Методы педагогической диагностики
В деятельности современного педагога диагностика занимает особое место. Но на что же она направлена и чем отличается, к примеру, от психологической диагностики? На какие методы диагностики необходимо обратить особое внимание и включить в оценочные материалы при разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ?
Педагогическая диагностика – совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации образовательного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия (т. е. проверки и оценки).
Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, воспитателя, педагога-организатора, педагога дополнительного образования, в содержание которой входит целенаправленное изучение особенностей и возможностей личности учащегося.
Для чего педагог проводит диагностику? Зачем она ему нужна?
Педагогическая диагностика выполняет две главные функции: 1) «поставляет» достоверную информацию педагогу для принятия обоснованных педагогических решений и воздействий на учащегося; 2) даёт обратную связь о результатах этих воздействий.
Долгое время считалось, что диагностика – это прерогатива деятельности психолога, но на самом деле, диагностировать могут в равной степени и педагог, и психолог, различия имеются в цели изучения, используемых методах и инструментарии. Рассмотрим отличия педагогической и психологической диагностики.
Отличия педагогической и психологической диагностики
№ | параметры | Педагогическая диагностика | Психологическая диагностика |
1. | Предмет изучения | личность учащегося | личность учащегося |
2. | Цель изучения | В оперативных целях, для решения задач обучения и воспитания, для контроля за результатами педагогического воздействия | Выявления проблем, трудностей, отклонений в индивидуальном развитии для разработки рекомендаций по созданию оптимальных психологических условий для правильного, гармоничного развития личности |
3. | Уровень диагностики | Основные характеристики компонентов психического развития (основная характеристика внимания - концентрация) | Весь объём характеристик компонентов психического развития (объём, избирательность, устойчивость, концентрация, распределение, переключение внимания) |
4. | Методы и инструментарий | Метод наблюдения, несложные экспресс- методики | Психодиагностические методики, требующие специальной квалификации специалиста |
5. | Форма | Мониторинг (целенаправленная программа слежения за динамикой развития учащихся) | Мониторинг (целенаправленная программа слежения за динамикой развития учащихся) |
Педагоги в ЦДТ Промышленного района применяют диагностику в рамках реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по различным направлениям творческой деятельности. При этом для отслеживания предметных, метапредметных и личностных результатов используются следующие виды диагностики:
Виды диагностики
Виды | Задачи |
Предварительная (вводная) | выявление исходного уровня, состояния детей перед началом реализации программы |
Промежуточная | оценка эффективности педагогических воздействий, своевременная коррекция программы, составление дальнейшего плана работы |
Итоговая | выявление достигнутого уровня развития способностей, комплексная оценка педагогической деятельности |
В зависимости от задач изучения, применяемые методы педагогической диагностики подразделяются на:
1. Неэкспериментальные (служат для выявления наличия или отсутствия какой-нибудь психологической особенности): анкетирование, анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа.
2. Диагностические (для количественного измерения): тестирование (тесты общих умственных способностей, умственного развития; тесты специальных способностей в различных областях деятельности; тесты обученности, тесты для определения отдельных качеств личности (памяти, мышления, характера и др.); тесты для определения уровня воспитанности, (сформированности общечеловеческих, нравственных, социальных и других качеств).).
3. Экспериментальные (для объяснения психических явлений) Этот метод применяется, в основном, в научной работе в области педагогики. Также он может использоваться в повседневной деятельности педагога для проверки эффективности новых и оптимизации хорошо зарекомендовавших себя приемов работы.
4. Формирующие (для выявления возможностей развития): анализ, программирование, сообщение результатов.
В педагогической деятельности наиболее широко используются неэкспериментальные и диагностические методы: беседа, наблюдение, анкетирование и тестирование.
Беседа - один из главных методов педагогической диагностики. Беседа может стать важным способом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребёнка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем.
Отличие беседы от обычного разговора состоит в том, что содержание её разворачивается вокруг узкой темы, значимой для ребёнка и взрослого. Ребёнок выступает в роли отвечающего на вопросы, а взрослый в роли задающего вопросы.
Позитивные результаты от беседы можно ожидать, если:
педагог обладает умением создавать благоприятную атмосферу проведения беседы;
педагог обладает такими качествами, как тактичность, коммуникабельность;
педагог не делает поспешных выводов и не навешивает ярлыков;
педагог умеет правильно формулировать вопрос.
Беседа может быть и более стандартизованной, и более свободной.
В первом случае беседа ведется по строго регламентированной программе, со строгой последовательностью предъявления, дает возможность четко фиксировать ответы и сравнительно легко обрабатывать результаты.
Во втором случае содержание вопроса заранее не планируется. Общение протекает свободнее, шире, но это осложняет организацию, проведение беседы и обработку результатов. Беседа не должна длиться более 30-40 минут.
Метод наблюдения дает возможность изучить участие ребёнка в конкретном виде деятельности.
Для того чтобы наблюдение было научным, оно должно удовлетворять следующим требованиям:
1. Целенаправленность – наблюдение проводится не за учащимся вообще, а за проявлениями конкретных личностных особенностей.
2. Планирование – до начала наблюдения необходимо наметить определенные задачи (что наблюдать), продумать план (сроки и средства), показатели (что фиксировать), возможные просчеты (ошибки) и пути их предупреждения, предполагаемые результаты.
3. Самостоятельность – наблюдение должно являться самостоятельной, а не попутной задачей. Например, не лучшим способом выяснения качеств учеников будет поход в лес на экскурсию, потому что сведения, полученные таким путем, будут случайными, так как основные усилия внимания будут направлены на решение организационных задач.
4. Естественность – наблюдение должно проводиться в естественных для ученика условиях.
5. Систематичность – наблюдение должно вестись не от случая к случаю, а систематически, в соответствии с планом.
6. Объективность – педагог должен фиксировать не то, что он «хочет увидеть» в подтверждение своего предположения, а объективные факты.
7. Фиксация – данные должны фиксироваться в ходе наблюдения или сразу после него.
Опросник и анкета - это целенаправленная подборка вопросов в письменном виде. Вопросы тщательно продумываются с учетом возрастных особенностей учащихся.
Вопросы делятся на две группы:
1. О фактах, действиях в прошлом и настоящем, а также о продуктах деятельности (что знает, помнит, чем интересуется).
2. Вопросы о мотивах, оценках, мнениях.
Эффективны при выявлении отношений учащихся к конкретным проблемам и явлениям.
Анкета должна удовлетворять ряду требований:
1. Вопросы должны быть лаконичными, ясными по смыслу, доступными для понимания, конкретными.
2. На выяснение одной характеристики должно быть направлено несколько вопросов, которые контролировали бы искренность ответов ученика.
4. Желательно в начале анкеты (первая треть) предлагать легкие вопросы (касающиеся конкретных действий, событий), затем трудные (на выявление суждений, оценок), далее самые сложные (требующие принятия решений), в заключение (последняя треть) – снова простые.
Тестирование - это проба, испытание, задание. С помощью тестов распознают умственное развитие, степень одаренности, устанавливают состояние учащегося и его особенности и т. д.
В качестве вывода
Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления образовательного процесса. Она позволяет путем мониторинга и коррекции совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей. Сегодня невозможно представить образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребенка.
Оценка должна быть представлена не только в описательном виде (хотя текстовая оценка тоже может быть использована) – необходимо применение точных параметров оценки результатов педагогической работы с детьми на основе точных методик, специально разработанных диагностических заданий (тестов) и анализа их выполнения, направленных на выявление уровня знаний, навыков, умений, определенных качеств личности, способностей.