СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "Интерактивные технологии обучения как средство формирования предметных результатов у младших школьников на уроках литературного чтения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: статья рассматривает понятие и характеристику интерактивных технологий. Их преимущества и содержание. Приводятся в пример упражнения, для развития навыков чтения. Статья раскрывает понятие образовательного квеста и его виды.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Интерактивные технологии обучения как средство формирования предметных результатов у младших школьников на уроках литературного чтения"»

Интерактивные технологии обучения как средство формирования предметных результатов у младших школьников на уроках литературного чтения

С. Д. Белоусова

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»

Студентка

Аннотация: статья рассматривает понятие и характеристику интерактивных технологий. Их преимущества и содержание. Приводятся в пример упражнения, для развития навыков чтения. Статья раскрывает понятие образовательного квеста и его виды.

Ключевые слова: интерактивные технологии, квест, образовательный квест.

«Интерактивные технологии» ‒ это вид информационного обмена учащихся с окружающей средой, это «творческий процесс применения научно-практических методов и педагогических приемов, направленный на достижение учебных целей [3, c. 48].

В педагогике различают несколько моделей обучения:

- пассивное обучение, когда ученик является объектом учебного процесса (слушает, смотрит);

- активное обучение, когда ученик является субъектом учебного процесса (выполняет самостоятельную работу, творческое задание);

- интерактивное обучение (от.inter –взаимно, act - действовать), когда процесс обучения осуществляется в условии постоянного активного взаимодействия всех участников педагогического процесса. [3, c. 48]

В педагогике «интерактивные технологии» – это обучение, построенное на принципах взаимодействия учебной деятельности школьников. Это обучение в общении. Главная особенность его методики заключается в том, что процесс обучения происходит в совместной деятельности учителя и учащихся, где учитель и учащиеся являются равнозначными субъектами обучения (учитель – организатор процесса обучения, лидер).

Преимущества использования интерактивных игр для обучающихся на уроках:

1) Использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам памяти: зрительной, слуховой, моторной. В процессе работы на их основе у детей формируются необходимые речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью;

2) Повышается мотивация обучения детей, активизация непроизвольного внимания за счет использования новых способов подачи материала, помогает развитию непроизвольного внимания;

3) Повышение самооценки ребенка за счет системы поощрений, возможности исправить недочеты самостоятельно;

4) Формирование активной позиции, за счет представления себя в новой роли;

5) Побуждение детей к познавательной деятельности;

6) Расширение объема получаемой информации, увеличение восприятия, лучшее запоминание чему способствует увеличение количества и качества иллюстративного материала.

7) Высокая динамика способствует эффективному усвоению материала, памяти, воображения, творчества у детей

8) Формирование навыка самостоятельной продуктивной деятельности;

9) Развитие активного восприятия, которое является опорой прочных знаний;

10) Восприятия образной информации, понятной обучающимся, которые пока не владеют навыками чтения и письма;

11) Формирование у обучающихся рефлексии. Учебные задания дают возможность наглядно представить результат своих действий, возможность исправить ошибку, если она сделана;

12) Развитие таких волевых качеств, как самостоятельность, собранность, усидчивость (т.к. решая проблемную задачу, обучающиеся стремится к достижению положительного результата, подчиняет свои действия поставленной цели).

Урок литературного чтения – это та среда, где у учителя в руках уникальная возможность формировать основные знания, и умения, которые и позволяют нам развивать ключевые компетенции учащихся.

Чтение является одним из видов речевой деятельности. Оно решает многие задачи: коммуникативные, познавательные, воспитательные, эмоционального воздействия.

Развитие навыка чтения во время обучения в начальной школе предполагает, как формирование приёмов чтения целыми словами, так и постепенное введение чтения про себя, наращивание скорости чтения и овладение рациональными приёмами чтения. Параллельно с этим литературное образование и развитие предполагает подготовку полноценного читателя, способного воспринимать доступное возрасту художественное произведение адекватно авторскому замыслу.

Для достижения хороших результатов на уроках литературного чтения, нужно работать над развитием навыков чтения. Для этой цели используют различные упражнения [2, c. 169]:

чтение «цепочкой» (по слову, предложению, абзацу);

бинарное чтение (два ученика одновременно);

«Прыжки» (через слово, через строчку); только интерактивные

«Прятки» (найти слово с определённым признаком);

«Фотоглаз» (чтение за короткое время, воспроизведение прочитанного);

«Ловушка»

Одним из любимых упражнений учеников является «Ловушка». Учитель читает стихотворение, заменяя некоторые слова и выражения. Обучающиеся замечают и исправляют ошибки в чтении.

На современном этапе развития образовательной системы появляются новые технологии и деятельностные формы взаимодействия с обучающимися, в основе которых лежит их активизация и включение в образовательный процесс. Наиболее востребованными становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников образовательного процесса, реализовать их творческие способности, воплощать имеющиеся знания и навыки в практической деятельности. К таким формам организации образовательной деятельности относятся интерактивная игра, мастер-класс, проектная деятельность, создание проблемных ситуаций, экспериментирование и мнонгое другое. Все эти формы могут существовать как отдельно взятые элементы, а могут сочетаться между собой и варьироваться педагогом при планировании учебных занятий. Особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии, или как еще называют образовательный квест, который пользуется популярностью у подростков и взрослых благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета.

Квест (англ. Quest) - «поиск, предмет поисков, поиск приключений». В мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета - путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей.

Образовательный квест - педагогическая технология, включающая в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры. Они могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, также могут быть и межпредметными. Квесты можно использовать для работы с обучающимися, родителями, коллегами. [4, c. 15]

В зависимости от сюжета квесты могут быть:

  • линейными, в которых игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;

  • штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;

  • кольцевыми, они представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.

При подготовке и организации образовательных квестов необходимо определить цели и задачи, которые ставит перед собой организатор, учитывая категорию участников (обучающиеся, родители), то пространство, где будет проходить игра и написать сценарий. Самое главное - заинтересовать участников.

Таким образом, при интерактивном обучении в процессе общения у учеников формируются знания, собственное мнение о том или ином событии, творческие способности, развивается речь. Систематическое использование учителем интерактивных методов на уроке создаёт благоприятные условия для формирования у школьников позитивной мотивации учебной деятельности и развития предметных результатов.



Библиографический список:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 No 286) — М.: Просвещение, 2021 — 31 с.

  2. Гребенев, И.В. Учебный предмет и мета-предметность / И.В. Гребнев // Школьные технологии. – 2019. – № 2. – C. 169-176.

  3. Сергеев, Н.К. Природа педагогической деятельности и субъектный мир учителя / Н.К. Сергеев // Человек и образование. – 2018. – № 1. – С. 48.

  4. Василенко А.В. Квест как педагогическая технология. История возникновения квест-технологии. Международный электронный педагогический журнал «Предметник»