Формирование чувства Родины в детском саду
Выполнила: Шаова Р.Х.
Чувство любви к Родине зарождается у детей в первые годы жизни под влиянием патриотической атмосферы в семье, в детском саду, во всей окружающей действительности. Любовь детей к Родине носит ярко выраженный эмоциональный характер; их захватывает прежде всего то, что воздействует на их чувства.
Любовь к Родине формируется у детей под влиянием окружающей жизни, но решающим является целенаправленное воздействие родителей и воспитателей. Основываясь на требованиях «Программы воспитания в детском саду», воспитатель решает в этой связи следующие важные задачи: воспитывает у детей любовь к семье, родному дому, детскому саду, родным местам, природе, воспитывает уважение к людям, их труду, чувство гордости за всенародные достижения; воспитывает любовь и уважение к армии, чувство гордости за мужество и патриотизм воинов, стремление быть на них похожими; формирует у детей интерес и положительное отношение к доступным их пониманию явлениям общественной жизни, традициям, чувство интернационализма; воспитывает у дошкольников любовь и уважение.
Основные качества личности формируются в детские годы. И от того, какие качества мы сможем заложить и воспитать в детях, зависит завтрашний день и судьба нашей страны. Любовь маленького ребёнка к малой Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, городу. Поэтому знакомить детей с малой Родиной нужно начинать с раннего детства. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видят дети. Важно приобщить детей к культуре своего народа, так как обращение к наследию воспитывает чувство гордости и уважения за землю на которой живёшь.
Формирование чувства любви и уважения к малой Родине – является важной целью воспитания дошкольника.
В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей формируются элементарные представления о явлениях общественной жизни, нормах человеческого общения, умение правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них добрые чувства и отношение к окружающим людям, прежде всего к близким, желание сделать для родных, что то хорошее. При ознакомлении детей с детским садом, формируются положительные эмоциональные чувства к сверстникам, сотрудникам детского сада, а также положительное отношение к труду взрослых. Через знакомство детей с природой родного края воспитывается любовь к малой родине, бережное отношение ко всему живому. Свою работу по формированию любви и уважения к малой Родине мы разделили на три направления: «Семья», «Детский сад», «Родной город».
«Семья»
Задача этого направления — формировать, конкретизировать, обогащать представления о себе, членах семьи, об отдельных нормах и правилах поведения в семье. Воспитывать любовь и уважение к своим близким.
В своей работе проводим беседы с детьми: « С кем я живу», « Что мама делает дома?», « Как я помогаю маме», « Мы- помощники», « Мое имя». В течение года беседуем и о других членах семьи — папе, братишке, сестренке, бабушке, дедушке. Вместе с детьми готовим подарки к праздникам для родителей, бабушкам и дедушкам. Читаем народные сказки: « Три медведя», «Волк и козлята», «Маша и медведь», потешки, прибаутки о семье и семейных отношениях. Используем художественную литературу: Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша», Г. Сатир «Книга», В. Агапов «Дорожи именем своим», Я Аким «Кто кому кто?», Л. Толстой «Старый дед и внучок» и другие. Разучиваем стихи о маме, папе, бабушке, знакомлю детей с пословицами и поговорками о семье. Проводим беседу на тему «Моя семья» по семейным фотоальбомам. Рассматриваем с детьми альбомы иллюстраций, фотографий на тему « Труд взрослых в семье». Предлагаем детям дидактические игры: « Кому что подарить», « Кому что нужно для работы», «Что такое хорошо, что такое плохо? », «Мои хорошие поступки», «Мое имя», «К нам гости пришли», «Узнай по фотографии» Организовываем сюжетно-ролевые игры «Семья» с различными сюжетами. Устраиваем просмотр мультфильмов .
«Детский сад»
Задача - формировать и конкретизировать первоначальные представления об элементарных правилах поведения, взаимоотношениях с сверстниками, другими людьми. Продолжать знакомить детей с детским садом, его территорией, внутренними помещениями, сотрудниками. Воспитывать уважение к взрослым.
Чтобы создать благоприятную, доброжелательную атмосферу в группе провожу специальные игры на сближение детей: «Как тебя зовут?», «Раз, два, три имя назови», « хоровод» и другие. Проводим беседы о детском саде. Предлагаем детям для рассматривания сюжетные картины «Мы играем», «Детский сад», « Труд взрослых в детском саду». Особое внимание уделяем созданию коллективных работ в изобразительной деятельности. Такие занятия сближают детей, развивают доброжелательное отношение к друг к другу. В течение учебного года знакомим детей с сотрудниками, помещениями детского сада, проводим традиционные экскурсии: «Медкабинет», «Прачечная», «Кухня». Провожу беседы: « Безопасность в детском саду» «Кто нам помогает в группе?», «Кто работает в детском саду» Обращаем внимание на то, что взрослые заботятся о детях в детском саду. Вместе с музыкальным руководителем проводим развлечения и праздники: «В гости к нам пришла матрешка», «В гости осень к нам пришла», «Новый год у ворот» , «Мамин праздник». В совместной деятельности с детьми проводим дидактические игры «Каждой вещи свое место», «Хорошо- плохо», «Что изменилось?», «Мое имя», «Найди предметы», «Дарю подарки», «Буду делать хорошо и не буду плохо», «Правильно — не правильно». Организуем ролевые игры « Детский сад». Читаем художественную литературу о детях, дружбе. Проводим с детьми целевые прогулки по территории сада, наблюдения за работой дворника. за играми старших детей.
«Родной город»
Задача — формировать первоначальные представления о родном городе. его названии, главных улицах, исторических, культурных, архитектурных памятниках.
Детям младшего и среднего возраста трудно представить себе, что такое город. Рассматривая на прогулке ближайшие дома, дорогу ,мы формируем у детей понятие « город». Проводим беседы: «В каком доме ты живешь?», «Где я провел выходные?», « Что я видел по дороге в детский сад?». Для ознакомления и заучивания домашнего адреса, названия города используем игровую ситуацию «Мишка заблудился», «Идем в гости». Часто рассматриваем альбом «Путешествие по родному городу», также используем видеофильм «Наш город-Майкоп». В изобразительной деятельности стараемся выбирать простые и доступные восприятию темы для рисования, лепки, аппликации: «Праздничные шары», «Новогодние украшения», «Наша улица», «Золотая осень», «Выпал беленький снежок», « Весна пришла». Ведем с детьми наблюдения в природе в разные времена года. Все интересные изменения на участке во время прогулки фотографируем для создания группового альбома. В своей работе тесно сотрудничаем с родителями. Вместе с детьми привлекаем их к участию в фотовыставках: «Как я отдыхал летом», « Прогулки по городу», «Наши семейные традиции», участию в конкурсах поделок и рисунков. Предлагаем методическую и познавательную литературу. Задача педагогов и родителей – помочь растущему человеку открывать малую родину в том, что ему близко и дорого в ближайшем окружении. Это улица и сквер, где малыш бывает постоянно, двор, где играет с ребятишками, детский сад, который для него является вторым домом. Все это, пока ребенок мал, воспринимается им как неотъемлемая часть его жизненно необходимой среды, без которой он не мыслит свое я. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
И, хотя, многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.
Воспитание патриотических чувств у дошкольников – процесс сложный и длительный. Эта работа должна проводиться систематически, планомерно в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, детскому саду, природе, родному городу и своей стране.
Анализ нашей работы показывает то, что начало патриотического воспитания необходимо закладывать именно в детском саду. Дети с желанием и большой радостью знакомятся с нашим любимым городом, замечают красоту родного края, изменения в природе. Они становятся более любознательными, наблюдательными, обогащается их речь, активизируется словарный запас. Трепетным и уважительным стало отношение у детей к местным достопримечательностям. Стала теснее связь и с родителями. Они больше стали вникать в наши проблемы, участвовать в жизни детского сада, предлагать свою помощь. Это оказывает плодотворное влияние на нравственное воспитание детей, приносит им радость от общения, что очень радует нас – сотрудников детского сада. Дети с желанием и радостью знакомятся с нашим любимым городом, а это значит, что они уже любят свою малую Родину, и есть надежда, что, повзрослев, они будут настоящими патриотами своего Отечества.