СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "Исследование проблемы развития мышления в зарубежной и отечественной литературе"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В широком смысле мышление человека понимается как активная познавательная деятельность, а также как внутренний процесс планирования и регуляции внешней деятельности. В узком смысле мышление - это процесс решения творческой задачи.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Исследование проблемы развития мышления в зарубежной и отечественной литературе"»

В широком смысле мышление человека понимается как активная познавательная деятельность, а также как внутренний процесс планирования и регуляции внешней деятельности. В узком смысле мышление - это процесс решения творческой задачи.

Мышление - это психический процесс отражения действительности. Именно поэтому существует множество подходов и теории мышления, которые складывались в контексте основных школ и направлений науки.

Проблема развития мышления в настоящее время особенно актуальна. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных учёных.

Первые попытки определить мышление были сделаны в 17-18 веках. В это время возникло направление ассоционизма, представителями которого были Д. Гартли, Дж. Пристли, Т. Циген. Процесс мышления объясняли непроизвольной сменой образов, а развитие мышления трактовали как процесс накопления ассоциаций. Позднее принцип ассоциаций вызвал серьезные возражения и критику.

Вюрцбургская школа, представителем, которой является О. Зельц, понимал мышление, как функционирование интеллектуальных операций. Главной задачей О.Зельца было показать, как происходит формирование результата мыслительной деятельности. В своей концепции важное место он отводил образованию «общей задачи». В ходе ее решения образуется проблемный комплекс. Важно отметить, что О. Зельц ввел понятие антиципация, а также определил основные интеллектуальные операции - дополнение комплекса, абстракция, репродукция сходства.

Новая сторона мышления была изучена представителями гештальпси-хологии (М. Вертхаймер, В. Келер, К. Коффка, К. Дункер). Постулатом концепции считалось то, что основным содержанием процесса мышления являются целостные образования-элементы, т.е. гештальты. Мышление, таким образом, понимали как особую форму содержания сознания.

В ХХ веке сформировалось направление - бихевиоризм. Представите­лем которого стал Дж. Уотсон, создавший в 1913 году манифест «Бихевиори ста» [17]. Мышление человека Дж. Уотсон понимал как комплекс процессов, замещающих словесную деятельность. Мышление становится общим понятием. Дж. Уотсон определил три формы мышления: простое раскрытие речевых навыков, решение редко встречающихся и новых задач.

Важным направлением исследования мышления является работа Ж. Пиаже. Пиаже придерживается генетического подхода. Он использует понятие «интеллект», а не мышление. Под интеллектом он понимает «совершенную форму адаптации организма к среде, представляющее собой единство процесса ассимиляции и процесса аккомодации» [14]. В теории Ж. Пиаже имеется учение о функциях интеллекта, а также информация о стадиях развития интеллекта.

Основными функциями интеллекта являются организация и адаптация. Чтобы адаптивная функция осуществилась, подключаются такие механизмы как ассимиляция и аккомодация. Под ассимиляцией понимают воспроизведение элементов среды в психике субъекта в виде когнитивных психических схем. Процесс аккомодации означает изменение этих когнитивных схем в зависимости от требований объективного мира.

Развитие интеллекта происходит в ходе вызревания операциональных схем, выходящих из предметно-житейского опыта ребенка. Развитие интеллекта проходит несколько этапов. Стадии: стадия сенсомоторного интеллекта; символический или допонятийный интеллект; стадия интуитивного интеллекта; стадия конкретных операций; стадия формальных операций. В ходе каждой стадии ребенок приобретает все новые свойства: взаимосвязанность и согласованность множества операций, обратимость, автоматизированность, сокращенность [9].

Концепция Ж. Пиаже - это одна из наиболее разработанных и влиятельных концепций. Привлекательной стороной является ее приверженность генетического подхода.

В середине ХХ века возникло еще одно направление понимания мышления. Связано оно с развитием вычислительной техники и ее программным обеспечением. Появился информационный подход.

Представителями данного направления являются А. Ньюэлл, Г. Саймон, Д. Миллер, Ю. Талантер, П. Линдсей, Д. Норман, У Найссер.

Суть информационного подхода заключается в том, что все мысли­тельные процессы объясняются с помощью работы ЭВМ; используются та­кие термины, как информация, вход, переработка, кодирование, подпро­грамма.

Линдси П. и Норман Д. пишут - «мы рассматриваем организм человека как активный преобразователь информации, всегда стремящийся к обобщению и истолкованию поступающих сенсорных данных и к интерпретации и восстановлению информации, хранящейся в его памяти, с помощью разного рода алгоритмов и стратегий».

В отечественных исследованиях мышление изучали Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Величковский, М.А. Холодная и П.Я. Гальперин.

В рамках культурно-исторической теории, автором которой является Л.С. Выготский, проблема мышления рассматривается как проблема умственного развития ребенка. По Выготскому Л.С., развитие мышления происходит за счет употребления орудий, овладения знаками, включения в социальное взаимодействие с другими людьми. Также он отмечает, что развитие детских понятий проходит три этапа. Первый этап - мышление в синкретических образах, затем мышление в комплексах, а последний этап это мышление в понятиях [2].

Существенные изменения в развитие представлений о мышлении внесли исследования, которые трактовали мышление, как процесс. В связи с этим образовался процессуально - деятельностный подход. Одним из влиятельных представителей данного направления является С.Л.Рубинштейн. Он утверждал, что процесс мышления: «это прежде всего анализирование и синтезирование того, что выделяется анализом; затем абстракция и обобщение, являющиеся производными от них. Согласно С.Л. Рубинштейну, процесс мышления проходит несколько этапов. Первый этап - это наглядно-действенный, затем происходит овладение речью. Третий этап - рассудочная мыслительная деятельность. И последний этап - это теоретическое мышление. Это высшая степень «разумного».

Также представителем данного подхода является А.Н. Леонтьев. Мышление, утверждает он, - это процесс отражения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Важно отметить, что мышление имеет общественную природу и возникает тогда, когда возникает проблемная ситуация. Таким образом, мышление в данном подходе рассматривается как процесс и как деятельность. Мышление ребенка поднимается на новый этап по мере того, как в процессе и в деятельности овладевает системой значений предметов.

Современными представителями, исследовавшими мышление счита­ются Б.М. Величковский и М.А. Холодная. Величковскому Б.М. принадле­жит теория функциональной организации познавательных процессов. Он утверждает, что интеллект состоит из шести уровней познавательного отражения, в одну из которых входит мышление. Так, нижние «этажи» интеллекта отвечают за регуляцию движений в предметной среде, начиная с простейших двигательных реакций (уровни А, В), а заканчивая сложными предметными действиями (уровни С, D). Два последних высших этажа представляют собой «высшие символические координации». Они отвечают за представление и хранение знаний. Мышление базируется на трех уровнях - это D, Е, F.

Совершенно новый взгляд на мышление появился в работах М.А. Холодной. Она определяет интеллект как форму организации ментального (умственного) опыта субъекта. В структуру интеллекта входят способы кодирования информации [12].

П.Я. Гальперин внес в соответствующую область исследований новые идеи. Им была разработана теория формирования мышления, получившая название концепции планомерного формирования умственных действий. Гальперин выделил этапы интериоризации внешних действий, определил условия, обеспечивающие их наиболее полный и эффективный перевод во внутренние действия с заранее заданными свойствами.

Образование понятий — результат длительной, сложной и активной умственной, коммуникативной и практической деятельности людей, процесса их мышления. Образование понятий у индивида своими корнями уходит в глубокое детство.

Л.С. Выготский и Л.С. Сахаров были одними из первых ученых-психологов в нашей стране, кто детально исследовал этот процесс. Они установили ряд стадий, через которые проходит образование понятий у детей.

Сущность методики, которую применили Л.С. Выготский и Л.С. Сахаров (она получила название методики "двойной стимуляции"), сводится к следующему. Испытуемому предлагается два ряда стимулов, которые выполняют различную роль по отношению к поведению: один — функцию объекта, на который направлено поведение, а другой — роль знака, с помощью которого поведение организуется.

Таким образом, изучив литературу по данной теме, можно отметить:

1. Мышление впервые было выделено Вюрцбургской школой, представителями которой являются О. Кюльпе, Н. Ах, К. Марбе. Они рассматривали мышление как внутреннее действие, как определенный акт.

2. В зарубежной психологии мышление рассматривали с точек зрения Вюрцбургской школы, гештальпсихологии, бихевиоризма, теории мотивации генетического подхода Ж. Пиаже, а также информационного подхода.

3. В отечественной психологии огромный вклад в понимание мышле­ния внесли Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.М. Велич­ковский и М.А. Холодная, П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский и Л.С. Сахаров.

Сделав выводы, можно сказать, что проблема развития мышления в настоящее время особенно актуальна. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых. В следующем пункте мы рассмотрим мышления – как познавательный процесс.