СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему «Инновации в современной системе образования»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Инновации в современной системе образования»

Преподаватель К.А.Фрянова

ОГБПОУ «Костромской автодорожный колледж» Судиславский филиал

 

В моей статье речь пойдет об инновационных подходах обучения в системе среднего профессионального образования.

Новая гуманистическая образовательная парадигма ставит перед образовательной системой среднего профессионального образования важную задачу: подготовить образованного, творческого человека, умеющего адаптироваться к быстро меняющейся социально-экономической среде, рационально организующего самостоятельную деятельность. Изменения в образовательной системе СПО нацелены на то, чтобы сделать ее более приспособленной к изменениям, происходящим в экономике, социальной жизни страны, интегрированной в мировую систему образования.

Внедрение в образовательный процесс инновационных технологий является определяющей чертой современного профессионального образования. По мнению ряда, ученых понятие «инновация» возникло в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Сегодня в научной литературе имеется немало трактовок этого понятия, но все они сходятся в одном: инновация – это внедрение нового. Под нововведением понимают целенаправленный процесс внесения изменений в определенную социальную единицу, приводящий к появлению новых стабильных элементов. Инновации в сфере профессионального образования направлены на формирование личности, ее способности к научно-технической и инновационной деятельности, на обновление содержания образовательного процесса.

Каждая педагогическая эпоха породила свое поколение технологий. Первое поколение образовательных технологий представляло собой традиционные методики; технологиями второго и третьего поколений были модульно-блочные и цельноблочные системы обучения; к четвертому поколению образовательных технологий относится интегральная технология.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему «Инновации в современной системе образования»»

«Инновации в современной системе образования»

Преподаватель К.А.Фрянова

ОГБПОУ «Костромской автодорожный колледж» Судиславский филиал


В моей статье речь пойдет об инновационных подходах обучения в системе среднего профессионального образования.

Новая гуманистическая образовательная парадигма ставит перед образовательной системой среднего профессионального образования важную задачу: подготовить образованного, творческого человека, умеющего адаптироваться к быстро меняющейся социально-экономической среде, рационально организующего самостоятельную деятельность. Изменения в образовательной системе СПО нацелены на то, чтобы сделать ее более приспособленной к изменениям, происходящим в экономике, социальной жизни страны, интегрированной в мировую систему образования.

Внедрение в образовательный процесс инновационных технологий является определяющей чертой современного профессионального образования. По мнению ряда, ученых понятие «инновация» возникло в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Сегодня в научной литературе имеется немало трактовок этого понятия, но все они сходятся в одном: инновация – это внедрение нового. Под нововведением понимают целенаправленный процесс внесения изменений в определенную социальную единицу, приводящий к появлению новых стабильных элементов. Инновации в сфере профессионального образования направлены на формирование личности, ее способности к научно-технической и инновационной деятельности, на обновление содержания образовательного процесса.

Каждая педагогическая эпоха породила свое поколение технологий. Первое поколение образовательных технологий представляло собой традиционные методики; технологиями второго и третьего поколений были модульно-блочные и цельноблочные системы обучения; к четвертому поколению образовательных технологий относится интегральная технология.

Внедрение нетрадиционных педагогических технологий существенно изменило образовательно-развивающий процесс, что позволяет решать многие проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации, формирования индивидуальной образовательной перспективы обучающихся.

Для всех технологий характерны определенные общие признаки: осознанность деятельности преподавателя и обучающихся, эффективность, мобильность, валеологичность, целостность, открытость, проектируемость; самостоятельная деятельность обучающихся в образовательном процессе составляет 60–90% учебного времени; индивидуализация.

Какие инновационные технологии применимы в образовательной системе СПО?

Важной особенностью профессионального образования является направленность на развитие творческой активности у обучающихся. Главная цель – подготовка их к самостоятельной трудовой деятельности, развитии и воспитании широко образованной, культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности. Цели, поставленные перед преподавателями, требуют переориентации и совершенствования отдельных звеньев учебно-воспитательного процесса по его совершенствованию.

Среди самых активных методов обучения весьма эффективным являются деловые игры. Например, занятие в форме игр: «Хозяйка (хозяин) усадьбы», «Мой карьерный рост» и т. д.

Деловая игра вносит некоторое разнообразие в традиционно сложившуюся структуру образовательного процесса. Применения деловых игр способствует сокращению разрыва между теоретическими знаниями обучающихся и их практическими применениями. Обучающиеся весьма поверхностно осведомлены о таких аспектах производства как плановость, дисциплина труда, нормирование, деловая субординация и др. Чтобы научить сознательно, применять эти категории, необходимо включить их в такую деятельность, которая по своему психологическому содержанию соответствовала бы производственной. Это возможно только при использовании деловых игр.

Выполняя в процессе игры роль «повара», «кондитера», «эксперта», «механика», «инженера», или другие роли, обучающиеся имеют возможность знакомства с рядом профессий, косвенной ориентации на них. Для практики проведения игры следует учитывать, что преподаватель может выступать в учебной игре в разной роли: «инструктора», «судьи», «тренера», «ведущего».

Компьютерные технологии не только помогают организовать учебный процесс с использованием игровых методов, но и получить более сильную обратную связь.

Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, в большей степени способствуют укреплению знаний и на практических занятиях – умений. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм занятия, активного диалога «студент-компьютер».

Анализ имеющегося опыта показывает, что условно систему использования компьютера на занятиях можно разделить на три стадии (этапа).

Первый – компьютерная поддержка занятий. Здесь компьютер использует только преподаватель в качестве средства визуализации материалов урока.

Второй – компьютерное сопровождение занятий по разным профессиям. На этом этапе кроме использования преподавателем компьютера в качестве эффективного средства предоставления или иллюстрации материалов занятия, компьютер может быть использован обучающимися в качестве средства повторения ранее изученного материала (например, устройство оборудования, устройство станка, свойств материалов, помощь в подборе объекта труда для тематической творческой работы и т.д.). Здесь же компьютеру может быть доверен текущий контроль знаний обучающихся, например – с целью допуска его к работе на том или ином оборудовании, станке и пр. Так как к работе с компьютером допускаются обучающиеся, то преподаватель должен знать и соблюдать правила организации безопасной работы обучающихся с компьютерной техникой, и рабочее место, оборудованное компьютером, должно быть соответствующим образом организовано.

Третий этап – этап использования современных компьютерных программ в обучении. Особенностью этого этапа является проведение занятий с работой всех обучающихся на компьютерах под руководством преподавателя. Такие занятия проводятся в кабинетах информатики. Так можно сказать об организации проектной деятельности обучающихся, где основную информацию к подготовке проекта они получают из компьютера. Появляется возможность сформировать компьютерный банк проектов: сведения об объектах труда и образцы уже выполненных проектов. Это позволит оптимизировать проектную деятельность обучающихся.

Высока роль применения на уроках технологии различных электронных справочников, энциклопедий, программ.

Использование ресурсов и услуг Интернета значительно расширяет возможности и преподавателя и обучающегося во всех видах деятельности.

Проектная деятельность также является методом активизации учебно-познавательной активности. Этому способствует высокая самостоятельность обучающихся в процессе подготовки проекта. Преподаватель, выступающий координатором, лишь направляя деятельность обучающегося, который исследует выбранную тему, собирает наиболее полную информацию о ней, систематизирует, полученные данные и представляет их, используя различные технические средства, в том числе, и современные компьютерные технологии.

Технологии, которые объединяются названием «Портфолио обучающегося», способствуют формированию необходимых навыков рефлексии, т.е. самонаблюдению, размышлению. «Портфолио обучающегося» – инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда, рефлексии его собственной деятельности. Это – комплект документов, самостоятельных работ будущего выпускника.

Метод интеграции, который способствует формированию межпредметных понятий, определяет характер межпредметных связей по фактору времени (предшествующие связи, перспективные, синхронные), позволяет осуществлять межпредметную координацию содержания учебного материала с целью его оптимизации (устранения дублирования, разночтения, хронологической несогласованности). Данный метод позволяет адаптировать содержание учебных программ к возможностям конкретных обучающихся, создаёт благоприятные условия для развития личности каждого, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки, максимально возможной успешности обучения.

В системе нашей педагогической деятельности интегрированные уроки занимают особое место. Они помогают развивать познавательную и творческую активность обучающихся, усиливают мотивацию обучения. Проведение таких уроков – один из путей повышения эффективности образовательного процесса на основе реализации принципов деятельностного подхода в обучении.

Включение обучающихся в активную учебную работу, использование при этом разнообразных форм, методов познавательной деятельности значительно расширяет учебно-воспитательные возможности занятия, выступающего ведущей формой организации учебной деятельности.

Нестандартные занятия – это требования нового времени, вызванные, в частности, острой нехваткой учебно-методической литературы в процессе обучения в СПО. Классический тип, то есть традиционный тип занятия стал в наше время малоэффективным.

Инновационные методы обучения в системе СПО – это новые методы общения с обучающимися, позиция делового сотрудничества с ними и приобщение их к существующим проблемам.

Инновационные методы – это методы, позволяющие обучающимся самоутвердиться. А самоутверждение – это путь к овладению выбранной профессии.

 

Список использованной литературы:

1. Н.И.Чуктурова «Педагогические условия валеологического сопровождения образовательного процесса», Санкт-Петербург. 2014.

2. А.В.Хуторской «Рефлексивная образовательная деятельность»//Народное образование, 2015.

3. С.А.Циттель «Организация педагогического общения в учебно-воспитательном процессе»: уч-метод. пос. по теории и методике воспитания. - Магнитогорск, 2015.

4. Игротека педагога/сост. А.Г.Баковец. – Минск: Красико-Принт, 2015.

5. С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина «Современный урок». Часть I: Научно-практич.пособие для учит., методистов, рук. учебных заведений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. -Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2014

6. Э.А.Левин «Методика индивидуально-группового обучения»/Э.А.Левин, О.И.

Прокофьева. – М.: Сентябрь, 2015.

7. В.М.Лизинский «Приемы и формы в учебной деятельности»/В.М.Лизинский. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2014.