Статья
«Использование современных образовательных
технологий в образовательном процессе»
(из опыта работы Панкратовой И.В., учителя начальных классов)
Технология проектного обучения — это технология, которую я активно использую в настоящее время в учебном процессе. Данную технологию в педагогической литературе называют также «методом проектов», «проектной технологией». Проектная технология — это в первую очередь личностно-ориентированная технология, в центре которой стоит ученик. Основу технологии составляет деятельность самого учащегося, направленная на развитие учебных, познавательных, творческих способностей. Учитель выступает в роли организатора-наставника, организатора-консультанта учеников. Технология проектного обучения позволяет учителю организовывать самостоятельную работу учащихся по конкретной теме, проблеме, а учащимся даёт возможность развивать свои творческие способности, как по отдельным учебным предметам, так и во внеурочной деятельности. Работая над проектом, у учащихся развиваются такие качества, как любознательность, то есть появляется искренний интерес к изучаемой теме, самостоятельность, то есть желание самому «докопаться до истины», узнать неизведанное, а также формируется чувство ответственности за начатое дело перед самим собой, перед одноклассниками, перед учителем.
Е. С. Полат предъявляет следующие требования к применению технологии проектного обучения: 1) основу любого проекта должна составлять значимая, интересная или малоизученная проблема; 2) должна быть теоретическая, практическая, познавательная значимость результатов работы над темой проекта; 3) доминирование самостоятельной (индивидуальной или парной, или групповой) деятельности учащихся; 4) обязательное наличие продуманной структуры работы; 5) использование методов исследования, изначально предполагающих последовательность этапов действий.
Многообразие форм проектной деятельности породило в педагогической науке ряд классификаций проектной технологии: по роду преобладающей деятельности, по предметно-содержательной области, по продолжительности (по времени реализации), по количеству участников, принимающих участие в реализации проекта, по форме презентации (конечного представления проекта).
1. По роду преобладающей (доминирующей) деятельности проекты можно подразделить на:
‒ информационные;
‒ творческие;
‒ практико-ориентированные;
‒ исследовательские.
Информационные проекты — нацелены на поиск информации учащимся по какой-либо теме и на дальнейшую работу учащегося с найденной информацией. Творческие проекты — ориентированы на достижение поставленной цели, получение планируемого результата. Вся работа над проектом строится и подчиняется предполагаемому результату (выпуск стенгазеты, запись видеоролика, проведение акции и др.). Практико-ориентированные проекты — также ориентированы на конечный, но только практический результат деятельности учащихся. Исследовательские проекты — отличает от других проектов, наличие продуманных основных этапов будущего исследования, которые изначально направлены на достижение поставленной цели.
2. По предметно-содержательной области выделяют проекты надпредметные, межпредметные имонопредметные.
Надпредметные — внепредметные проекты, выполняемые на стыке разных областей знаний. Данные проекты выходят за рамки учебных школьных предметов. Межпредметные — проекты, реализуемые благодаря взаимодействию на стыке двух или нескольких предметных областей науки. Монопредметные — проекты, реализуемые в рамках одного учебного предмета или научной области (например, математики, литературы, русского языка или окружающего мира).
3. По продолжительности (по времени реализации) проекты бывают кратковременные и длительные. Кратковременные — проекты, реализуемые за короткий промежуток времени (урок, два урока, неделю, две недели). Длительные — проекты, на реализацию которых уходит от одного месяца и более.
4. По количеству участников, принимающих участие в реализации проекта, выделяют: индивидуальные проекты (выполняемые одним учеником), групповые (выполняемые группой учеников), коллективные (выполняемые классным коллективом, коллективом всей школы).
5. По форме презентации (конечного представления проекта) выделяют такие проекты как: открытка, газета, книжка, словарь, видеоролик, клип и др.).
В начальной школе учитель, на своё усмотрение, может давать детям задание подготовить как индивидуальные, так и групповые проекты, как монопредметные, так и межпредметные, как кратковременные, так и длительные в зависимости от масштабности темы проекта, возраста учащихся и их заинтересованности темой проекта.
Тематика проектных работ для учащихся начальной школы должна определяться, с нашей точки зрения, содержанием курса школьных предметов. При выборе темы проекта важное значение имеет личная мотивация учащегося, а также социальная значимость проблемы исследования, которая в первую очередь значима для самого учащегося.
Далее хочется поделиться накопленным опытом реализации проектной технологии в учебном процессе начальной школы.
Элементы проектной технологии начинаю внедрять в учебный процесс с середины (со второго полугодия) 1 класса. Например, первоклассники самостоятельно выполняют творческие проекты по теме «Докучные сказки» (см. в папке «Детские проекты»). На уроке литературного чтения даю задание придумать и оформить сказку.
Объясняю ребятам, что проект выполняется по плану: придумать и записать сказку, нарисовать иллюстрацию к сказке, оформить работу на альбомном листке, подготовиться к представлению своей сказки, выступить перед одноклассниками. Проектная работа ребенка оценивается после выступления по критериям: 1. Оформление работы (текста и рисунка). 2. Интересный текст, красивый рисунок. 3. Выступление перед одноклассниками четкое, понятное, артистичное. Каждый критерий оценивается от 0 до 2 баллов. После выступления всем ребятам вручаю грамоты.
По русскому языку после изучения буквы первоклассники выполняют проект «Любимая буква», «Я знаю букву». При изучении словарных слов, мои ученики выполняют проекты по теме «Словарные слова в моей жизни» или «Словарные слова в литературе», или «Словарные слова и правила хорошего тона», или «Словарные слова в математике» и т. п.
Ребята выписывают словарные слова, написание которых требуется запомнить, идут в библиотеку или обращаются к ресурсам интернет, чтобы узнать этимологию словарных слов, значение, сферу употребления, а потом принимаются за создание своих проектов.
Во втором классе по учебному предмету «окружающий мир» мои ученики выполняют проект «Перелетные и зимующие птицы». Темы этого предмета позволяют организовывать разнообразную проектную деятельность учащихся.
А в 3 классе уже есть и такие ребята, которые способны самостоятельно продумать структуру работы над проектом и самостоятельно создать проект на заданную тему, например, Юркин Дима выполнил самостоятельно проект «Сысола», Зыбина Варвара выполнила проект «Здоровое питание школьника».
В четвёртом классе ребята выполняют проекты по всем учебным предметам, в том числе по математике, по внеурочной деятельности: Вавилов Алексей «Математический справочник «Наш Сыктывкар», Семашко Дарья «Простые школьные правила этикета», Тимофеева Анастасия «Похвальное слово знакам препинания» и др..
До начала урока дети вывешивают свои оформленные проекты в классе на доску или выставляют в классе у доски, или сбрасывают подготовленные презентации на компьютер учителя. На уроке учащиеся, подготовившие проекты, защищают свои работы.
Работа над проектом развивает, увлекает, организует деятельность учащихся, а учителю позволяет организовать не только изучение словарных слов, но и поиск, и чтение дополнительной научной литературы, пополнение и расширение словарного запаса учащихся. Читая дополнительную литературу, ребята встречают новые и непонятные слова, находят их значение в словаре и берут «на заметку». А ещё учащиеся подлючают в работу над проектом своих родителей. Родители не только подсказывают и помогают своим детям, а иногда и сами принимают активное участие в оформлении проектов, в создании презентаций. В этом кроется ещё один положительный момент проектной технологии — совместное времяпрепровождение, организация взаимодействия детей и их родителей, формирование у учащихся таких качеств как умение выражать своё мнение, обсуждать, доказывать свою точку зрения, а также умение слушать другого человека.
Данная технология позволяет каждому ученику самостоятельно приобретать опыт исследовательской, практической деятельности, расширять кругозор и пополнять активный и пассивный словарный запас. Технология проектного обучения также развивает у учащихся различные практические умения и навыки, которые так им необходимы в дальнейшей жизни, такие как поиск и работа с информацией, умение не просто выражать свою точку зрения, но и аргументировать свой ответ.
В своей работе применяю игровые, ИКТ, здоровьесберегающие технологии, технологию формирования контрольно - оценочной деятельности школьников, технологию продуктивного чтения, технологию портфолио. Применение технологий обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребёнка, реализации ее природных потенциалов. Также применение технологий позволяет следовать основным принципам педагогической деятельности:
1).создание ситуации успеха (на каждом уроке ученик должен почувствовать радость от успешно проделанной работы);
2).создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности, постановка проблемных вопросов, зажигающих и интересующих ребят;
3).опора на переживание, чувства, эмоционально-волевую сферу учащихся; использование дифференцированного и индивидуального подходов. Формирование положительной я — концепции личности; умение видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать, понимать её, принимать, верить;
4).возможность поделиться своими успехами и достижениями с одноклассниками, родителями через школьные олимпиады, кружковую работу, участие во внеклассных мероприятиях и т.д.;
5).возможность каждого ученика видеть свой рост, т.е. движение вперёд в плане совершенствования;
6).педагогическое сотрудничество;
7).учёт жизненного опыта каждого ребёнка (знание проблем его семьи и внутрисемейных отношений).
Результатом применения современных технологий становится:
а). Повышение качества знаний учащихся.
б). Успешность учебной деятельности.
в). Формирование ученика как личности.
г). Эмоциональное благополучие ребёнка в классе.
д). Укрепление у школьников в классе оптимистического восприятия жизни, труда, в первую очередь, учебного.