ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА ПО СРЕДСТВАМ ИГР В РЕСУРСНОМ КЛАССЕ
«Угадай, кто это»
Цель: развивать внимание, наблюдательность.
Описание игры: упражнение выполняется в парах. Один ребёнок (по договорённости) закрывает глаза, второй — меняется местом с ребёнком из другой пары. Первый на ощупь определяет, кто к нему подошёл, и называет его имя. Выигрывает тот, кто сможет с закрытыми глазами определить нового партнёра.
«Закончи предложение»
Цель: учить детей осознавать свои привязанности, симпатии, интересы, увлечения и рассказывать о них.
Описание игры: дети стоят в кругу. В качестве ведущего — педагог. У него в руках мяч. Он начинает предложение и бросает мяч — ребёнок заканчивает предложение и возвращает мяч взрослому:
Моя любимая игрушка…
мой лучший друг…
Моё любимое занятие….
Мой любимый праздник….
Мой любимый мультфильм….
Моя любимая сказка…
моя любимая песня….
«А я сегодня такой!»
Цель игры: научить использовать мимику, пантомимику в общении.
Описание игры: дети стоят в кругу. Ведущий первым выходит в круг и произносит фразу «а я сегодня вот такой (ая)!», сопровождая ее каким-либо действием и мимикой, отражающими его настроение. (например, ведущая улыбнулась и развела руки в стороны.) Все дети повторяют это движение и мимику, произнося:
«Мария Ивановна сегодня вот такая!» затем в круг выходит следующий ребенок и показывает, какой он сегодня.
Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в кругу.
«Вопрос – ответ»
Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра.
Описание игры: дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт собственный вопрос и т.д. («какое у тебя настроение?» — «радостное». «где ты был в воскресенье?» — «ходил с папой в гости». «какую игру ты любишь?» — «ловишки» и т.д.).
«Здороваемся без слов»
Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.
Описание игры: дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.). Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствиия.
«Ручеёк»
Цель: помочь детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор.
Описание игры: дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д.
«Квадрат»
Цель: формирование групповой сплоченности.
Описание игры: все играющие встают квадратом (так, чтобы было занято все пространство внутри квадрата) как можно теснее, можно даже заранее очертить квадрат, в который они должны поместиться. Затем ведущий отдает команды, а квадрат их выполняет, стараясь не увеличить занимаемую им площадь, например
— квадрат пошел влево — квадрат идет влево
— квадрат садится — квадрат с криками и воплями пытается сесть.
— квадрат прыгает — квадрат с не менее интенсивным шумом прыгает
И так далее.
«Вспомни имена своих друзей»
Цель: стимулировать интерес к другому, тренировать сензитивность в общении, способствовать развитию взаимных симпатий и сплочению группы.
Содержание. Играющий должен сделать пять шагов, называя при каждом шаге имена друзей — мальчиков или девочек. Игру можно усложнить: называть имена или только мальчиков, или только девочек. Выигрывает тот, кто смог без повторов назвать больше имен
«Скульптор»
Цель: учить договариваться и взаимодействовать в группе сверстников.
Содержание. Один ребенок - скульптор, трое - пятеро детей - глина. Скульптор «лепит» композицию из «глины», расставляя фигуры по задуманному проекту. Остальные помогают, затем вместе дают название «композиции».