СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ОЗНАКОМЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРЕДМЕТОМ "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ОЗНАКОМЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРЕДМЕТОМ "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР"»

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ОЗНАКОМЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРЕДМЕТОМ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Потехина Маргарита Игоревна, студентка 3 курса

КГБПОУ «Красноярский педагогически колледж № 1 им. М. Горького»

Научный руководитель: Власова Елена Владимировна

Аннотация статьи.

В статье рассмотрен и раскрыт метод моделирования для ознакомления младших школьников с предметом «окружающий мир». Раскрыто понятие метода моделирования, описана технология применения метода, продукты с использованием метода, значение применения метода моделирования на уроках. Описан пример применения метода моделирования на уроке окружающего мира.

Ключевые слова: окружающий мир, метод, моделирование, технология, модель.

Предмет «Окружающий мир» дает возможность формированию знаний о природе и обществе у обучающихся. Благодаря активному включению ученика в изучение предмета, у него появляется интерес, тем самым развиваются память, внимание и мышление.

В учебном пособии Е. В. Григорьевой «Методика преподавания естествознания в начальных классах» можно увидеть разделение методов обучения на три группы: словесные, наглядные и практические [2, с. 103].

На сегодняшний день для активного изучения курса «Окружающий мир» используются практические методы обучения, к ним относятся наблюдение, опыт, эксперимент и моделирование [2, с. 104].

Рассмотрим метод моделирования. Г. Н. Аквилева и З. А. Клепинина в своем пособии утверждали о том, что «моделирование выполняет функцию метода, когда ребенок на основе созданного в голове образа сам создает модель и в процессе деятельности получает информацию о моделируемом предмете, явлении» [1, с. 133].

В современном образовании моделирование как метод обучения имеет большое значение, так как большинство учеников не пытаются понять суть происходящих явлений и процессов в окружающем мире, а лишь механически запоминают материал, который преподносит учитель, поскольку, чаще всего они не могут увидеть эти процессы вживую и изучить их. Следовательно, возникает необходимость использовать на уроках окружающего мира метод обучения - моделирование.

Доктор психологических наук А.Г. Асмолов в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» раскрывает понятие моделирование, как «преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая)» [3, с. 30]. «Благодаря этому методу можно развивать память, мышление, восприятие, воображение учеников, творческие способности».[3, с.31]

При использовании данного метода хорошо усваиваются знания, так как ученикам нужно обобщать, анализировать и устанавливать связи между объектами и явлениями.

При применении данного метода ученики под руководством учителя создают модель (образ) изучаемого объекта. Под моделью понимается специально созданный объект, который аналогичен по структуре, признакам и взаимосвязям исследуемому объекту [5, с. 114]. Например, в тетрадях учащиеся сами создают (вычерчивают) модели направлений сторон горизонта, модели местности, круговорота воды в природе, графики или диаграммы по результатам какого-либо наблюдения, моделирование из пластилина, картона или бумаги и т. д.

Г. Н. Аквилева и З. А. Клепинина в работе «Методика преподавания естествознания в начальной школе» пишут «При моделировании создается объект, в котором исследуемые стороны оригинала могут быть изучены значительно легче, чем при непосредственном его наблюдении. Моделирование сокращает процесс исследования каких-то длительно протекающих процессов» [1, с. 134]. То есть при исследовании какого-либо процесса достаточно выделить его основные этапы и создать модель, чем долгое время за ним наблюдать.

Е.Ф. Козина в работе «Методика преподавания естествознания» делит модели на две группы. По характеру воспроизводимых сторон исследуемого объекта и по способу фиксирования информации [5, с. 183].

По характеру воспроизводимых сторон исследуемого объекта Е. Ф. Козина выделяет структурные модели, имитирующие структуру объекта, его внутреннее устройство, например, скелет человека, строение солнца и т. д;

По способу фиксирования информации выделяются предметные модели, в которые входят копии предметов, например, макет форм поверхности, растения из пластилина, модель дерева, модели фруктов или овощей и самодельные модели, изготовленные учениками, например, моделированные учениками из бумаги, пластилина, папье-маше, природного материала и т. д. Также к этой группе относятся предметно-схематические модели, где выделенные существенные компоненты объекта обозначаются с помощью условных обозначений (графических знаков, предметов-заменителей), например, план класса, карта школьного коридора, строение объектов природы и т. д. Графические, например, графики или диаграммы.

Рассмотрим технологию применения метода моделирования. При использовании моделирования на уроках окружающего мира необходимо соблюдать последовательность определенных этапов. М. С. Смирнова выделяет следующие этапы моделирования [5, с. 115].

Первым этапом является подготовительный этап. На данном этапе учитель прежде всего определяет возможность, цель, место и время для применения данного метода на уроке, составляет примерный план работы и конечный представитель образа;

Следующим этапом является основной этап. Здесь предусматривается постановка цели и создание мотивации для работы; ознакомление с объектом или процессом, то есть проходит актуализация знаний об объекте или процессе; выделение существенны признаков объекта при сравнении с другими объектами или явлениями, работы с наглядным пособием, текстом и т. д.; обобщение полученных учениками восприятий и представлений, выделение общих признаков и сторон изучаемых предметов и явлений, определение основных этапов явлений, существенных свойств объектов; построение каждым учеником идеальной модели; коллективное обсуждение моделей; выбор формы представлений информации, то есть схема, рисунок, таблица, символ, материальная модель и т. д.; самостоятельное моделирование объекта, явления; применение созданной модели в практической деятельности.

Последним этапом моделирования является подведение итогов работы. На завершающем этапе проходит контроль учителя, взаимоконтроль и самоконтроль соответствия данной модели оригиналу.

Приведем пример задания с применением метода моделирования на уроке окружающего мира.

Тема «Почему идет дождь?». В задании ученикам в группах предлагается по тексту создать схематическую модель образования дождя на плакате с помощью стрелок и деталей с изображением дождя, тучи, пара и т. д. Затем после создания модели, ученики выставляют свои работы на доску и сравнивают между собой, что у них схоже, а что нет. В конце идет сравнение моделей учеников с предоставленными текстами, то есть верно ли ученики создали модель и можно ли по ней понять, что несет данная модель. Верную модель можно выставить на стенд, где ученики могут при изучении дальнейших тем опираться на нее и знать образование дождя. В данном задании применяется предметно-схематическая модель.

Рассмотрев метод моделирования, можно сделать вывод. Данный метод имеет три этапа: подготовительный, основной и подведение итогов, также моделирование включает разные виды модели, такие как структурные, предметные, схематические и графические.

Таким образом, при использовании метода моделирования на уроках окружающего мира, обучающиеся начальных классов вступают во взаимодействие с объектами, явлениями природы, так у них идет ознакомление с окружающим миром. Модели позволяют ученикам понимать связи, процессы в окружающем мире, также служат опорой для воспроизведения знаний о них и запоминания. В ходе изучения мы подтвердили данную актуальность.


Библиографический список


1. Аквилева, Г. М. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля/ Г. М. Аквилева, З. А. Клепинина -М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 240 с.

2. Григорьева, Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е.В. Григорьева. – 2 изд., испр. и доп. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 283 с.

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова – изд. «Просвещение», 2008. – 151 с.

4. Козина, Е. Ф. Методика преподавания естествознания: учебник для вузов / Е. Ф. Козина, Е. Н. Степанян. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 873 с.

5. Смирнова, М. С. Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Д. Ю. Добротин [и др.]; под общей редакцией М. С. Смирновой. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 306 с.




Зайти можно с фгоса (рещультаты), пожтому мы можем сказать, что данный метод актуально исполбзовать на уроке.

2