СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на лингвистическую тему

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваю подходы отечественных авторов к раскрытию сформированности лингвистической компетенции у школьников. Актуальность темы исследования заключается в том, что в контексте модернизации образования, которое должно соответствовать требованиям современного общества, возрастает значимость специалиста, владеющего определенными компетенциями, в числе которых одной из важнейших является лингвистическая.

Просмотр содержимого документа
«Статья на лингвистическую тему»

УДК 372.881.161.1


ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЯ «ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

В РАБОТАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГОВ


Н.Н. Кузнецова

Аннотация. В статье автор рассматривает подходы отечественных авторов к раскрытию сформированности лингвистической компетенции у школьников. Актуальность темы исследования заключается в том, что в контексте модернизации образования, которое должно соответствовать требованиям современного общества, возрастает значимость специалиста, владеющего определенными компетенциями, в числе которых одной из важнейших является лингвистическая. Языковая компетенция иногда используется как идеализированное понятие, которое каким-то образом воплощает коллективное знание речевого сообщества в лице идеального говорящего-слушающего. Опираясь на работы современных методистов, автор отмечает, что языковое развитие определяется пятью областями лингвистической компетенции: 1) Фонология или фонетика, в рамках которых изучается скорость звуков языка и способ их воспроизведения в языковой системе. 2) В пределах морфологии исследуются мельчайшие смысловые единицы в словах – морфемы. 3) В рамках третьей области (синтаксиса) рассматриваются целые слова или выражения из нескольких слов и связанные с ними правила их объединения в предложения. 4) Семантика. В данной области раскрывается значение слов и фраз, включенных в словарь. 5) Прагматика анализирует контексты, интерпретацию и невербальные аспекты языка. Автор полагает, что требуются объективные критерии, по которым можно оценить владение человеком языком по общему стандарту. Это предполагает понятие лингвистической компетенции. Целью исследования выступает обобщение подходов к понятию и сущности лингвистической компетенции, а также выявление особенностей формирования лингвистической компетенции у школьников. В ходе исследования автором производится теоретический анализ, сопоставляются и сравниваются различные подходы к формированию лингвистической компетенции учеников. Были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы по данному направлению; обобщение передового педагогического опыта.

Ключевые слова: лингвистика, компетенция, лингвистическая компетенция, формирование лингвистической компетенции.


INTERPRETATION OF THE CONCEPT OF "LINGUISTIC COMPETENCE OF SCHOOLCHILDREN"

IN THE WORKS OF RUSSIAN TEACHERS


N.N. Kuznetsova


Annotation. In the article, the author examines the approaches of domestic authors to the disclosure of the formation of linguistic competence in schoolchildren. The relevance of the research topic lies in the fact that in the context of the modernization of education, which must meet the requirements of modern society, the importance of a specialist with certain competencies increases, among which one of the most important is linguistic. Language competence is sometimes used as an idealized concept that somehow embodies the collective knowledge of the speech community in the person of the ideal speaker-listener. Based on the work of modern methodologists, the author notes that language development is determined by five areas of linguistic competence: 1) Phonology or phonetics, in which the speed of language sounds and the way they are reproduced in the language system are studied.2) Within the limits of morphology, the smallest semantic units in words are investigated - morphemes. 3) Within the framework of the third area (syntax), whole words or expressions from several words and the associated rules for combining them into sentences are considered. 4) Semantics. In this area, the meaning of words and phrases included in the dictionary is revealed. 5) Pragmatics. Pragmatics analyzes contexts, interpretation, and nonverbal aspects of language. The author believes that objective criteria are required by which it is possible to assess a person's language proficiency according to a general standard. This implies the concept of linguistic competence. The aim of the study is to generalize approaches to the concept and essence of linguistic competence, as well as to identify the features of the formation of linguistic competence in schoolchildren. In the course of the research, the author makes a theoretical analysis, compares and compares various approaches to the formation of linguistic competence of students. The following methods were used: analysis of scientific and methodological literature in this area; generalization of advanced pedagogical experience.

Key words: linguistics, competence, linguistic competence, formation of linguistic competence.


Основная цель лингвистики состоит в расширении наших знаний и понимании мира. Поскольку язык универсален и лежит в основе всех взаимодействий человека, знания, полученные в лингвистике, имеют множество практических применений.

В психологии и педагогике проводится различие между личностными и профессиональными компетенциями. Поскольку речь идет о языковой компетенции, можно сказать, что с общей точки зрения языковая компетенция человека является прежде всего частью его личности. С другой стороны, это, безусловно, одна из тех личных компетенций, которые актуальны для жизни. Как следствие, языковая компетенция является одним из центральных понятий в прикладной лингвистике, и там она всегда истолковывалась таким образом, чтобы быть применимой к жизни.

Федеральный компонент государственного стандарта среднего и основного общего образования [9] предполагает формирование лингвистической компетенции как инструментария для будущей профессиональной деятельности обучающихся.

Термин «компетенция» был введен Ноамом Хомским [10], который использует его в основном для характеристики тех вопросов, которые должным образом относятся к грамматике, в то время как другие вопросы, касающиеся речевого поведения, относят к производительности. В отечественной педагогике исследование вопросов компетенции вообще и языковой (лингвистической) компетенции в частности продолжилось только в 60-х годах 20 века.

Лингвистика — это не только изучение языка, но и изучение эволюции и исторического контекста развития языка, речи и памяти. Она включает в себя структуру и значение речи и письменных языков, а также понимание контекста, в котором используются определенные слова [1].

В своем исследовании В.Н. Базылев отмечает, что при обучении русскому языку лингвистика важна для учителя, поскольку предоставление исторического контекста происхождения слов может помочь учащимся лучше понять язык. Это особенно важно, когда дело доходит до понимания различий между разговорной речью, формальной речью и абстрактными правилами употребления слов в разных культурах, фактически может пересекаться с региональными диалектами в одной и той же стране [2].

Н.Г. Кизрина и Ю.О. Дементьева пишут, что, когда учитель дает инструкции по письму и сочинению, понимание лингвистики важно для того, чтобы помочь учащимся составить материал, который будет иметь ожидаемый эффект [3].

Современными методистами отмечается, что языковое развитие определяется пятью областями лингвистической компетенции:

  1. Фонология или фонетика. Оба этих термина относятся к изучению скорости звуков языка и способов их воспроизведения. В основе фонологии или фонетики лежат фонемы, которые представляют собой мельчайшие звуковые единицы (согласные и гласные), используемые в качестве строительных блоков значения в языке. Фонетика исследует, как звуковые единицы могут быть объединены в слоги или слова.

  2. Морфология. В этом подразделе изучаются мельчайшие смысловые единицы в словах, также известные как морфемы. В зависимости от языка они могут принимать форму изменяемых окончаний глаголов, маркеров существительных во множественном числе или префиксов, меняющих значение основы. Анализ структуры слов, а также отношений между словами является определяющей чертой морфологии. С точки зрения языкового развития, овладение морфологическим пониманием может занять больше времени в зависимости от возраста ребенка или в зависимости от основного языка взрослого, изучающего дополнительный язык.

  3. Синтаксис. Переходя от составных частей слов и звуков, синтаксис рассматривает целые слова или выражения из нескольких слов и связанные с ними правила их объединения в предложения или осмысленные высказывания. Синтаксис анализирует грамматику и порядок слов, используемых языковым сообществом.

  4. Семантика. В то время как синтаксис рассматривает порядок слов, семантика стремится понять значение слов и фраз, включенных в словарь. В то же время знание семантики слов является важным маркером развития языка. Дети с языковым расстройством могут знать или узнавать множество слов, но им не хватает знаний о значении этих слов или связях с другими словами.

  5. Прагматика. Прагматика анализирует контексты, интерпретацию и даже невербальные аспекты языка. Другими словами, прагматика изучает практические или прагматические аспекты использования языка. Прагматика включает социальное мышление и межличностные взаимодействия в понимание языка. Изучаются неписаные правила и социальные ожидания, связанные со звуками, словами, порядком и значениями слов. В процессе развития языка прагматика может быть особенно трудной для изучения взрослыми, осваивающими язык, или теми, кто не погружен в сообщество изучаемого языка. У детей прагматика может быть выявлением коммуникативных расстройств, нарушающих социальное мышление [4].

Согласно исследованиям отечественных ученых-лингвистов, компетенция относится к знанию носителями языка (идеальными ораторами-слушателями) лингвистической системы (грамматики) их языка [7], в то время как производительность рассматривается как фактическое использование языка. Тем не менее авторами утверждается, что для изучения реальной языковой производительности необходимо учитывать ряд различных факторов, одним из которых является компетенция носителей языка [8]. Целью лингвистической теории выступает объяснение психических процессов, лежащих в основе использования языка, и под этим подразумевается, что изучение лингвистики должно быть связано с компетенцией, а не с производительностью [8].

Лингвистическая компетенция не может рассматриваться как единственная цель изучения языка, поскольку процесс общения выходит за рамки простого умения создавать хорошо структурированные предложения [8].

Термин «лингвистическая компетенция» относится к бессознательному знанию грамматики, которое позволяет говорящему использовать и понимать язык.

Лингвистическая компетенция человека определяется грамматикой или набором правил, которые представляются мысленно и проявляются в понимании приемлемого использования в данной лингвистической идиоме. Таким образом, грамматическая компетенция определяет врожденное знание правил, а не знание элементов или отношений [2].

Анализируя сущность и содержание понятия «лингвистическая компетенция», считаем необходимым отметить, что в выбранном нами возрастном диапазоне (ученики 5 класса) лингвистическая компетенция становится достаточной, чтобы изучать некоторые аспекты эмоционального отклика лингвистическими средствами. Дети в этом возрасте спонтанно описывают музыку эмоционально подходящими слова (существительными, в частности).

Понятие «лингвистическая компетенция» изначально возникло в Проекте федерального базового компонента образования по русскому языку для учеников средних классов школы наравне с коммуникативной компетенцией. Проект предложили В.И. Капинос и Н.М. Шанский [6]. В рамках обучения детей в средней школе самостоятельной компетенцией стала лингвистическая компетенция, цель которой – обучение русскому языку. Данные о русистике, а также рассмотрение в качестве одного из явлений общества системы русскоязычных знаний – все это есть в лингвистической компетенции [6].

Итак, при использовании современной методики формирования лингвистической компетенции нужно одновременно развивать и коммуникативную компетенцию, и лингвистическую, что и прописано в ФГОС для основного и среднего общего образования.

В диссертации Е.В. Тихомировой указано, что лингвистическая компетенция – это безошибочное использование синтаксиса, лексики, морфологии и фонологии, то есть разных форм лингвистики. Автор полагает, что способность правильного восприятия чужих высказываний и выстраивания собственных высказываний с учетом норм языка называется лингвистической компетенцией [8].

В качестве знания языковой системы, правил использования средств языка во время речи расценивают Н.Г. Кизрина и Ю.О. Дементьева лингвистическую компетенцию [3].

С.И. Львова вместе с Е.А. Быстровой в современной лингводидактике рассматривают лингвистическую компетенцию в качестве овладения системой речевых и языковых знаний [5].

Авторы считают, что следующие навыки и учебно-языковые умения влияют на формирование лингвистической компетенции:

- умения классификации. Школьник способен найти основания для того, чтобы явления языка связать с фактами речи или разграничить их, способен группировать по разным признакам дифференциации языковые явления;

- умения опознавания. Школьник способен видеть отличия между разными явлениями, опознает речевую и языковую единицу;

- синтетические умения. Школьник способен формировать единую целостность из разных частей, моделировать и собирать схемы структур речевых единиц;

- умения аналитики. Школьник способен проводить исследования разных явлений языка.

Школьники получают лингвистическое образование во время непрерывного изучения русского языка, когда изучают отдельные разделы русского языка, опираясь на принципы последовательности, научности, перспективы, системности, преемственности. В свою очередь учитель учитывает особенности возраста и психофизиологии учеников.

Относительно новой является лингвистическая компетенция в преподавательской методике. Учителя еще не полностью осознали смысл содержания понятия. Содержательно лингвистическая компетенция представлена в курсе русского языка. Она является целью обучения и для нее определена самостоятельная компетенция.

Неоднозначность толкования лингвистической компетенции просматривается в методике обучения русскому языку. Следует разграничивать языковую компетенцию и лингвистическую компетенцию, однако часто данные термины взаимозаменяют.

По мнению С.Э. Аль-Алами, результат того, как школьники осознают смысл своего речевого опыта, и называется лингвистической компетенцией. Разные понятия лингвистики усваиваются при получении лингвистической компетенции. Дети осваивают основы науки о русском языке. Учитывая особенности преподавания, дети могут понимать этот термин по-разному [1].

Устройство русского языка, острота ортологических аспектов, изменения русского языка – все эти знания школьники получают во время овладения лингвистической компетенцией. Именно эти сведения становятся основой для развития интереса школьников к предмету, формирования любви к русскому языку и уважительного отношения к нему. Кроме того, нужно сказать, что о представителях истории, разных исторических фактах русского языка сообщается в лингвистической компетенции [5].

Таким образом, сформированность системы знаний о языке, который изучается в соответствии с его уровнями, называется лингвистической компетенцией. Когда школьник накапливает достаточно знаний о системе изучаемого языка, практически эту систему использует в своей жизни, то можно говорить, что лингвистическая компетенция у школьника сформировалась.


Список литературы

  1. Аль-Алами С.Э. Продвижение коммуникативной компетенции в контексте EFL // Тематическое исследование ОАЭ. Journal of Language Teaching & Research. – 2018. – № 5(6). – С. 1245–1255.

  2. Базылев В.Н. Новое в российской лингвистике (педагогическая лингвистика, антропоориентированная лингвистика, политическая коммуникативистика, теологическая лингвистика) // Русский язык в школе. – 2019. – Т. 80. – № 3. – С. 17–21.

  3. Кизрина Н.Г. Дементьева Ю.О. Использование онлайн ресурсов для формирования лингвистической компетенции на английском языке в 5-6 классах // Лингвистика и методика: междисциплинарный подход: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, Саранск, 14–15 марта 2019 года. – Саранск: Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, 2019. – С. 130–136.

  4. Краснощекова Г.А. Лингвистическая компетенция – основа для формирования профессионально ориентированной коммуникативной компетенции // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6. – С. 176–178.

  5. Львов М.Р., Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Ипполитова Н.А. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. М. Т. Баранова. – М.: 2011.– 368 с.

  6. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по русскому языку / [Н.М. Шанский (рук.), М.Т. Баранов, В.И. Капинос и др.]. – М-во образования Рос. Федерации. – М.: Дрофа, 2000. – 76 с.

  7. Сааристо Г.Д. Грамматика является сердцем языка: грамматика и ее роль в изучении языка среди студентов финских университетов // Голоса педагогического развития – расширение, расширение и изучение языков высшего образования. – 2015. – С. 279–318.

  8. Тихомирова Е.В. Контроль владения диалогической формой устного официального общения (фр. яз., неяз. вуз.): дис. … канд. пед. наук. – М., 1995. – 178 с.

  9. Федеральный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.12.2022).

  10. Хомский Н. Язык и ум. 3-е изд. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. – 2006. – №4. – С. 118–121.


References

  1. Al-Alami S.E. (2018) Promotion of communicative competence in the context of EFL [Prodvizheniye kommunikativnoy kompetentsii v kontekste EFL] UAE case study. Journal of Language Teaching & Research. – No. 5(6). – P. 1245–1255.

  2. Bazylev V.N. (2019) New in Russian linguistics (pedagogical linguistics, anthropological linguistics, political communication studies, theological linguistics) [Novoye v rossiyskoy lingvistike (pedagogicheskaya lingvistika, antropooriyentirovannaya lingvistika, politicheskaya kommunikativistika, teologicheskaya lingvistika)] Russian language at school. – T. 80. – No. 3. – P. 17–21.

  3. Kizrina N.G. Dementieva Yu.O. (2019) The use of online resources for the formation of linguistic competence in English in grades 5-6 [Ispol′zovaniye onlayn resursov dlya formirovaniya lingvisticheskoy kompetentsii na angliyskom yazyke v 5-6 klassakh ] Linguistics and methodology: an interdisciplinary approach: a collection of scientific papers based on the International scientific and practical conference, Saransk, March 14–15, 2019. – Saransk: Mordovia State Pedagogical Institute named after M.E. Evsevyeva, P. 130–136.

  4. Krasnoshchekova G.A. (2018) Linguistic competence is the basis for the formation of professionally oriented communicative competence / G. A. Krasnoshchekova [Lingvisticheskaya kompetentsiya – osnova dlya formirovaniya professional′no oriyentirovannoy kommunikativnoy kompetentsii] Modern problems of science and education. No. 6. – P. 176–178.

  5. Lvov M.R., Ladyzhenskaya T.A., Baranov M.T., Ippolitova N.A. (2011) Methods of teaching the Russian language at school [Metodika prepodavaniya russkogo yazyka v shkole]: textbook for students. higher ped. textbook institutions / Ed. M. T. Baranova. – M. – 368 p.

  6. Assessment of the quality of training of graduates of the basic school in the Russian language [Otsenka kachestva podgotovki vypusknikov osnovnoy shkoly po russkomu yazyku] [N.M. Shansky (leader), M.T. Baranov, V.I. Kapinos and others]. – Ministry of Education Ros. Federation. – M.: Bustard, 2000. –76 p.

  7. Saaristo G.D. (2015) Grammar is the heart of language: Grammar and its role in language learning among Finnish university students [Grammatika yavlyayetsya serdtsem yazyka: grammatika i yeye rol′ v izuchenii yazyka sredi studentov finskikh universitetov]. Voices of pedagogical development – expansion, expansion and study of languages of higher education. – P. 279–318.

  8. Tikhomirova E.V. (1995) Control of ownership of the dialogical form of oral official communication (French, non-linguistic universities) [Kontrol′ vladeniya dialogicheskoy formoy ustnogo ofitsial′nogo obshcheniya (fr. yaz., neyaz. vuz.)]: dis. … cand. ped. Sciences / Tikhomirova E.V. – M., – 178 p.

  9. Federal educational standard of basic general education [Federal′nyy obrazovatel′nyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya]. [Electronic resource]. – URL: https://www.consultant.ru/ (date of access: 12/15/2022).

  10. Chomsky N. (2006) Language and mind [Yazyk i um]. 3rd ed. Cambridge: Cambridge University Press. – No. 4. – P. 118–121.


Кузнецова Нина Николаевна

Учитель русского языка и литературы МКОУ «Лутовской СОШ»

E-mail: [email protected]

Научный руководитель: Турко Ульяна Игоревна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, методики его преподавания и документоведения, ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»

(Елец)


Kuznetsova Nina Nikolaevna

Student of the 6th year of training direction 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles), Orientation (profile): Russian language, Literature of Bunin Yelets State University

E-mail: [email protected]

(Yelets)

Scientific advisor: Turko Ulyana Igorevna, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department of Russian Language, Methods of Teaching and Documentation of Bunin Yelets State University

(Yelets)