МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ И СПОСОБЫ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
Нерсесян Лариса Темуровна –преподаватель
дисциплины ОГСЭ 03 Иностранный язык
ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»
The role of motivation during learning of any foreign language is great, especially learning English language which is now the language of international dialogue and it is recognized the most widespread language in the world. Every year English language gets into all spheres of our life. It is defined by many factors, such as economic, political, strategic, cultural and household. It is necessary to learn English language since the early childhood. It is important to teach so that a child could talk, understand foreigners freely and discuss different interesting topics before the graduation of a comprehensive school. Therefore the basic and most important purpose of teaching English language is training of communications. It is important to be convinced that students not only know what to speak, but also have a growing desire to speak in foreign language when they have an opportunity. A teacher should motivate them to studying English language and raise this motivation as it plays very important role during teaching of foreign language.
Роль мотивации при овладении любым иностранным языком велика, особенно при обучении английскому языку, который сейчас является языком международного общения и признан самым распространенным в мире. Каждый второй образованный человек в Европе владеет английским языком. Но не только жители разных стран Европы могут общаться друг с другом при помощи английского языка, россияне тоже входят в их число. С каждым годом английский язык проникает во все сферы нашей жизни..
Обучать английскому языку надо, начиная с раннего детства. И обучать надо так, чтобы к окончанию учебного заведения (общеобразовательной школы) ребенок мог свободно разговаривать, понимать иностранцев и обсуждать с ними интересующие друг друга темы. Поэтому основной и самой главной целью при обучении английскому язык является обучение коммуникации. Коммуникация - это не только успешное овладение аспектами иностранного языка, она более важна в межличностных отношениях - в общении с другими. Важно убедиться, что обучающиеся не только знают, о чем говорят, но и имеют растущее желание говорить на иностранном языке при любой возможности.
Мотивация играет важнейшую роль в жизни человека. Она затрагивает все сферы его деятельности: бытовую, поведенческую, когнитивную и, конечно же, учебную, а также определяет продуктивность учебной деятельности и является ее органической составляющей.
Понятие "мотивация" пришло в методику и дидактику из психологии. Психологи (Р. С. Немов, И. А. Зимняя) определяют мотивацию как совокупность причин, психологически объясняющих поведение человека. Мотивация представляет энергетическую сторону и направленность поведения. Она определяет выбор человека, придает ему сил и настойчивости, делает его поведение целесообразным .
Мотивация - это всегда результат взаимодействия человека и ситуации, влияющий на степень его стремления и активности. Мотивация всегда эмоционально насыщена. То, к чему человек стремится или избегает, всегда вызывает у него эмоциональное отношение, является значимым и тем самым обеспечивает энергетическую мобилизацию организма на действие . . Мотивация является основным и самым главным "запускным механизмом" . Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности.
. Почти у всех есть желание владеть иностранным языком, уметь общаться. Но когда начинается процесс овладения иностранным языком, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления "строительного материала", стадию примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижения целей, о которых мечталось. В результате уменьшается мотивация, пропадает встречная активность, ослабевает воля, направленная на овладение иностранным языком, снижается в целом успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию. В результате - незнание иностранного языка, рухнувшие надежды, недовольство собой и постановкой обучения иностранному языку.
Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация - сторона субъективного мира студента, она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Преподаватель может лишь опосредованно повлиять на нее, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у студента возникает личная заинтересованность в работе..
Для того чтобы воздействовать на учащихся необходимо знание видов мотивации. Психологи установили многообразие мотивационной сферы человека, ее сложную структуру.
Во-первых, на нее могут оказывать влияние социальные мотивы, определяемые потребностями общества; в совокупности они составляют внешнюю мотивацию, которая существует в двух разновидностях: как широкая социальная мотивация и как узколичная.
Во-вторых, на мотивационно-побудительную сферу человека может воздействовать и характер деятельности как таковой. Это так называемая внутренняя мотивация; ее подвидом является мотивация успешности.
Как внешняя, так и внутренняя мотивации могут носить положительный и отрицательный характер. Существуют, наконец, и такие разновидности мотивации, как дальняя (отсроченная) и близкая (актуальная).
На протяжении всего процесса обучения у обучающегося должна быть положительная мотивация, направленная на достижение успеха. В этом случае определяющей является внутренняя мотивация, на которую воздействуют внешние факторы (родители, преподаватели, непосредственно процесс обучения на каждом занятии, по каждому предмету).
При обучении иностранному языку преподавателю необходимо знать психологические, возрастные, личностные, индивидуальные особенности своих студентов и в соответствии с этим строить обучение, применять свое мастерство.
Проблема мотивации - достаточно изученная область науки в современном мире, но перед нами стоит другая, не менее важная проблема - вызвать интерес у студентов к учению в целом и к иностранному языку в частности . Мы знаем, что заинтересованный студент учится лучше. Каждый студент должен быть мотивирован на успех, и об этом должен позаботиться преподаватель. Для того обучающийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, ставящиеся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т. е, чтобы они стали значимы для него и студент видел практическое применение теоретических знаний.
Существует несколько факторов, влияющих на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности:
1. содержание учебного материала;
2. организация учебной деятельности;
3. стиль педагогической деятельности преподавателя;
4. коллективные, групповые формы учебной деятельности;
5. оценка учебной деятельности студента в безличной форме, в сравнительной динамике .
Учитывая эти факторы на каждом занятии, можно повысить мотивацию студентов при обучении иностранному языку. Основная проблема заключается не в том, как сформировать мотивацию учения, а в том, как повысить мотивацию к изучению иностранного языка.
Основными способами повышения мотивации являются: положительный эмоциональный фон на занятии; опора на лучшее в студенте; учет индивидуальных особенностей каждого.
В целях достижения положительного результата необходимо:
- ставить студентов в ситуацию самостоятельного выбора цели; способствовать тому, чтобы студенты видели связь между затраченными усилиями и результатами труда;
- связывать учебную информацию с жизненным опытом студентов; развивать у них познавательные мотивы: интерес к предмету и любознательность;
- делать занятие более привлекательным и интересным; использовать загадки, головоломки, игры, демонстрирующие понятия, которые изучаются; использовать больше наглядного материала;
- применять больше активных, творческих методов обучения;
-четко структурировать учебный материал, что, в свою очередь, облегчает восприятие; логичное, яркое, увлекательное изложение побуждает студентов слушать; своевременно чередовать различные умственные занятия ; проводить различные игры, викторины, недели иностранных языков , но только так, чтобы обучающиеся не испытывали сильной нагрузки, иначе все это им будет не интересно;.
Современному преподавателю необходимо находить наиболее доступные и в то же время эффективные способы повышения мотивации. Такими на сегодняшний день являются аудиовизуальные средства. Именно здесь полнее и шире всего реализуется принцип наглядности, а мы знаем, насколько важно использование наглядных материалов при обучении иностранному языку.
Видео пособия нельзя рассматривать только как вспомогательное, аудиовизуальное средство при обучении иностранному языку. Зачастую только видеоматериал может помочь при изучении той или иной темы. Главное - правильно его применить, и тогда результат будет положительным.
Использование видео пособий включает в себя ряд преимуществ:
- эмоциональное воздействие на студентов;
- возможность познакомить их с особенностями изучаемого языка;
- создание дополнительной языковой среды;
- психологическое воздействие на студентов;
- видеоматериалы выполняют разнообразные функции: введение новой темы, повторение, закрепление, тренировка, контроль;
- развивается активность, творческое мышление, воображение, память, внимание учащихся;
Основные этапы в структуре видео занятия для обучения коммуникативной компетенции следующие:
- подготовительный;
- восприятие видеофильма;
- контроль понимания основного содержания;
- развитие навыков и умений устной речи .
Методика работы с видеоматериалом состоит в следующем: перед началом показа видеофрагмента на занятии, преподаватель должен сначала сам тщательно ознакомиться с данным кинофильмом, разделить его на логические части либо фрагменты, чтобы у студентов от просмотра к просмотру сохранялся интерес к фильму.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Основное внимание при обучении иностранному языку должно уделяться формированию коммуникативной компетенции. Важно научить студента общаться на иностранном языке на разные темы со своими сверстниками и с носителями языка.
2. Мотивация является главным условием успешного овладения иностранным языком, ее необходимо повышать от занятия к занятию, сделать положительной и устойчиво постоянной.
3. Существуют различные способы повышения мотивации, но наиболее доступным может стать применение аудиовизуальных средств обучения иностранному языку, полностью реализующих принцип наглядности, являющийся определяющим в процессе обучения.
4. При обучении английскому языку необходимо использование видеоматериалов, так как информация, получаемая при просмотре фильма, идет одновременно по нескольким каналам, что способствует лучшему повторению старого и усвоению нового материала.
5. Видеоматериалы обладают большим количеством преимуществ по отношению к другим техническим средствам обучения, что обуславливает их непременное использование на занятиях иностранного языка.
6. В современном мире существует большой выбор разнообразных видеоматериалов и разработанных, проверенных на практике, эффективных технологий работы с ними.
7. Очень важно грамотно подобрать методику работы с видеоматериалом или исходя из особенностей студентов, разработать свою систему упражнений и заданий, позволяющую применить ранее приобретенные знания на практике, выработать навыки работы в продуктивных и репродуктивных видах деятельности.
8. Главное при обучении английскому языку - педагогическое мастерство учителя, знание своих студентов, их психологических, возрастных, личностных, индивидуальных особенностей и умение подобрать соответствующие средства обучения, а также правильно, методически грамотно организовать работу с ними.
ЛИТЕРАТУРА
1. Верисокин Ю. И. Видеофильм как средство повышение мотивации школьников при обучении иностранномй языку // ИЯШ. - 2003. - N 5.
2. Власова И. А., Лобашев В. Д., Тропим В. Ф. Стимулирование интереса учащихся к учебной деятельности // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - N 3.
3. Гликман И. Как стимулировать желание учиться? // Народное образование. - 2003. - N 2.
4. Гордеееа Т. О. Мотивационные факторы, влияющие на достижения в учебной деятельности или мотивация обучения: пять условий успеха // Психология в вузе. - 2005
5. Задонская Э. Мотивация ученика как основа прочных знаний // Управление школой. - 2005. - N 2.
6. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе - М.: Просвещение, 1991.
7. Ильченко Е. Использование видеозаписи на уроках английского языка // English. - 2003. - N 9.
8. Кашинцееа В. Г. Развитие межкультурной компетенции на уроках английского языка и во внеклассной работе // Методист. -2006. - N 5