Статья
«Модель коррекционно-речевой работы воспитателя
в условиях инклюзивного образования»
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Полноценное речевое развитие является необходимым условием решение задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. В настоящее время большой процент детей дошкольного возраста относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный образовательный стандарт учитывает образовательные потребности детей с ОВЗ и предполагает системно - деятельностный подход, лежащий в его основе. Компонентами логопедического сопровождения, в соответствии с ФГОС, являются: профилактика речевых нарушений; логопедическая диагностика; коррекция речевых дефектов; формирование всех сторон (компонентов) речи; развитие невербальных психических функций; развитие эмоционально – волевой сферы; формирование нравственных установок ребёнка.
В тех случаях, когда ДОУ общеразвивающего вида не имеет возможности работать в непосредственном контакте со специалистом-логопедом, речевые нарушения у детей с ограниченными возможностями здоровья должны стать объектом особого внимания и адекватного воздействия со стороны педагогов. Сегодня научно-методические исследования и опыт работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в условиях инклюзивного образования позволяют достаточно полно определить направления логопедической деятельности педагогов ДОУ.
Основной целью этого направления должно стать создание такой воспитательной среды, которая способствовала бы раскрытию речевых возможностей воспитанников, предупреждению и преодолению трудностей в их речевом и психическом развитии. Для ее достижения должен быть решен ряд взаимосвязанных задач. Первая из них – диагностическая – состоит в динамическом наблюдении и педагогическом контроле за состоянием речи детей, в раннем распознавании и выявлении неблагополучных тенденций, задержек и недостатков в ее развитии и их правильной квалификации. Вторая задача – профилактическая – может быть охарактеризована как педагогическая помощь воспитанникам ДОУ в нормальном речевом развитии. Третья, коррекционная, задача состоит в своевременном полном или частичном устранении (сглаживании) имеющихся у детей нарушений речи.
Диагностический блок
В рамках этого блока воспитатель:
изучает уровень и динамику речевого развития своих подопечных;
выделяет детей с опережающим и нормативным речевым развитием, с негативными тенденциями, задержками и недостатками в нем;
квалифицирует (самостоятельно или с помощью специалистов) вид речевых недостатков, устанавливает их возможные причины;
конструирует групповые и индивидуальные программы речевой работы с детьми профилактической и/или коррекционно-развивающей направленности.
Для выяснения причин речевого недоразвития он может воспользоваться некоторыми методами диагностики, проверенными длительной педагогической практикой:
наблюдение за ребенком в процессе разных видов деятельности и при выполнении специальных диагностических заданий;
изучение истории его раннего общего, речевого развития и условий семейного воспитания;
беседы с родителями;
привлечение к обследованию детей специалистов – логопеда, невропатолога, психолога и др.
Профилактический блок
Выше отмечалось, что профилактическая деятельность педагога ДОУ заключается в помощи, методическом содействии дошкольникам в естественном и своевременном развитии речи и обеспечении его полноценности. С этой целью в первую очередь должна быть организована доступная по форме и средствам совместная деятельность ребенка со взрослыми и сверстниками. Кроме того, полноценности речевого развития содействует окружающая среда («питательная среда» в терминологии А.Н. Гвоздева). Важным ее компонентом и одновременно средством профилактики недостатков речи у дошкольников является правильная речь взрослых. «Прежде чем приступить к ответственному делу развития речи своих воспитанников, следует позаботиться о развитии, упорядочении своей речи», – напоминает педагогам Е.И. Тихеева (Тихеева Е.И. Развитие речи детей (ранний и дошкольный возраст). М., 1972. С. 51.) До сих пор актуальными остаются разработанные ею методические требования:
речь должна быть абсолютно правильна, литературна;
по форме и по тону речь должна быть всегда безупречно вежливой;
структуру речи следует согласовывать с возрастом детей: чем младше ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи;
содержание речи взрослых должно строго соответствовать развитию, запасу представлений и интересам детей, опираться на их опыт;
речь взрослых должна соответствовать таким критериям, как точность, ясность, простота, эмоциональная выразительность, образность, размеренность темпа и достаточная (но не чрезмерная) громкость.
Детская речь, как известно, в период интенсивного становления чрезвычайно ранима, чувствительна к негативным внешним воздействиям. Поэтому профилактическая деятельность воспитателя обязательно должна включать в себя:
охрану нервно-психического и физического здоровья воспитанников;
обеспечение спокойной, доброжелательной атмосферы жизнедеятельности детей, психологической комфортности воспитывающей среды и предупреждение травмирующих ребенка внешних воздействий;
раннее выявление факторов риска в развитии речи, отклонений от нормы в состоянии здоровья, врожденных и приобретенных заболеваний, которые сказываются на развитии речи;
пропедевтику возможных трудностей детей на этапе школьного старта, связанных с речевой готовностью.
Коррекционно-речевой блок
Однако, насколько внимательным и педагогически целесообразным не было бы отношение воспитателя к детям, часто оказывается так, что только обычных профилактических мер для полноценного развития их речи недостаточно. В отношении тех воспитанников, которые уже имеют речевые недостатки, необходимо использовать иные, отличающиеся от подготовительных формы и приемы воздействия. Среди недостатков в речевом развитии детей, с которыми может столкнуться педагог, наиболее распространенными являются следующие:
изолированные недостатки фонетической стороны речи;
фонетико-фонематическое и фонематическое недоразвитие речи;
общие, системные (лексико-грамматические и фонетико-фонематические) недостатки речи;
недостатки просодической (мелодико-интонационной и темпо-ритмической) организации речи.
В зависимости от их выраженности воспитатель далее выбирает одну из четырех возможных стратегий:
самостоятельно оказывает коррекционно-речевую помощь
воспитанникам;
после консультации со специалистом (логопедом, психологом, невропатологом, сурдопедагогом и др.) и по его рекомендации осуществляет применительно к тому или иному ребенку коррекционно-речевые мероприятия;
рекомендует родителям систематические занятия со специалистом (логопедом, сурдопедагогом, психологом и др.), оказывая всемерную коррекционно-речевую поддержку ребенка в период таких занятий и закрепляя их результаты;
рекомендует родителям обратиться в медико-психолого-педагогическую консультацию для более точного определения вида ДОУ и выбора адекватной возможностям и потребностям развития ребенка образовательной программы.
Воспитатель должен знать основные отличия работы по формированию звукопроизношения от работы по исправлению звукопроизношения, которые заключаются в следующем.
Воспитатель работает с детьми, которые имеют возрастные особенности звукопроизношения, характерные для определенных этапов речевого развития. При правильном речевом воспитании эти особенности ликвидируются и не задерживают развития речи ребенка. Формирование звукопроизношения — это систематическая работа со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.
Логопед работает с теми детьми, у которых на занятиях с воспитателем неправильное звукопроизношение не ликвидируется и мешает дальнейшему развитию их речи. Исправление звукопроизношения — это работа с детьми, имеющими стойкие затруднения при овладении звукопроизношением, направленная на преодоление этих недостатков.
Работа воспитателя по формированию звукопроизношения и работа логопеда по исправлению произношения звуков различны по организации, приемам, по продолжительности и требуют различных знаний, умений, навыков. Рассмотрим по этапам эти отличия:
Воспитатель | Логопед |
Работает по формированию правильного звукопроизношения. | Работает по исправлению звукопроизношения. |
|
Уточнение движений органов артикуляционного аппарата. Воспитатель в игровой форме уточняет с детьми определенные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звука. | Создание определенных положений и тренировка движений органов артикуляционного аппарата. В зависимости от характера нарушения звука логопед вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали. |
| |
2. Этап появления звука |
Уточнение звука или его вызывание по подражанию. Воспитатель использует способность ребенка к подражанию.
Подбирая звуковые образы звука (звукоподражания), соответствующие данному звуку, воспитатель закрепляет произнесение звука с теми детьми, у которых он есть, и вызывает по подражанию у тех детей, которые его еще не произносят, фиксируя внимание ребенка на звучании и артикуляции звук. | Постановка звука
Постановка звука обычно более сложный процесс, чем вызывание звука Отработанные на предыдущем этапе отдельные движения органов артикуляционного аппарата теперь вводятся в комплекс движений, и таким образом вырабатывается артикуляция нужного звука. Путем повторений перед зеркалом логопед закрепляет ее, а затем, применяя специальные приемы, получает правильное произнесение изолированного звука. |
3. Этап усвоения звука (правильное произношение звука в речи) |
Уточнение правильного произношения звука. Звук уточняется в словах, фразах, потешках, стихотворениях, рассказах. Материал дается не весь последовательно, а выборочно, по усмотрению воспитателя. | Автоматизация звука. Последовательное введение звука в речь: слог, слово, предложение, потешки, стихотворения, рассказы. |
Таким образом, и воспитатель, и логопед должны ясно представлять характер и особенности своей работы, чтобы, помогая друг другу, достигнуть единой цели – воспитать правильную речь и обеспечить успешную социализацию ребёнка с ОВЗ.
При отсутствии профессиональной логопедической помощи овладение специалистами дошкольного воспитания знаниями и умениями в области специальной педагогики и психологии выводит их деятельность на новый уровень, отвечающий потребностям образовательной практики и свидетельствующий о формировании нового, развивающего стиля деятельности.
Литература: О.А. Степанова «Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении» Москва, 2003г.
Конец формы