Исследование необходимости владения иностранным языком
в профессиональной деятельности современного специалиста
Т.Г. Гуева,, преподаватель иностранного языка
Новоузенского агротехнологического техникума
Аннотация: В статье обосновывается на результатах проведенного теоретического и практического исследования необходимость владения иностранным языком в профессиональной деятельности современного специалиста.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, иностранный язык, федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональный стандарт, рынок труда.
С тех пор как глобализация в сфере деловых отношений и коммерческой деятельности обрела поистине гигантские масштабы, потребность рынка труда в сотрудниках, владеющих английским, немецким, французским, китайским, финским, греческим, арабским, японским и другими языками возросла и продолжает устойчиво расти. Однако, у обучающихся профессиональных образовательных учреждений наблюдается отсутствие или низкий уровень мотивации к изучению иностранного языка. Студенты не в полной мере понимают важность и необходимость владения иностранным языком не только в повседневной жизни, но и для профессиональной деятельности. Об этом свидетельствуют результаты проведенного опроса 75 обучающихся старших курсов государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Новоузенский агротехнологический техникум».
Анализ литературы свидетельствует о том, что требования к языку различны и зависят от региона, отрасли и работодателя, а отсутствие четкой системы их формирования создает нестабильность на рынке труда для данных специалистов, но не отменяет всех перспектив, открывающихся работнику с иноязычной компетентностью. Известно, что знание иностранных языков способствует продвижению по карьерной лестнице, а также положительно влияет на рост зарплаты.
Портал www.workoteka.ru предоставил данные, которые как раз соединяют спрос на рынке труда с требованиями работодателей к конкретному иностранному языку и уровню его владения.
На первом месте по спросу на знание иностранного языка лидирует на протяжении последних лет IT индустрия. Предпочтение отдается английскому, в основном на техническом уровне.
На втором месте по требованиям к кандидатам со знанием английского стоит банковская и инвестиционная сферы, где все чаще появляются вакансии с указанием уровня «свободное владение» английским.
В десятку индустрий, где встречаются вакансии с английским языком, входят торговля, маркетинг, логистика, здравохранение, страхование, туризм, управление персоналом, строительство.
Немецкий язык наиболее востребован в сфере оптовой и розничной торговли, дистрибюции, автомобильной и транспортной индустрии, банковской сфере.
Китайский язык задействован больше всего в области логистики и транспорта, а также на административных должностях.
Французский требуется чаще на секретарских и административных позициях.
Не менее любопытна языковая география.
Если посмотреть, как представлены вакансии с языком по регионам, то бесспорными лидерами по спросу на кандидатов, владеющими одним или несколькими иностранными языками, являются Москва и Санкт Петербург; за ними следуют Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Новосибирск, Краснодарский регион и Татарстан.
Москва является лидером по спросу не только на английский язык, но также на немецкий, французский, итальянский, китайский и испанский.
Далее в порядке убывания располагаются языки, которые реже присутствуют в списке требований работодателей в опубликуемых ими вакансиях. К ним относятся японский, корейский, турецкий, арабский, чешский, финский, польский, шведский и португальский языки [1].
В Саратовской области наиболее востребованными являются английский и немецкий языки. В течение 2017-2018 годов в Саратовской области будут завершены 10 инвестиционных проектов с участием иностранного капитала на сумму более 35 млрд рублей. Среди проектов иностранных компаний в Саратовской области - строительство завода по производству гидротурбинного оборудования ООО «ВолгаГидро» (Австрия), строительство завода в сфере химической промышленности ООО «СНФ Флопам» (Франция), реконструкцию завода по производству цемента ООО «Холсим Рус» (Швейцария) [2].
Что же касается уровня владения, то здесь требуется владение деловым разговорным иностранным языком, а также чтение и перевод профессиональной документации на иностранном языке [1].
В 2017-2018 учебном году профессиональные образовательные учреждения, ведущие подготовку по профессиям и специальностям ,входящим в ТОП-50, организовали учебный процесс в соответствии с новыми ФГОС.
В федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2016 г. N 1564 прописаны обязательные требования к среднему профессиональному образованию. В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции, в числе которых ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. В числе обязательных учебных циклов общепрофессиональная учебная дисциплина «Иностранный язык в профессиональной деятельности» [3].
В.В. Путин поручил правительству Российской Федерации совместно с Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям разработать с учётом ранее данных поручений национальный справочник профессий, востребованных на рынке труда, предусмотрев включение в него новых и перспективных профессий. Помимо этого, до 15 сентября 2015 года правительство должно было обеспечить принятие закона о профессиональных стандартах для приема на работу [4].
В профессиональном стандарте «Специалист в области механизации сельского хозяйства», утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 мая 2014 года N 340н, в числе необходимых умений для выполнения трудовых действий отмечено владение профессиональным иностранным языком [5].
Таким образом, владение иностранным языком представляет собой необходимое требование федеральных государственных образовательных стандартов по специальностям СПО, входящим в ТОП-50, профессиональных стандартов и современного рынка труда.
список литературы и источников
1. Востребованность знания иностранных языков на рынке труда [Электронный ресурс] Режим доступа: http://. www.workoteka.ru .Дата обращения: 15.03.2018.
2. Министерство инвестиций Саратовской области об итогах 2017 года [Электронный ресурс] Режим доступа: https://sarnovosti.ru Дата обращения: 17.03.2018.
3.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2016 г. N 1564 , [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210829/36483a93f837028766d1a95389db567ffdef1d51/Дата обращения: 20.03.2018.
4 Перечень поручений Правительству 20.02.15 труда [Электронный ресурс] Режим доступа: http://. www.kremlin.ru Дата обращения: 20.03.2018.
5.Профессиональный стандарт «Специалист в области механизации сельского хозяйства», утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 мая 2014 года N 340н, [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165309/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/