СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ"»

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Выполнила: Лушечкина Анастасия Васильевна

Аннотация: в статье рассматривается организация внеурочной деятельности по формированию читательской грамотности через создание кадров диафильма.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, читательская грамотность, диафильм.

Функциональная грамотность включает в себя: читательскую, естественнонаучную,

математическую, финансовую грамотности. Кроме этого, составляющими компонентами функциональной грамотности являются креативное мышление и глобальные компетенции. Однако, несмотря на столь значительный перечень элементов, базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается именно читательская грамотность.

Следует отметить, что нехватка учебно-методических материалов по формированию функциональной читательской грамотности является проблемой. Проблемой формирования функциональной грамотности школьников занимались: К. А.

Адамович, А. В. Капуза, Н.Ф. Виноградова, И.Д. Фрумин, А.Б. Захаров. Исследователи отмечают, что один из главных недочетов отечественной системы образования это низкий уровень владения обучающимися смысловым чтением, умениями анализировать, обобщать и интерпретировать информацию. Причиной такого положения дел можно считать сложившуюся годами традицию начальной школы проектировать и

реализовывать образовательный процесс на основе репродуктивного подхода, нацеленного на механическое воспроизведение заученного, но не осмысленного материала программы. То есть необходимо создавать такие ситуации в обучении младших

школьников, где у них появится возможность самостоятельно развивать читательские умения через выполнение деятельности.

Обратимся к сути системно-деятельностного подхода, который строится на принципе развития личности через самостоятельное действие, то есть признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых делает учитель с учетом развития каждого ученика. Современные дети ждут новых форм знакомства с материалом, где могли бы проявиться их самостоятельность и деятельность. Во внеурочной деятельности по формированию читательской грамотности я использовала такой способ как создание кадра диафильма. Способ были направлены на формирование умения интегрировать и интерпретировать прочитанный текст. По моей задумке, данные способы активизируют деятельность обучающихся. То есть обучающиеся получат не типичное задание «найди смысл текста», «напиши как ты это понял», «охарактеризуй главных героев» и т.д. А они получат новую установку, поучаствуют в новой деятельности, которая позволит им «оторваться» от привычной ситуации и окунутся в то, чем они никогда не занимались.

Моей целью было диагностика отличия активности обучающихся на уроках, где им даны обычные задания, формирующие читательскую грамотность и на внеурочном занятии, где они попробовали новую форму деятельности и как это повлияет на их активность.

Создание кадра диафильма по прочитанном тексту позволило обучающимся следовать инструкции, выделить главную мысль текста, обсудить ее с другими членами группы, интерпретировать смысл прочитанного в продукт: кадр диафильма. Созданная деятельность работает на формирование читательских умений. В ходе данной самостоятельной деятельности обучающиеся получили возможность не только по-новому работать с текстом, но и реализовать свой творческий потенциал и развить коммуникативные умения. Данный способ показал, что с помощью новых творческих способов, приёмов и методов на внеурочных занятиях и во время урока учитель может повысить интерес обучающихся к изучаемому материалу, поднять мотивацию к дальнейшему самостоятельному выполнению деятельности самим обучающимся.

На станции «Федерация диафильмов» команда обучающихся была поделена на группы по 4-5 человек. Каждая группа вытянула свой конверт, в котором был текст небольшого произведения, фон и рисунки персонажей текста, с излишними деталями и три текста-субтитра для кадра. Обучающимся было необходимо прочитать текст, выделить главную мысль и создать кадр диафильма, исключая лишние детали и подобрать только те субтитры, которые отражают смысл текста. Дальнейшей задачей каждой группы было представить свой кадр и в 1 предложении обосновать его содержание. Создание кадра диафильма по прочитанном тексту позволило обучающимся следовать инструкции, выделить главную мысль текста, обсудить ее с другими членами группы, интерпретировать смысл прочитанного в продукт: кадр диафильма и презентовать другим группам свой продукт. Деятельность по нахождению главной мысли текста была направлена на формирование первого уровня результатов читательской грамотности- найти и извлечь информации. Вытекающее из первого задания, задания номер два направлено на формирование второго уровня читательской грамотности - интегрирование и интерпретация информации. После выделения основной мысли текста они компонуют из имеющихся материалов кадр диафильма, то есть интерпретируют полученную информацию. В презентации продукта идёт формирование третьего уровня результатов- осмыслить и оценить информацию. Пояснение причины выбора именного этого смысла из текста, а не другого, и будет работой на третий уровень результатов.

В дальнейшем я планирую организовать работу по созданию кадров диафильма в формате мастерской, где обучающиеся в группах самостоятельно будут создавать тексты и на их основе, создавать полноценный диафильм. В ходе занятий мастерской будет выделена структура текста (вступление, основная часть, заключение). Для каждой части текста будет выделено отдельное занятие, на котором помимо написания части текста, будет с помощью рисунков создаваться кадр диафильма к каждой части текста. Таким образом, через деятельность мастерской будут формироваться все три уровня читательской грамотности и будет получен итоговый продукт- диафильм по созданным текстам, который в дальнейшем будет подарен каждому обучающемуся.

Таким образом, организацию внеурочной деятельности можно выстроить в виде радиоспектакля и создания диафильма по произведению, что позволит педагогу сформировать у обучающихся читательскую грамотность через самостоятельною деятельность.


  1. Основные результаты российских учащихся в международном исследовании читательской, математической и естественнонаучной грамотности PISA‒2018 и их интерпретация / Адамович К. А., Капуза А. В., ЗахаровА.Б., Фрумин И. Д.; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2019. — 28 с.

  2. Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других / под науч. ред. И. Д. Фрумина. — Москва. Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010. — 284 с.

  3. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / [Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова и др.]; под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. — 288 с.

  4. Грахова, С.И. Диафильм как прием интерпретации народной сказки / С.И. Грахова, А.Д. Мухутдинова // Вестник набережночелнинского государственного педагогического университета. - № 1 (36). - С. 147-148