Кузьминов Д. А.
МБОУ СОШ № 2 г. Серпухова
Инновационные педагогические технологии и их применение на нетрадиционных уроках истории
Технология обучения представляет собой совокупность методов и средств, с помощью которых происходит обработка, представление, изменение и предъявление учебной информации, а так же включает в себя способы воздействия учителя и учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.
По мнению Г. К. Селевко, любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям:
Концептуальность, которая подразумевает опору педагогической технологии на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и ссоциально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность (логика, взаимосвязь и целостность педагогической технологии).
Управляемость –это возможность в рамках педагогической технологии проводить целеполагание, планирование, проектирование процесса обучения, поэтапную диагностику, варьирование средствами и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность - гарантировать достижение определенных стандартов обучения.
Воспроизводимость – подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами1.
Анализ некоторых аспектов инновационного подхода в образовательном процессе позволяет сформулировать ряд обобщающих положений:
Инновационные технологии обучения в большинстве случаев представляют собой средство моделирования профессиональной деятельности современного специалиста.
Инновационный подход в построении обучения позволяет с большей эффективностью решать сложнейшие учебно-воспитательные задачи и способствовать развитию учебного заведения.
Инновационные технологии обучения следует рассматривать как средство, с помощью которого направления модернизации образования могут быть претворены в жизнь. Наибольшее развитие сейчас получают технологии обучения, основанные на личностном и деятельностном подходах.
Одна и та же технология в руках конкретных исполнителей может выглядеть по-разному: большую роль будут играть личность самого учителя, контингент обучающихся, их мотивированность на учебу и психологический климат в классе.
Овладевая умениями вносить инновационные изменения в свою педагогическую деятельность, осознавая наиболее уязвимые ее стороны и обладая знаниями о наиболее целесообразных методах работы, учитель все более совершенствуется в профессиональном плане, улучшает качество взаимодействия с учащимися в собственно образовательных и межличностных отношениях. А это, в свою очередь, обеспечивает инновационное развитие образовательного учреждения в целом, способствует повышению качества подготовки специалистов2.
Какие инновационные технологии на мой взгляд являются наиболее эффективными для нетрадиционного урока в школе?
1. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» разработана Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом гуманной педагогики, в настоящее время она используется в 29 странах. Обучение проводится по высокоэффективной базовой модели ВЫЗОВ – ОСМЫСЛЕНИЕ (РЕАЛИЗАЦИЯ) – РАЗМЫШЛЕНИЕ (РЕФЛЕКСИЯ). Она конкретна, определённа, но при этом открыта для охвата широкого круга тем и учебных задач. Вполне возможно успешно применять её для изучения истории в школе. Итак, в уроке выделяются три этапа, каждый из которых располагает широким репертуаром методических приемов:
ВЫЗОВ: актуализация опорных знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации, обоснование значимости изучения данной темы.
РЕАЛИЗАЦИЯ: активное получение информации (работа с текстом), сопоставление нового с тем, что уже известно, систематизация новой информации, отслеживание собственного понимания.
РЕФЛЕКСИЯ: суммирование и систематизация новой информации (продолжение начатого на предыдущем этапе), выработка собственного отношения к изучаемому материалу, формулирование вопросов для дальнейшей работы, анализ собственных мыслительных операций.
В рамках нетрадиционных уроков истории эта технология хороша тем, что может помочь ученику с увязыванием изучаемой темы с предыдущей, тем самым формируя у него в голове единое исторической полотно, а так же дает время ученику порассуждать над пройденным материалом, сформулировать свою позицию на изучаемый вопрос.
2. Интегрированный урок – учебное занятие, на котором обозначенная тема рассматривается с различных точек зрения, средствами нескольких предметов (курсов). Основная цель такого урока: формирование у учащихся единой научной картины мира, целостного представления о нём, гуманистического мировоззрения и диалектического мышления. Ведут его несколько преподавателей.
Формы интегрированного урока:
Данная технология на мой взгляд является лучшей для нетрадиционного урока истории в школе, так как её вариативность расширяет возможность изучения тем, например на уроке-имитации, ученики могут разыграть историческую сценку, что п заставит из самих поучаствовать в роли исторической личности, тем самым помогая лучше усвоить информацию. Приглашение специалиста позволит максимально глубоко изучить конкретную тему, а урок-экскурсия позволит познакомить учеников с материальными остатками истории.
3. Использование метода кейс-технологий позволяет обучиться специальным приемам обработки и представления информации. В рамках этого метода ученики получают на урок комплекты учебно-методических материалов и предметных задач (кейсы) и на протяжении урока занимаются их решением и изучением, в следствие чего происходит усвоение темы урока. Полезен этот метод для развития навыков решения и усвоения приемов решения задач, а также для обработки приемов и методов диагностики. Данный методический прием способствует повышению у учащихся мотивации как непосредственно к учебе, так и к профессиональной деятельности. Этот метод также способствует развитию у студентов изобретательности, умения решать проблемы с учетом конкретных условий. Кейс-метод развивает способности проведения анализа и диагностики проблем. С его помощью у учащихся развиваются такие квалификационные качества, как умение четко формулировать и высказывать свою позицию, умение дискутировать, воспринимать и оценивать информацию. Этот метод способствует развитию у обучающихся чувства уверенности в себе, способствует преодолению излишней робости и чрезмерной самоуверенности. Положительным моментом кейс-метода является его помощь в осуществлении управленческого образования, поэтому в большей мере он может и должен применяться на повышенном уровне, в выпускных классах3.
Данный метод, применимо к урокам истории, хорош тем, что учеников можно заставить работать непосредственно с источниками по изучаемой теме, тем самым развивая у учеников умения получать информацию не в готовом виде.
4. Коллективный способ обучения является одной из личностно-ориентированных технологий обучения, поскольку позволяет осуществлять процесс обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся, предоставляет им определенную свободу выбора последовательности изучения содержания материала, сроков и способов его освоения, партнеров по совместной деятельности. Главная концепция технологии коллективного способа обучения – обучение происходит в рамках общения обучаемых и обучающихся, оно осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Сущность характеристики коллективных учебных занятий выделены М.А. Мкртчяном:
Реализация учениками разных целей, изучение разных фрагментов материала, использование в своей работе учеником различных способов и средств.
Осваивание учениками одной и той же программы различными путями.
Свободное объединение учеников в группы и изменение их состава для достижения учебных задач.
Изменение учителем время от времени состава ученических групп.
Ученики могут самостоятельно объединяться в малые группы.
Использование приемов внешней идентификации учеников и групп.
Урок с использование коллективного способа обучения будет выглядеть следующим образом: распределив учеников по группам, учитель обязательно определяет планируемое время для совместной работы. На работу по нахождению решения время стандартное – 30 мин. Во время работы ситуации не изучается «с чистого места». Ее содержание должно быть уже изучено до занятий. Поэтому ученик, приходя в класс, должен иметь индивидуальный ответ на поставленный вопрос. В составе группы идет мини-сопоставление, поиск наиболее удачного варианта, выработка окончательной ситуации. Важно, чтобы в жестко ограниченное время каждая команда сконцентрировалась. Каждая малая группа выполняет в данном случае роль независимых экспертов4. Подобная технология в рамках урока истории, поспособствует развитию у учеников умения критически мыслить и отстаивать свою точку зрения.
Подводя итог, необходимо отметить, что использование инновационных педагогических технологий расширяет способы получения учениками учебной информации, а так же способствует достижение более высоких учебных показателей. Инновационные учебные технологии переносят акцент урока с деятельности учителя на деятельность учеников, способствуют их самостоятельной работе и поиску информацию, а так же обращаются к их личностным возможностям и умениям. Приведенные примеры инновационных образовательных технологий хорошо подходят для изучения материала на уроках истории, так как способны задействовать детей в самостоятельном изучении источников, ведению дискуссии, а так же более глубоко и наглядно коснуться изучаемой проблемы.
Список использованной литературы:
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. М., 2003. С. 22;
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений.- М.: Академия, 2007. С. 71-74;
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.:НИИ школьных технологий, 2005. С. 85-87;
Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль. Академия развития, 1997. С. 61.
1 Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. М.,2003.- с.22
2 Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль. Академия развития, 1997. – с. 61
3 Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений.- М.: Академия, 2007.-с. 71-74
4 Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.:НИИ школьных технологий, 2005.- с. 85-87