СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Музыка в профориентации дошкольников".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текст статьи был использован для выступления на окружном семинаре по теме: Педагогические аспекты межсетевого взаимодействия по профориентации в ДОУ.  Тема для статьи:  "Музыка и профориентация дошкольников".

Просмотр содержимого документа
«Статья "Музыка в профориентации дошкольников".»

МУЗЫКА В ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



Автор: Зубова Татьяна Валерьевна, музыкальный руководитель МАДОУ
«Детский сад «Волшебная сказка г. Краснокамска» Пермского края
«…Нам не дано предугадать,
Как слово…» в звуке отзовётся,
Как звук вновь словом обернётся,
Чтоб струнам сердца зазвучать…

В своём выступлении на тему «Музыка в профориентации детей дошкольного возраста», я намерена остановить своё внимание на двух аспектах:
- деятельность музыкального руководителя, направленная на популяризацию специальностей, которые впоследствии могут быть выбраны детьми, связанных, так, или иначе, с музыкой.
- музыка, как одно из наиболее близких для детей и эффективных средств в ознакомлении и популяризации иных специальностей.


Актуальность:
Как отмечают «Вести образования», дефицит педагогических кадров наблюдается в 80% регионах страны. Жаль, что педагогическое сообщество испытывает в наши дни такой «кадровый голод» - «жатвы много, а делателей мало» Проблема не только в том, что не хватает педагогов, но и в том, что уровень педагогической и личностной компетенций желает быть выше.
Может ли музыкальное воспитание оказать помощь в решении этой проблемы?
Как сделать так, чтобы в ребёнке зародилось желание быть педагогом, в том числе и музыкальным руководителем? В наших ли это силах? Какова роль музыки в этом процессе? Это те вопросы, на которые мы попытаемся дать ответ.
Перед тем, как поделиться с вами тем, что предпринимается нами для решения означенной проблемы, хочется напомнить, что вклад в воспитание дошкольников можно (условно) охарактеризовать двумя направлениями:
«Что?» и «Как?». Под «Что?» мы подразумеваем объём знаний, необходимый для усвоения детям дошкольного возраста. Под «Как?» - каким инструментарием мы пользуемся для усвоения этого объёма знаний. Все виды искусства – они про «Как?». Не будет лишним остановиться на определении самого понятия «музыка», и на то, какое влияния она оказывает на нашу жизнь.
Музыка – это таинственное и непостижимое «нечто», что преобразует слово, как носителя информации, в слово, как источник знания.
Музыка и слово «со - творцы» в постижении и осознании нами основного кода самой Жизни, её нравственно – этического закона - закона любви. Поэтому и в эпиграфе я акцентировала эту мысль, так как без слова само существование этой творческой деятельности, как музыкальное сочинительство и исполнительство, вряд ли было бы возможно.
Мы не можем пропустить через призму жизненного опыта все теоретические знания, которые даём детям в стенах детского сада, но развить в них чувство сопричастности можем, обогащая эмоциональную палитру ребёнка для усвоения знаний через такой инструментарий, как музыка, поэзия, художественная литература, живопись и другие виды искусства. Музыке в этом делании отведена роль первой скрипки оркестра, а поэзии – второй. Выкладывая на страничке нашего сайта в ВК стихи для детей, обрамлённые музыкой, мы привносим этим в их жизнь новые краски, через призму которых они эту жизнь воспринимают более привлекательной и яркой по ощущениям. Речь идёт, конечно же, о настоящей музыке и поэзии, а не о некоем суррогате. Переоценить влияния музыки на нашу жизнь и происходящее в этом мире просто невозможно
Так как до семи лет дети воспринимают этот мир, в основном, через эмоции, то музыка, обращённая прежде всего к сердцу и эмоциям, более всего для этого подходит. Это то, что нас отличает, и будет отличать от ИИ (искусственного интеллекта), неумолимо наступающего по всем «фронтам», включая и те, которые всегда относились к творческим областям:
ИИ уже пишет якобы стихи, сочиняет якобы литературные тексты, пишет якобы музыку. Почему «якобы»? спросите вы. У человека есть то, чего никогда не будет у машины – души, способной сострадать, сопереживать, радоваться, восхищаться, надеяться, верить и любить. И это то, что оберегает и сохраняет всё сущее, делая его бесконечно желанным, несмотря ни на что. Чтобы не спутать подделку от подлинника, надо иметь достаточно богатый эмоциональный интеллект.
Вот на этой ниве нам всем и предстоит очень хорошо потрудиться.
И так, что же можно, а порой, и нужно делать, и что мы уже делаем:
- рассказываем, показываем, слушаем выступления юных музыкантов, прославившихся своим мастерством у нас в России;
- смотрим и обсуждаем мультфильмы, рассказывающие о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальных жанрах и т. д…;
- в часы досуга слушаем музыкальные произведения, истории их создания, и делимся впечатлением от встречи с прекрасным;
Детям очень нравится игра «Музыкальное занятие», которую очень успешно проводит с детьми воспитатель Маслова Елена Викторовна, прекрасно справляясь с ролью координатора действий, выбирая из детей желающих попробовать себя в роли музыкального руководителя.
- регулярно проводим анкетирование, позволяющее нам выяснить уровень родительской компетенции увлечённости и активности, что, в свою очередь, помогает выстраивать работу более обдуманно и продуктивно;
- делаем многое для создания совместного музыкального пространства для родителей и детей практически во всех видах музыкальной деятельности:
привлекаем родителей к участию в праздничных мероприятиях, творческих проектах
(примером тому может служить онлайн –проект «Музыкальный семейный флешмоб»),
во всевозможных конкурсах;
- используем дистанционной формы творческого взаимодействия с детьми, с родителями, с родителями и детьми.
Пример: в дни карантина были записаны и выложены на сайте ДОУ и на родительских сайтах видео материалы, содержащие познавательную информацию из мира музыки, а так же музыкальные задания, соответствующие возрасту детей.
- Уделяем должное внимание плановой диагностике, в результате которой мы, кроме всего прочего, можем выявить на ранней стадии развития музыкально одарённых детей, с которыми, подключая активно родителей, начинаем развивать их музыкальные способности, ставя целью продолжения развития этих способностей в стенах: ДШИ, ДМШ, Театральной школы, Дворцов Краснокамска.
Результат активного взаимодействия с музыкальным отделением ДШИ – достаточное количество детей оказываются не только обучающимися на музыкальном отделении, но и становятся лауреатами краевых, всероссийских и международных конкурсов. Совместные концерты, устраиваемые в стенах ДОУ, позволяют «в живую» познакомиться дошкольникам и с музыкальными инструментами, и с исполнителями.
Педагоги ДШИ, в свою очередь, знакомятся с потенциальными учениками. Мне удивительно повезло в самом начале трудового пути в качестве музыкального руководителя ДОУ. Моим выпускником оказался Лев Дунаев, впоследствии оказавшийся дирижёром симфонического и камерного оркестра, к тому же ещё и регентом Исаакиевского собора. И это не единственные его регалии.
Я очень рада, что родители прислушались к моему совету отдать ребёнка в специализированную музыкальную школу при Ленинградской консерватории, которую он благополучно закончил, а так же и саму консерваторию по классу «Хорового дирижирования» и аспирантуру по классу «Оперно – симфонического дирижирования». То, что Лёвушка первый раз сыграл всё - таки со мной (в четыре руки) на выпускном, преисполняет меня чувством гордости.



И так, перейдя ко второму аспекту использования музыки, как одного из наиболее ярких и эффективных средств профориентации, хочется, в первую очередь, остановить ваше внимание на том, что без совместной работы с воспитателем, выполнить задуманное наиболее полно и содержательно не удастся. С Еленой Викторовной Масловой, с которой мы сегодня представляем эту тему, мы давно сотрудничаем в этом направлении.
Но о принципах универсальности и многозадачности, которые мы используем в нашей с ней совместной работе, я всё же упомяну. В сценке «Доставка», сочинённой для окружного конкурса «Эко – стиль», «наш» Волк (из «Красной шапочки») из хищника превратился в общественно полезного «гражданина»: он работает в службе доставки. Используя самокат, как надёжное средство передвижения, он доставляет овощи заказчикам. А ведь это одна из относительно новых услуг, предоставляемых населению. Здесь и знакомство, и, хоть и театральный, но всё же опыт проживания себя в профессии. В сценке представлены песни, танцы, стихотворный текст и актёрская работа. Универсальность этой сценки в том, что она была показана и на осеннем празднике, и для детей детского сада. Многозадачность её присутствует в нравственно - этическом аспекте (нравственное перерождение Волка), художественно – эстетическом (обогащение эмоционального интеллекта) и экологическом (бережное отношение к планете и осознание себя, как частички её). Последний аспект был углублённо проработан воспитателем через беседы, составление картотеки экологических сказок, чтение их, просмотра мультфильмов и реализован в проекте «Знакомство с профессией эколог». Так же огромная работа была проделана воспитателем по взаимодействию с родителями. Практически все эти костюмы были сделаны их руками.
Уже со средней группы мы с Еленой Викторовной участники «Эко -стиля».
И каждый раз мы касались темы «профориентации»: конкурсные номера «Дождешлёпики» и «Конфетки» являлись итоговым продуктом двух образовательных проектов «Профессии, которые мы выберем».
Какой же вывод можно сделать из того, что было сказано о музыке в свете означенной темы:
«Лучший способ привлечь интерес ребёнка к профессии музыкального руководителя - сделать так, чтобы музыка и потребность разделить радость от соприкосновения с ней, стала для него необходимостью.
Другими словами: педагогам – дошкольникам надо сделать всё, чтобы интерес, проявленный к профессии в стенах ДОУ, перерос, впоследствии, в потребность её
реализации».