ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Рыбачок Д.П., Канаева Т.Н.,
ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»,
г. Астрахань.
Аннотация: в статье раскрываются особенности формирования естественнонаучной грамотности у младших школьников.
Ключевые слова: функциональная и естественнонаучная грамотность, их составляющие, блоки заданий по формированию естественнонаучной грамотности в младшем школьном возрасте.
В начале 70-х годов ХХ в. широкое распространение получает термин «функциональная грамотность». В трактовке этого понятия подчеркиваются связи между грамотностью, производительностью труда и социально-экономическим развитием в целом. Такая трактовка грамотности в практике работы школы была связана с широким внедрением активных способов обучения.
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.[1]
Естественнонаучная грамотность – степень способности использовать естественнонаучные знания для понимания процессов и явлений в окружающем мире, для обнаружения и решения практических проблем в результате обработки исходной информации.
Естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.
Формирование естественнонаучной грамотности школьников - относительно новое направление профессиональной активности педагогов начальной школы. Оно неразрывно связано с совершенствованием отечественного школьного образования в контексте компетентностного подхода в обучении, идей о функциональной грамотности школьников. «Функциональный» аспект результатов общего образования рассматривается как важнейший показатель его качества и как способность «вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней».[2]
Что же такое естественно – научная функциональная грамотность младшего школьника? Выделим четыре ее принципиально важные составляющие:
готовность осваивать и использовать знания о природе;
осознание ценности и значения научных знаний о природе;
овладение методами познания природных явлений;
способность к рефлексивным действиям.
Отсутствие сформированного умения «увязывать» свой жизненный опыт с приобретаемой в школе системой знаний, дополнительными сведениями, полученными из других источников, можно считать существенным недостатком в естественнонаучной грамотности обучаемых.
Опираясь на теорию А.В.Хуторского, одного из авторов компетентностного образования, считается, что оба субъекта педагогического взаимодействия – и учитель, и ученик – должны стать участниками образовательной ситуации. Сущность образовательной ситуации для ученика – это формирование ключевых компетентностей (как качеств личности) в процессе создания образовательных продуктов, рефлексии опыта их получения и соотнесения с культурными аналогами.
Процесс развития естественнонаучной грамотности требует моделирования образовательных ситуаций, в которых учащийся продемонстрирует требуемый способ деятельности. Задания могут быть разбиты на следующие группы:
1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.
2. Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности.
3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.
Урок или внеурочное занятие, включающие практико-ориентированные задания, позволяют обучающемуся стать полноправным участником процесса обучения, где оцениваются все продукты учебно-познавательной деятельности учащихся, показывающие не только результаты обучения, но и усилия, приложенные обучающимся к конструированию нового знания, и его прогресс в обучении.
Блок 1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности. Этот тип заданий – самый распространенный в учебнике и рабочей тетради по курсу «Окружающий мир». Например:
Воспроизводить по памяти, узнавать
- соедини линиями понятия;
- проставь номера месяцам по порядку следования в году. Укажи число дней и месяцев;
- изобрази условными знаками, какие виды осадков бывают в разные времена года.
Определять
- запиши показания термометров;
- какие времена года изображены на рисунках;
- что можно узнать об этих предметах с помощью органов чувств?
Приводить примеры
- какие национальные одежды носят жители твоего родного края?
- какие ты знаешь тела и вещества?
- приведи примеры животных, которые родились зимой, застыли, заснули, поменяли шерсть.
Описывать
- пользуясь рисунком, составь рассказ о жизни людей в Арктике;
- расскажи, какие изменения в неживой природе происходят осенью;
- опиши снаряжение воина, рассмотрев картину художника.
Демонстрировать знания об использовании приборов и материалов, методов и процедур
- расскажи, как устроен микроскоп;
- как называется эта группа изделий человека (см. рисунок)? Что можно ими измерить?
Блок 2. Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности
сравнивать, противопоставлять, классифицировать;
использовать модели;
связывать, соотносить;
интерпретировать информацию;
находить решения;
объяснять.
Большое внимание при этом отводится работе с различными моделями с целью продемонстрировать понимание естественнонаучных понятий.
Вы собираетесь в отпуск на 1 месяц. За вашими любимыми фиалками согласился ухаживать ваш лучший друг. Напишите другу записку о том, как ухаживать за цветами. Источники информации – статья о фиалках из энциклопедии, памятка из учебника «Как составить записку». Инструмент проверки – аналитическая шкала.
Наступили каникулы. Теперь вы чаще остаетесь дома одни. Какую записку оставит вам мама?
Блок 3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.
В заданиях на установление причинно-следственных связей и их анализ от учащихся требуется на основе проведенного анализа проблемы находить решение проблемы и давать объяснение способа решения. Умение найти и дать анализ проблемы – важное интегрированное умение, которое включает следующие группы умений: формулировать вопрос, планировать исследование, делать выводы на основе полученных данных, приводить доказательства и аргументы, решать нестандартные задачи. [3]
Роль предмета «Окружающий мир» в развитии естественнонаучной и социальной грамотности младших школьников обусловлена интересом растущей личности к миру вокруг, который с каждым днем расширяется и вводит ее в систему различных отношений.
Литература
Алексеева О.В. Окружающий мир. Особенности изучения предмета в начальной школе: учебное пособие /О.В. Алексеева, А.А. Арасланова. - М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2017. - 144 с.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методика обучения. 1 - 4 классы - М.: Вентана Граф, 2005. - 240 с.: ил.
Плешаков, А.А. Окружающий мир. Методические рекомендации. 4 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций - М.: Просвещение, 2015. - 127 с.