СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Бадыкова Айгуль Рафкатовна

3 курс, специальность «Преподавание в начальных классах,

Колледж БГПУ им.М.Акмуллы, г.Уфа



Сегодня различные виды игр широко используются в образовательной практике на разных уровнях. С одной стороны, такая направленность педагогической практики связана с пониманием сложности изучаемых объектов и явлений, с другой с пониманием того, что игра является эффективным способом полного погружения в изучаемый процесс.

Игра – это структурированная деятельность, обычно предпринимаемая для получения удовольствия и иногда используемая в качестве образовательного инструмента. Игры отличаются от работы, которая обычно выполняется за вознаграждение, и от искусства, которое больше связано с выражением идей.

Ключевыми компонентами игр являются цели, правила, вызов и взаимодействие. Игры обычно предполагают умственное или физическое стимулирование, а часто и то, и другое. Многие игры помогают развить практические навыки, служат формой физических упражнений или выполняют образовательную, имитационную или психологическую роль.

Игры можно использовать на любом этапе урока после введения и объяснения целевого языка. Они служат как средством запоминания и тренировки повторения, так и возможностью использовать язык свободно и как средство достижения цели, а не как самоцель. Они также могут служить диагностическим инструментом для учителя, который может отметить области, вызывающие трудности, и принять соответствующие меры по исправлению ситуации.

Условно-развлекательный мир игры делает ее положительно эмоциональной, а эмоциональность игровой деятельности активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Еще одним положительным аспектом игры является то, что она способствует применению знаний в новой ситуации, т.е. материал, который изучают обучающиеся, проходит через определенную практику и вносит разнообразие и интерес в процесс обучения.

Маленький ребенок имеет глобальное представление о мире и особое чувство. Для них мир един и неделим. Этот мир может быть хорошим и плохим, красочным и черно-белым, открытым и загадочным. Когда они приходят в школу, весь мир в их сознании распадается на набор фактов, понятий, законов. Понять учеников, найти к ним подход. Вы не должны воспринимать их как маленьких взрослых. Их мир существует, и они рассказывают о нем через игру. Переход от детского сада, где преобладает игра, к школьной жизни, где обучение имеет первостепенное значение. Он должен быть хорошо продуман с педагогической точки зрения. Исследования в области детского развития показывают, что психические процессы развиваются в игре более эффективно, чем в других видах деятельности, поэтому опора на игру является наиболее важным способом включения младших школьников в учебную деятельность. Игра приобщает ребенка к жизни, к общению с другими людьми, к природе и способствует приобретению знаний.

Переход от дошкольного детства, где преобладает игра, к школьной жизни, где главную роль играет обучение, должен быть рассмотрен с педагогической точки зрения. Исследования детского развития показывают, что психические процессы развиваются в игре более эффективно, чем в других видах деятельности, поэтому опора на игру является наиболее важным способом включения младших школьников в учебную деятельность.

Обучение в начальной школе формирует основу для дальнейшего образования. Если ребенок усвоит самые простые понятия, он сможет легче освоить сложные предметы в высшем учебном заведении. Каждый учитель заинтересован в том, чтобы ученики преуспевали в учебе. Дети в возрасте 6-9 лет не заинтересованы в изучении сухой теории. Именно поэтому многие учителя используют в начальной школе игровые технологии, которые делают уроки яркими и запоминающимися.

Традиционный подход к обучению сосредоточен на среднем уровне образования. Проблема в том, что стандартное изложение предмета в начальной школе заставляет детей терять интерес к учебе. Они продолжают ходить в школу, потому что должны. Дети стараются получать хорошие оценки, чтобы получить новую игрушку или элементарную похвалу от родителей. Игровые технологии в начальной школе призваны стимулировать интерес детей к основным предметам. Это математика, литература, письмо, иностранные языки и русский язык.

Основная задача игровой технологии в начальной школе – мотивировать детей к обучению. В процессе досуговой деятельности формируется творческая личность ученика, он учится систематизировать полученные знания и использовать их для решения различных задач в будущем. Еще одной целью игры является улучшение физического и психологического здоровья учеников. Дети учатся общаться в активной форме. Многие игры предполагают легкую физическую нагрузку. А эмоциональный подъем, который дети получают в результате, способствует укреплению их собственного "я". Простой акт игры помогает преодолеть детские комплексы. Это особенно важно для детей, которым не хватает уверенности в себе [4].

Любая игровая технология в начальной школе должна решать следующие задачи:

- развивать у детей способность мыслить самостоятельно, решать простые задачи без посторонней помощи.

- обеспечить полное усвоение материала по предмету каждым учеником в школьной команде.

- сохранять физическое и психическое здоровье детей во время учебного процесса.

- большинство учителей считают, что игровые технологии в начальной школе должны быть приоритетными в организации учебного процесса для детей младшего возраста [2].

Все игры, которые могут быть использованы в процессе обучения, делятся на группы: обучающие, развивающие, репродуктивные, диагностические. Каждый тип имеет определенную задачу. В процессе обучения ребенок усваивает информацию, которую он раньше не знал. Образовательные технологии, основанные на игре и развитии, направлены на открытие новых способностей у ребенка. На этих уроках учитель учит детей мыслить логически. Репродуктивные игры помогают закрепить полученные знания. Кроме того, эти уроки позволяют учителю обнаружить пробелы и элементы, которые дети не до конца поняли.

Независимо от типа игры, каждая игра имеет четкую структуру и должна включать: роли, которые будут играть игроки, течение игры и сюжет. Существует два основных метода, которые можно использовать для активизации учебного процесса в начальной школе: классно-ролевые игры и соревнования. Последний вариант мотивирует детей учиться дальше. Каждый ребенок стремится получить знания, чтобы стать лучшим.

Игровые образовательные технологии следует использовать, не отвлекаясь от основного процесса обучения. Должен быть эффект неожиданности. Учитель получит наилучший результат, сочетая традиционное обучение с игрой. Дети не должны приходить на занятие, зная наверняка, что оно будет проходить в нестандартной форме.

Опыт показывает, что внедрение игровой технологии в учебный процесс в начальной школе дает положительные результаты. Детям интересно изучать даже «скучные» предметы, они стремятся стать лучше, получить похвалу. Кроме того, игра раскрывает личность ребенка и помогает избавиться от комплексов, укоренившихся в семье. В конкурсах и ролевых играх ученики показывают свои способности одноклассникам, что помогает им подняться в их глазах.

В педагогике и отечественной психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Фрейд, Ж. Пиаже и др. В их работах была изучена и обоснована роль игры в развитии личности, в развитии основных психических функций, самоменеджмента и саморегуляции личности [3]. Структура игры как деятельности, способствующей развитию личности, включает следующие этапы: постановка целей; планирование; достижение поставленных целей; и анализ результатов, в котором личность полностью реализуется как субъект [2].

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольным характером, возможностями выбора и элементами соревнования, удовлетворением потребностей, самоутверждением, самореализацией.

Структура игры как процесса включает в себя:

- роли, которые взяли на себя игроки;

- игровые действия как средство реализации этих ролей;

- игровое использование предметов, т.е. замена реальных вещей игровыми и условными;

- реальные отношения между игроками;

- сюжет (содержание) – область реальности, условно воспроизводимая в игре [2].

Игровые технологии – одна из уникальных форм обучения, которая может сделать работу обучающихся интересной и увлекательной на творческом уровне. Занимательный характер условного мира игры делает монотонную и скучную деятельность по повторению, закреплению или усвоению информации положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игровой деятельности активизирует все психические процессы и функции ребенка. В настоящее время значение игры возрастает.

В современной школе игровая деятельность используется следующим образом: как любительская технология освоения понятия, предмета и даже раздела школьного предмета; как часть более крупной (иногда очень важной) технологии; в рамках урока (курса) или его части (введение, объяснение, закрепление, упражнение, контроль); как технология внеклассной работы (коллективные творческие дела).

В отличие от игр, образовательная игра имеет одну существенную характеристику – наличие четко определенной цели обучения и соответствующего образовательного результата, который может быть обоснован, подтвержден в ясной форме и характеризуется учебно-познавательной направленностью.

Определение места и роли игровых технологий в учебном процессе во многом зависит от понимания учителем функций и классификации образовательных игр.

Например, технология развивающих игр Б.П. Никитина интересна тем, что программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, картонных или пластиковых квадратов, механических строительных блоков. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубиками, моделями, рамками и вкладышами г-на Монтессори, уникубами, планами и картами, квадратами, игры-угадайки, таблицы сотен, точки, часы, термометр, кирпичики, кубики, строители. Дети играют с мячом, веревкой, резинками, камешками, орехами, пробками, пуговицами, палочками. Игры на развитие предметов способствуют развитию интеллекта.

Задания даются ребенку в разных формах: в виде модели, плоского рисунка, письменных или устных инструкций. Они знакомят ребенка с различными способами передачи информации. Решение задачи представляется ребенку не в абстрактной форме ответа на математическую задачу, а в виде рисунка [2].

Главная особенность развивающих игр в том, что в них удалось совместить один из основных принципов обучения «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности.

Младший школьный возраст характеризуется живостью и спонтанностью восприятия, легкостью вхождения в образы. Дети легко участвуют во всех видах деятельности, особенно в игровой. Они организуются в групповые игры, продолжают играть с предметами, появляются неимитационные игры.

Таким образом, можно сказать, что эффективность дидактических игр зависит, с одной стороны, от их систематического использования и, с другой стороны, от цели игровой программы в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Игровая технология строится как целостное обучение, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом и характером. В то же время сюжет игры развивается параллельно с основным учебным содержанием и помогает интенсифицировать процесс обучения. Составление игровой технологии из отдельных игр и элементов – забота каждого учителя начальной школы.


Список использованной литературы

  1. Гайнуллова, Фазиля Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников / Фазиля Гайнуллова. – М.: КноРус, 2020. - 651 c.

  2. Игровая технология формирования у старших дошкольников направленности на мир семьи. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2019. – 265 c.

  3. Казакова, Г.М. Игровые технологии в процессе подготовки детей к обучению в школе / Г.М. Казакова. – М.: АРКТИ, 2020. – 929 c.

  4. Сергеева, И. С. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников. Методические рекомендации / И.С. Сергеева, Ф.С. Гайнуллова. – М.: КноРус, 2018. – 112 c.

  5. Сергеева, И.С. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников. Методическое пособие / И.С. Сергеева. – М.: КноРус, 2018. – 523 c.