СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Методы педагогической диагностики. Их применение в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья адресовна педагогам, реализующим программы дополнительного образования. Даётся общее описание методов педагогической диагностики, рассматриваются их виды и основные отличия от психологических техник.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Методы педагогической диагностики. Их применение в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы"»

Методы педагогической диагностики


В деятельности современного педагога диагностика занимает особое место. Но на что же она направлена и чем отличается, к примеру, от психологической диагностики? На какие методы диагностики необходимо обратить особое внимание и включить в оценочные материалы при разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ?

Педагогическая диагностика – совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации образовательного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия (т. е. проверки и оценки).

Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, воспитателя, педагога-организатора, педагога дополнительного образования, в содержание которой входит целенаправленное изучение  особенностей и возможностей личности учащегося.

Для чего педагог проводит диагностику? Зачем она ему нужна?

Педагогическая диагностика выполняет две главные функции: 1) «поставляет» достоверную информацию педагогу для принятия обоснованных педагогических решений и воздействий на учащегося; 2) даёт обратную связь о результатах этих воздействий.

Долгое время считалось, что диагностика – это прерогатива деятельности психолога, но на самом деле, диагностировать могут в равной степени и педагог, и психолог, различия имеются в цели изучения, используемых методах и инструментарии. Рассмотрим отличия педагогической и психологической диагностики.


Отличия педагогической и психологической диагностики


параметры

Педагогическая диагностика

Психологическая диагностика

1.

Предмет изучения

личность учащегося

личность учащегося

2.

Цель изучения

В оперативных целях, для решения задач обучения  и воспитания, для контроля за результатами педагогического воздействия

Выявления проблем, трудностей, отклонений в индивидуальном развитии для разработки рекомендаций по созданию оптимальных психологических условий для правильного, гармоничного развития личности

3.

Уровень диагностики

Основные характеристики компонентов психического развития (основная характеристика внимания - концентрация)

Весь объём характеристик компонентов психического развития (объём, избирательность, устойчивость, концентрация, распределение, переключение внимания)

4.

Методы и инструментарий

Метод наблюдения, несложные экспресс- методики

Психодиагностические методики, требующие специальной квалификации специалиста

5.

Форма

Мониторинг (целенаправленная программа слежения за динамикой развития учащихся)

Мониторинг (целенаправленная программа слежения за динамикой развития учащихся)




Педагоги в ЦДТ Промышленного района применяют диагностику в рамках реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по различным направлениям творческой деятельности. При этом для отслеживания предметных, метапредметных и личностных результатов используются следующие виды диагностики:


Виды диагностики


Виды

Задачи

Предварительная (вводная)

выявление исходного уровня, состояния детей перед началом реализации программы

Промежуточная

оценка эффективности педагогических воздействий, своевременная коррекция программы, составление дальнейшего плана работы

Итоговая

выявление достигнутого уровня развития способностей, комплексная оценка педагогической деятельности













В зависимости от задач изучения, применяемые методы педагогической диагностики подразделяются на:

1Неэкспериментальные (служат для выявления наличия или отсутствия какой-нибудь психологической особенности): анкетирование, анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа.

2Диагностические (для количественного измерения): тестирование (тесты общих умственных способностей, умственного развития; тесты специальных способностей в различных областях деятельности; тесты обученности, тесты для определения отдельных качеств личности (памяти, мышления, характера и др.); тесты для определения уровня воспитанности, (сформированности общечеловеческих, нравственных, социальных и других качеств).).

3Экспериментальные (для объяснения психических явлений) Этот метод применяется, в основном, в научной работе в области педагогики. Также он может использоваться в повседневной деятельности педагога для проверки эффективности новых и оптимизации хорошо зарекомендовавших себя приемов работы.

4Формирующие (для выявления возможностей развития): анализ, программирование, сообщение результатов.


В педагогической деятельности наиболее широко используются неэкспериментальные и диагностические методы: беседа, наблюдение, анкетирование и тестирование.

Беседа - один из главных методов педагогической диагностики. Беседа может стать важным способом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребёнка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем.

Отличие беседы от обычного разговора состоит в том, что содержание её разворачивается вокруг узкой темы, значимой для ребёнка и взрослого. Ребёнок выступает в роли отвечающего на вопросы, а взрослый в роли задающего вопросы.

Позитивные результаты от беседы можно ожидать, если:

  • педагог обладает умением создавать благоприятную атмосферу проведения беседы;

  • педагог обладает такими качествами, как тактичность, коммуникабельность;

  • педагог не делает поспешных выводов и не навешивает ярлыков;

  • педагог умеет правильно формулировать вопрос.

Беседа может быть и более стандартизованной, и более свободной.

В первом случае беседа ведется по строго регламентированной программе, со строгой последовательностью предъявления, дает возможность четко фиксировать ответы и сравнительно легко обрабатывать результаты.

Во втором случае содержание вопроса заранее не планируется. Общение протекает свободнее, шире, но это осложняет организацию, проведение беседы и обработку результатов. Беседа не должна длиться более 30-40 минут.

Метод наблюдения дает возможность изучить участие ребёнка в конкретном виде деятельности.

Для того чтобы наблюдение было научным, оно должно удовлетворять следующим требованиям:

1. Целенаправленность – наблюдение проводится не за учащимся вообще, а за проявлениями конкретных личностных особенностей.

2. Планирование – до начала наблюдения необходимо наметить определенные задачи (что наблюдать), продумать план (сроки и средства), показатели (что фиксировать), возможные просчеты (ошибки) и пути их предупреждения, предполагаемые результаты.

3. Самостоятельность – наблюдение должно являться самостоятельной, а не попутной задачей. Например, не лучшим способом выяснения качеств учеников будет поход в лес на экскурсию, потому что сведения, полученные таким путем, будут случайными, так как основные усилия внимания будут направлены на решение организационных задач.

4. Естественность – наблюдение должно проводиться в естественных для ученика условиях.

5. Систематичность – наблюдение должно вестись не от случая к случаю, а систематически, в соответствии с планом.

6. Объективность – педагог должен фиксировать не то, что он «хочет увидеть» в подтверждение своего предположения, а объективные факты.

7. Фиксация – данные должны фиксироваться в ходе наблюдения или сразу после него.

Опросник и анкета - это целенаправленная подборка вопросов в письменном виде. Вопросы тщательно продумываются с учетом возрас­тных особенностей учащихся.

Вопросы делятся на две группы:

1. О фактах, действиях в прошлом и настоящем, а также о продуктах деятельности (что знает, помнит, чем интересуется).

2. Вопросы о мотивах, оценках, мнениях.

Эффективны при выявлении отношений учащихся к конкретным проблемам и явлениям.

Анкета должна удовлетворять ряду требований:

1. Вопросы должны быть лаконичными, ясными по смыслу, доступными для понимания, конкретными.

2. На выяснение одной характеристики должно быть направлено несколько вопросов, которые контролировали бы искренность ответов ученика.

4. Желательно в начале анкеты (первая треть) предлагать легкие вопросы (касающиеся конкретных действий, событий), затем трудные (на выявление суждений, оценок), далее самые сложные (требующие принятия решений), в заключение (последняя треть) – снова простые.

Тестирование - это проба, испытание, задание. С помощью тестов распознают умственное разви­тие, степень одаренности, устанавливают состояние учащегося и его осо­бенности и т. д.

В качестве вывода

Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления образовательного процесса. Она позволяет путем мониторинга и коррекции совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей. Сегодня невозможно представить образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребенка.

Оценка должна быть представлена не только в описательном виде (хотя текстовая оценка тоже может быть использована) – необходимо применение точных параметров оценки результатов педагогической работы с детьми на основе точных методик, специально разработанных диагностических заданий (тестов) и анализа их выполнения, направленных на выявление уровня знаний, навыков, умений, определенных качеств личности, способностей.