математики"»

Методика применения исторического материала на уроках математики

Экспериментальная проверка полученных результатов исследования проводилась на базе МБОУ Урожайновская СОШ в 5-9 классах.

Эксперимент разбивался на поисковую, обучающую и диагностирующую части.

Поисковый этап эксперимента заключался в решении задач:

        • Анализ школьной методической литературы на наличие элементов историзма и их влияния на познавательный интерес обучающихся.

        • Определение содержания теоретического материала по истории математики, который целесообразно рассмотреть на основных уроках и внеклассных занятиях.

        • Оценка влияния систематического использования элементов историзма на уроках математики и на внеклассных занятиях.

В процессе решения данных задач мы подготовили материал для занятий кружка «Истоматика» для учащихся 7-8 классов, разработала игры и внеклассные мероприятия с использованием исторических справок, а так же ввела систематическое использование элементов историзма во всю свою педагогическую практику.

Анализ используемых в нашей школе учебников математики, алгебры и геометрии, наталкивает на мысль о том, что исторический подход в преподавании математики имеет много проблем:

        • Систематизация используемых в учебниках по математике исторических данных отсутствует.

        • В некоторых учебниках недостаточное количество, или вообще отсутствует мате­риал, связанный с историей математики.

        • Несоответствие приводимых в учебниках исторических данных с изучаемой темой.

        • Существует малое количество рекомендаций, в каком объёме и в каких классах можно приме­нять элементы историзма на уроках.

В течение эксперимента было подтверждено, что достаточно затратить на сообщение историко-математических сведений не более 10 минут урока, и это время будет потрачено с пользой.

Тогда, можно сформулировать вывод, что использование элементов историзма в процессе обучения математике благоприятно влияет на понимание учащимся сущности предмета, всесторонне развивает его и может стимулировать познавательный интерес ребёнка.

На втором этапе эксперимента выполнялась оценка уровня эффективности применения элементов историзма на уроках математики и внеклассных мероприятиях, посвящённых математике, для стимуляции у учащихся интереса к предмету, развития у них внимательности и логического мышления.

Эксперимент проводился в 5-9 классах, уроки в которых велись с частым использованием элементов историзма, и некоторые внеклассные меро­приятия, посвящённые истории математики.

Для лучшего понимания результатов, перед началом эксперимента мы провели анкетирование. Его целью было выяснить уровень заинтересованности учащихся в математической науке до на чала эксперимента, а так же знание ими некоторых фактов из истории математики.

Повторное анкетирование было проведено в конце эксперимента, с целью оценить уровень изменения интереса и отношения учащихся к предмету.

Вопросы предварительного анкетирования носили общий характер и относились к тем знаниям, которые учащиеся могли получить на уроках математики. Например:

«Кто ввёл понятие системы координат?» или «Каких российских математиков вы знаете?»

Вопросы при повторном анкетировании не повторялись, и относились как к тем знаниям, которые учащиеся могли получить на уроке, так и к тем, с которыми могли ознакомиться только самостоятельно исследуя заинтересовавший их вопрос. Например:

«Какой труд античного философа Эвклида посвящён раскрытию геометрии?»

Для сопоставления результатов предварительного и последующего анкетирования автором были введеныа следующие показательные единицы:

Показатель А, оценивающий уровень познания учащимися общих аспектов истории математики. Правильный ответ на минимум 60% вопросов анкеты показывал высокий уровень знания учащимися истории математических открытий. В таблице показатель А приведён как отношение количества учащихся, показавших высокий уровень познания, к общему количеству учащихся в классе в процентах с последующим округлением до целого.

Показатель В, оценивающий уровень познания заинтересованности школьников в изучении математики. Положительный ответ на краткие вопросы анкеты как на минимум в 60% случаев показывал высокий уровень мотивированности школьников к изучению математической дисциплины.

В таблице показатель В приведён как отношение количества учащихся, показавших высокий познавательного интереса к предмету, к общему количеству учащихся в классе в процентах с последующим округлением до целого.

Таблица 1

Результаты проведённого анкетирования


Класс


Показатели


Предварительное

анкетирование


Последующее

анкетирование


5 класс

Показатель А

43%

71%

Показатель В

64%

86%


Продолжение Таблицы 1


Класс


Показатели


Предварительное

анкетирование


Последующее

анкетирование


6 класс

Показатель А

47%

74%

Показатель В

39%

67%


7 класс

Показатель А

23%

82%

Показатель В

15%

76%


8 класс

Показатель А

23%

67%

Показатель В

34%

72%


9 класс

Показатель А

25%

31%

Показатель В

33%

44%


Как видно по результатам анкетирования эксперимент с введением в учебный процесс элементов историзма оказал благоприятное воздействие на развитие познавательного интереса учащихся, а так же на уровень их знаний в области истории математики. По косвенным данным эксперимент так же повлиял на повышения познавательного интереса к другой школьной дисциплине – всемирной истории.

Хороший результат практика использования элементов историзма показала в изначально хорошо мотивированных классах, однако, наилучший результат показали изначально слабо мотивированные к изучению предмета учащиеся 7 класса.

На обсуждении эксперимента после последнего анкетирования многие учащиеся этого класса признались, что исторические справки помогли им лучше понимать новую для них в этом году дисциплину – геометрию, которая до начала эксперимента казалась очень сложной.

Эти выводы подтвердились при сравнении качества знаний за первую и третью четверти, т.е. соответственно до начала и после завершения педагогического эксперимента.

Большую статичность проявили ученики 9 класса, для которых положительные изменения оказались не такими значительными, как в других классах, что, скорее всего, связанно с возрастными особенностями учащихся.