ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: в статье рассматривается важная задача развития индиви- дуальности ребёнка. Автором рассмотрена проблема формирования само- контроля учащихся как компонента учебной деятельности.
Ключевые слова: младший школьник, начальная школа, самоконтроль, са- мооценка.
Смена приоритетов в системе образования выдвигает в число наиболее важ- ных и существенных задач развитие индивидуальности каждого ребёнка, форми- рование его активной позиции в постижении окружающего мира, приобщение к основам культуры познания. Главной задачей начальной школы, в данном кон- тексте, является становление школьника как субъекта учебной деятельности. Начальная школа – важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать профессиональным учеником. Уче- ник должен уметь сам ставить перед собой цель, проблему, научиться видеть не- обходимое и потребное будущее, сам должен организовывать свою деятельность и находить пути к мыслям и чувствам окружающих. Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной. Учителя принимая ФГОС, то меняются мотивы, потребности, ценностные ориентации. Новый преподава- тель – это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов. В компетентность учителя начальных классов входит осуществление обучения и воспитания младших классов, использование современных образовательных, ин- формационно-коммуникационных технологий обучения, способность эффек- тивно применять учебно-методические, информационные ресурсы реализации
основной образовательной программы начального общего образования, посто- янно развиваться в профессиональном отношении. Актуальным является каче- ственное методическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе, обеспечивающее ведение постоянной методической поддержки педагога, получение оперативных консультаций по вопросам реализации основной обра- зовательной программы начального общего образования, использование иннова- ционного опыта других образовательных учреждений и результатов актуальных научных исследований [1].
Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ней, осваивая новые способы анализа (синтеза), обобщения клас- сификации. Из опыта моей работы, в учебной деятельности формируется отно- шение к себе, к миру, к обществу, к другим людям. Примечательно, что факто- ром развития младшего школьника является отношение взрослых к успеваемо- сти, к дисциплине и прилежанию ребёнка. Таким образом, хочется отметить, что в младшем школьном возрасте формируется Я-концепция ребёнка, и навыки са- моконтроля, на что огромное влияние отношение к нему взрослых, и в первую очередь отношение учителя и родителей. Особое место в структуре учебной де- ятельности занимают действия самоконтроля и самооценки. Ученик должен научиться осуществлять наблюдения за своей деятельностью, осуществлять са- моанализ, самооценку и самоконтроль. Для этого учитель должен: вырабатывать у учащихся привычку анализировать полученные результаты, проверять пра- вильность выполнения заданий; дать ученику возможность найти свою ошибку; помочь разобраться в нормах оценки; формировать у учащихся умение контро- лировать свою деятельность в ходе выполнения задания. В 1 классе дети учатся: сравнивать результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме; выполнять действия по развёрнутой инструкции; осуществлять самопро- верку по плану.
Во 2 классе ученикам предлагается: сравнивать промежуточный результат с эталоном; корректировать памятки: участвовать в коллективно-распределитель- ной деятельности по составлению схем, алгоритмов к правилам и определениям.
В 3 классе ученики тренируются в: сравнении результата деятельности с об- разцом, заданным через систему условий; составлении проверочных заданий для самоконтроля; составлении модели значимых условий деятельности под руко- водством учителя.
В 4 классе школьники упражняются в: сличении результата деятельности с образцом на основе прогнозируемых условий эффективности; определении со- става действий и операций предстоящей деятельности с анализом субъективных трудностей; выполнении действий по общим инструкциям; самопроверке по плану; разработке общего способа контроля всех задач под руководством педа- гога.
Я использую приёмы формирования самоконтроля на уроках русского языка: орфографическое проговаривание; специально организованное списыва- ние; прием «Буратино»; комментированное письмо с указанием орфограмм; по- иск орфограмм в «чистом» тексте; работа с «орфографическим словариком»; ин- дивидуальная карта самоконтроля; дидактическая игра; диктант.
Использую приёмы формирования самоконтроля на уроках математики: сверка с образцом; повторное решение задачи; решение обратной задачи; про- верка полученных результатов по условию смыслу задачи; решение задачи раз- личными способами; моделирование; примерная оценка искомых результатов; математические диктанты.
Самооценка и самоконтроль имеют специфические функции: они направ- лены на саму деятельность, фиксируют отношение учащегося к себе как её субъ- екту, вследствие чего их направленность на решение учебной задачи носит опо- средованный характер.
Упоминание о самоконтроле как психическом явлении можно встретить в литературных источниках далёкого прошлого, в трудах Аристотеля, Д. Дидро. Ещё несколько столетий назад Д. Дидро в своём трактате «план школы публич- ного преподавания всех наук для Российского правительства» одним из методов формирования самоконтроля в учебной деятельности предлагал использовать
«метод намеренных ошибок» для того, чтобы учащийся привыкал проверить себя.
Результаты исследований Ю.К. Бабанского, Н.Я. Лернера, М.Н. Скаткина показывают, что результативность и успешность деятельности учащихся в про- цессе обучения зависят от умения критически оценить свои знания, обнаружить пробелы, недоработки, ошибки, провести анализ причин их возникновения и внести коррективы в свою деятельность. Я считаю, чтобы сформировать умения самоконтроля у учащихся, учителю необходимо знать: его сущность и содержа- ние, особенности формирования и осуществления в учебном процессе учащи- мися разных возрастных групп, знать его методы, приёмы и средства.
В психолого-педагогической литературе нет единой трактовки понятия са- моконтроля. В работах Л.И. Рувинского, А.Я. Арет самоконтроль рассматрива- ется как свойство личности, необходимый этап процесса самовоспитания. Н.Д. Левитов считает самоконтроль актом умственной деятельности человека, формой проявления и развития самосознания, мышления [2]. Более существен- ные черты самоконтроля можно обнаружить в определениях И.В. Страхова и Л.Б. Ительсона: «Самоконтроль – форма деятельности, проявляющаяся в про- верке поставленной задачи, в практической оценке процесса работы, в исправле- нии её недочётов».
В психологии в русле деятельностного подхода самоконтроль понимается как способность человека регулировать производимое им действие, сличать реа- лизацию действия с заданной программой. Психологи обращают внимание на сущность самоконтроля как средства, условия саморегуляции поведения. Так, Д.Н. Богоявленский подчёркивает, « что крайне важно…. приучать учащихся к самоконтролю, вырабатывать у них умение самостоятельно прибегать в случае необходимости к конкретизации выполняемых ими отвлечённых операций, учить их самостоятельному использованию наглядных схем, формировать у них умение актуализировать представления, стоящие за теми или иными словами». А.Я. Арет рассматривает самоконтроль как метод саморегуляции, который даёт
возможность поддерживать интерес к предмету, влияет на улучшение качества знаний учащихся [3].
Шагом вперёд в развитии истории вопроса о самоконтроле в учебной дея- тельности явились работы русских педагогов и психологов К.Д. Ушинского, П.П. Блонского и других, которые подчёркивали значение воспитания само- контроля как важнейшего условия повышения эффективности обучения. К.Д. Ушинский в своих работах конкретно рассматривает следующие методы воспитания самоконтроля: активное повторение, отчёт о прочитанном. Самосто- ятельное составление вопросов учениками, взаимное исправление и самоисправ- ление им своих ошибок.
Таким образом, мы видим, что проблеме формирования самоконтроля уде- ляли внимание в своих работах многие авторы, рассматривая их как структурные компоненты учебной деятельности, имеющие своё определённые функции, обес- печивающие качественное развитие ребёнка в младшем школьном возрасте.
Список литературы
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Данилюк, В.А. Тишков. – М.: Просве- щение, 2009.
Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
1