СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: « Использование различных подходов при обучении и воспитании специалистов начального и среднего профессионального образования»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на тему: « Использование различных подход при обучении и воспитании специалистов начального и среднего профессионального образования»

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: « Использование различных подходов при обучении и воспитании специалистов начального и среднего профессионального образования»»

Статья на тему: « Использование различных подход при обучении и воспитании специалистов начального и среднего профессионального образования»

Автор статьи

Преподаватель ТОГАПОУ

«Промышленно-технологический колледж»

Матушкина Юлия Андреевна





Ни одна из сфер жизни человека, не оказывает на него такое влияние, как это делает образовательная среда. В современных условиях образовательные организации начального и среднего профессионального образования должны выпускать конкурентоспособных, разносторонних и целеустремлённых личностей, способных конкурировать на современном рынке труда, привносить новые идеи и находить решения различных производственных ситуаций. На помощь этому приходят новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и практико-ориентированный подход в обучении.

Что же какое практико-ориентированный подход? Существует множество взглядов на это определение, но все они сходятся в том, что под практико-ориентированным подходом понимается совокупность методов и приёмов, способов и форм обучения, направленная на формирование практических умений и навыков в профессиональной деятельности [1, с.5].

Под организацией практико-ориентированного обучения студентов нужно понимать приведение обучения в определённую структуру, которая сможет обеспечить и позволит достичь максимально полезного эффекта:

  1. теоретическое обучение, как один из видов подачи содержания обучения

  2. систематическое рассмотрение аспекта теоретических знаний

  3. осуществление взаимосвязи теоретических и практических знаний, полученных в период обучения

Не имеет смысла оспаривать тот факт, что именно практика оказывает ни с чем не сравнимое влияние на формирование будущего специалиста высокого уровня. В последние годы, практика трудоустройства выпускников оборачивается для образовательной организации проблемой, т.к. будущие работодатели останавливают свой выбор на кандидатурах которые помимо специального образования имеют ещё и опыта работы по данной специальности.

Практико-ориентированный подход к обучению в образовательном учреждении должен применяться педагогическим коллективом с первых дней обучения и далее способствовать поэтапному формированию профессиональных компетенций личности студента.

 1 этап – Смысловой  

Адаптация к образовательному пространству. У студентов формируются культурные запросы и потребности, понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса [5, с. 13]

2 этап – Ценностный  

Начало специализации, укрепление и углубление профессиональных интересов студентов. Самостоятельность в определении задач профессионального и личностного развития.

Задания лабораторно-практических работ должны быть нацелены на индивидуальную поисковую деятельность, где студент не просто закрепляет основные теоретические положения учебного материала, а учится прогнозировать, планировать, в диалоге раскрывать свои мнения и позиции по выбранному способу решения учебной задачи, самостоятельно организовывать свою деятельность. Выполнение лабораторно-практических работ целесообразно организовать с использованием ИКТ.

3 этап - Практический    

Непосредственное знакомство с професиональной деятельностью в период освоения профессиональных модулей и прохождения учебной практики, готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма и активность позиции.

В период освоения учебных дисциплин/междисциплинарных курсов студенты разрабатывают проекты в малых группах по 5-6 человек, где в основу работы положен диалог. Диалог является средством выявления проблемы и путей ее решения. На этом этапе выполняется полный цикл исследовательской деятельности: от изучения предметной области и выделения проблемы до ее реализации.

Результатом учебной практики является разработанный под руководством специалистов  программный продукт для решения небольших по объему  задач, выбранных из круга актуальных проблем. Кроме практической работы будущие специалисты знакомятся с реальными задачами производства, их постановкой, решением, документированием и презентацией.

4 этап – Заключительный

Готовность организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

К заключительному этапу обучения относится:

- производственная практика по виду профессиональной деятельности, сдача экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю;

- преддипломная практика и защита дипломного проекта (работы).

Задачи: формирование практического опыта профессиональной деятельности на базе конкретного производства, освоение профессиональных и общих компетенций по виду профессиональной деятельности; проверка возможностей самостоятельной работы будущего специалиста в условиях конкретного производства; сбор и подготовка материалов к сдаче экзамена (квалификационного) по освоению вида профессиональной деятельности, написание курсовой работы (проекта). Во время преддипломной практики студенты выполняют конкретные задания, соответствующие должностным обязанностям рабочего (служащего), могут приниматься на работу на вакантные должности [4, с.120].

Таким образом, практико-ориентированность позволяет студентам приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников более конкурентоспособными на современной рынке труда.























Список литературы:


  1. Канаева Т.А., Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий, Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №12(20), 2015, www.sisp.nkras.ru

  2. Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика, практика: Учебник для вузов. М., 2013

  3. Солянкина, Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. – 2015 – № 1 (0,6 п.л.).

  4. Скамницкий А.А., Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании, М., 2014. – 247 с.

  5. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2015. – 365 с.