СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "Формирование естественно-научной функциональной грамотности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Формирование естественно-научной функциональной грамотности"»

ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Рыбачок Д.П., Канаева Т.Н.,

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»,

г. Астрахань.


Аннотация: в статье раскрываются особенности формирования естественнонаучной грамотности у младших школьников.

Ключевые слова: функциональная и естественнонаучная грамотность, их составляющие, блоки заданий по формированию естественнонаучной грамотности в младшем школьном возрасте.

В начале 70-х годов ХХ в. широкое распространение получает термин «функциональная грамотность». В трактовке этого понятия подчеркиваются связи между грамотностью, производительностью труда и социально-экономическим развитием в целом. Такая трактовка грамотности в практике работы школы была связана с широким внедрением активных способов обучения.

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.[1]

Естественнонаучная грамотность – степень способности использовать естественнонаучные знания для понимания процессов и явлений в окружающем мире, для обнаружения и решения практических проблем в результате обработки исходной информации.

Естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.

Формирование естественнонаучной грамотности школьников - относительно новое направление профессиональной активности педагогов начальной школы. Оно неразрывно связано с совершенствованием отечественного школьного образования в контексте компетентностного подхода в обучении, идей о функциональной грамотности школьников. «Функциональный» аспект результатов общего образования рассматривается как важнейший показатель его качества и как способность «вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней».[2]

Что же такое естественно – научная функциональная грамотность младшего школьника? Выделим четыре ее принципиально важные составляющие:

  • готовность осваивать и использовать знания о природе;

  • осознание ценности и значения научных знаний о природе;

  • овладение методами познания природных явлений;

  • способность к рефлексивным действиям.

Отсутствие сформированного умения «увязывать» свой жизненный опыт с приобретаемой в школе системой знаний, дополнительными сведениями, полученными из других источников, можно считать существенным недостатком в естественнонаучной грамотности обучаемых.

Опираясь на теорию А.В.Хуторского, одного из авторов компетентностного образования, считается, что оба субъекта педагогического взаимодействия – и учитель, и ученик – должны стать участниками образовательной ситуации. Сущность образовательной ситуации для ученика – это формирование ключевых компетентностей (как качеств личности) в процессе создания образовательных продуктов, рефлексии опыта их получения и соотнесения с культурными аналогами.

Процесс развития естественнонаучной грамотности требует моделирования образовательных ситуаций, в которых учащийся продемонстрирует требуемый способ деятельности. Задания могут быть разбиты на следующие группы:

1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.

2. Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности.

3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.

Урок или внеурочное занятие, включающие практико-ориентированные задания, позволяют обучающемуся стать полноправным участником процесса обучения, где оцениваются все продукты учебно-познавательной деятельности учащихся, показывающие не только результаты обучения, но и усилия, приложенные обучающимся к конструированию нового знания, и его прогресс в обучении.

Блок 1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности. Этот тип заданий – самый распространенный в учебнике и рабочей тетради по курсу «Окружающий мир». Например:

Воспроизводить по памяти, узнавать

- соедини линиями понятия;

- проставь номера месяцам по порядку следования в году. Укажи число дней и месяцев;

- изобрази условными знаками, какие виды осадков бывают в разные времена года.

Определять

- запиши показания термометров;

- какие времена года изображены на рисунках;

- что можно узнать об этих предметах с помощью органов чувств?

Приводить примеры

- какие национальные одежды носят жители твоего родного края?

- какие ты знаешь тела и вещества?

- приведи примеры животных, которые родились зимой, застыли, заснули, поменяли шерсть.

Описывать

- пользуясь рисунком, составь рассказ о жизни людей в Арктике;

- расскажи, какие изменения в неживой природе происходят осенью;

- опиши снаряжение воина, рассмотрев картину художника.

Демонстрировать знания об использовании приборов и материалов, методов и процедур

- расскажи, как устроен микроскоп;

- как называется эта группа изделий человека (см. рисунок)? Что можно ими измерить?

Блок 2. Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности

    • сравнивать, противопоставлять, классифицировать;

    • использовать модели;

    • связывать, соотносить;

    • интерпретировать информацию;

    • находить решения;

    • объяснять.

Большое внимание при этом отводится работе с различными моделями с целью продемонстрировать понимание естественнонаучных понятий.

  • Вы собираетесь в отпуск на 1 месяц. За вашими любимыми фиалками согласился ухаживать ваш лучший друг. Напишите другу записку о том, как ухаживать за цветами. Источники информации – статья о фиалках из энциклопедии, памятка из учебника «Как составить записку». Инструмент проверки – аналитическая шкала.

  • Наступили каникулы. Теперь вы чаще остаетесь дома одни. Какую записку оставит вам мама?

Блок 3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.

В заданиях на установление причинно-следственных связей и их анализ от учащихся требуется на основе проведенного анализа проблемы находить решение проблемы и давать объяснение способа решения. Умение найти и дать анализ проблемы – важное интегрированное умение, которое включает следующие группы умений: формулировать вопрос, планировать исследование, делать выводы на основе полученных данных, приводить доказательства и аргументы, решать нестандартные задачи. [3]

Роль предмета «Окружающий мир» в развитии естественнонаучной и социальной грамотности младших школьников обусловлена интересом растущей личности к миру вокруг, который с каждым днем расширяется и вводит ее в систему различных отношений.

Литература

  1. Алексеева О.В. Окружающий мир. Особенности изучения предмета в начальной школе: учебное пособие /О.В. Алексеева, А.А. Арасланова. - М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2017. - 144 с.

  2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методика обучения. 1 - 4 классы - М.: Вентана Граф, 2005. - 240 с.: ил.

  3. Плешаков, А.А. Окружающий мир. Методические рекомендации. 4 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций - М.: Просвещение, 2015. - 127 с.