ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ МИКРОБИОЛОГИИ
Преподаватель Игнатова И.Ю.
ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н.Ляпиной»
Современная система профессионального образования переживает реформирование предусматривающее переход к уровневой подготовке. Но реформирование заключается не только в этом, меняется само содержание подготовки. Федеральный государственным образовательным стандартам (ФГОС) определяют требования к результатам усвоения программы подготовки специалистов среднего звена (ППСЗ) через формирование общих и профессиональных компетенций.
ФГОС трактует компетенции как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Согласно ФГОС «реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий».
Удельный вес таких занятий в учебном процессе должен составлять 20–30 % аудиторных занятий, в зависимости от направления подготовки. Таким образом, внедрение интерактивных форм обучения — одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов.
Интерактивный («Inter» — это взаимный, «act» — действовать) — означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами.
Задачами интерактивных форм обучения являются:
- пробуждение у обучающихся интереса;
- эффективное усвоение учебного материала;
-самостоятельный поиск студентами путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
- установление взаимодействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова;
- формирование у обучающихся мнения и отношения к изучаемому материалу;
- формирование жизненных и профессиональных навыков;
-выход на уровень осознанной компетентности студента.
Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем могут быть использованы следующие интерактивные формы: круглый стол (дискуссия, дебаты); мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака); деловые и ролевые игры; сase-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ); мастер класс.
Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения, перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной и подходящей формы обучения для изучения конкретной темы, а открывается возможность сочетать несколько методов обучения для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению студентами изучаемого материала. Целесообразно использовать разные интерактивные формы обучения для решения поставленной задачи.
Принципы работы на интерактивном занятии:
- занятие — не лекция, а общая работа;
- все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы;
- каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу;
- все сказанное на занятии — не руководство к действию, а информация к размышлению.
В учебном процессе в настоящее время применяются различные виды лекций: информационная, проблемная, лекция-визуализация, с применением мультимедийного оборудования (наглядные материалы, слайды, презентации), лекция-диалог, лекция-пресс конференция. При чтении лекций в современных условиях является абсолютно необходимым применение мультимедиа проекторов.
На занятиях по дисциплине «Основы микробиологии и иммунологии» применяются различные интерактивные методы обучения, повышающие познавательную учебную активность студентов, с учетом особенности дисциплины, индивидуальных характеристик студентов, их стремление к самосовершенствованию и к самообразованию.
С первых же занятий необходимо заинтересовать студентов к изучению дисциплины, найти взаимосвязь предмета с выбранной будущей профессией, показать ее значимость и необходимость изучения.
Наивысшая степень творческой активности студентов проявляется при самостоятельном составлении ими мультимедийных презентаций по различным темам дисциплины «Основы микробиологии и иммунологии».
Одна из важнейших форм повышения учебной и познавательной активности студентов – научно-исследовательская работа, а именно, участие в научно-практических конференциях
В дальнейшем по дисциплине «Основы микробиологии и иммунологии» планируется шире использовать интерактивные технологии в процессе обучения, т.к. это способствует не только повышению учебно-познавательной деятельности, но и реализации индивидуальных способностей студентов и развитию творческого потенциала личности.
Таким образом, для подготовки конкурентоспособных специалистов, готовых к эффективной профессиональной деятельности необходимо широко применять различные инновационные, в том числе и интерактивные технологии.
Литература
1.Сорокина Е. И., Маковкина Л. Н., Колобова М. О. Использование интерактивных методов обучения при проведении лекционных занятий [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 167-169.
2.https://vmk1.ru
3.https://infourok.ru
4.https://educationmanagers.ru