Как меняются родители: новые вызовы, другие взаимоотношения
Современная кола и взаимодействие между участниками образовательного процесса – сложная и постоянно меняющаяся структура, которая требует профессионализма и различных умений и навыков со стороны педагога.
Современные семьи развиваются в противоречивой общественной ситуации: внимание общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей, но также, наблюдаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем: финансовые проблемы, неполные семьи, В современном обществе родителям требуется квалифицированная помощь со стороны школы, т.к. дети растут в эпоху перемен, компьютеризации, небольшой отстраненности семей друг от друга.
Работа с родителями также является сложным процессом. Формы работы разнообразны: диагностика (предварительная, тематическая и итоговая), консультации, беседы, родительские чтения и родительские тренинги. Любая работа должна проводиться регулярно и быть организованна профессионалами своего дела, возможно, с включением в работу других специалистов кроме педагога таких как психолог, завуч, социальный педагог.
1.Индивидуальная консультация – важный вид работ в частном порядке, то инцидент, с целью обсуждения инцидентов или частных вопросов. Они носят изучающий характер и способствуют созданию хорошего контакта как между родителями и психологом, так и между родителями и школьным коллективом в целом. На таких встречах есть возможность поговорить о тех проблемах, которые возникают у ребенка дома, при общении в семье и с друзьями.
Каждая индивидуальная консультация обычно заканчивается рекомендациями, которые должны быть грамотными и краткими.
2. Тематическая беседа – это вид работы для создания доверительной атмосферы общения между родителями и педагогом, чтобы выявить истинные причины конфликтных ситуаций в семье, в школе, при общении асоциального ребенка с взрослыми, одноклассниками и друзьями. Результаты беседы не должны становиться известными, если родители или ребенок не хотят этого.
3. Родительские чтения - это очень полезная и необходимая форма работы с семьей. Они дают возможность родителям хотя бы обзорно, в цитатах, познакомиться с классической психолого-педагогической литературой по определенной проблеме, выразить свое отношение, подготовить родителей к восприятию изменений, которые происходят с их детьми в подростковом возрасте. Самое удобное время для этого вида работы с родительской общественностью - 25-30 минут на родительском собрании. Такой вид воспитательной работы помогает родителям пересмотреть свои взгляды на воспитание, познакомиться с традициями воспитания, по-новому взглянуть на собственного ребенка и изменить свое отношение к нему.
4. Педагогическая диагностика
Цель семьи и родителей - заинтересованность в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. Классный руководитель должен знакомить родителей с собственной жизненной и педагогической позицией, с целью, задачами и программой своей будущей деятельности, с планом воспитательной работы, со спецификой, задачами и проблемами предстоящего года, а также проводить педагогическую диагностику как родителей, так и учащихся, что будет благотворно влиять на образовательный процесс и взаимоотношения всех участников образовательного процесса.
Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, обусловлено необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания.
5. Психолого-педагогическое просвещение родителей. Данное направление работы нацелено на:
1.ознакомление родителей знанием научных основ теории воспитания.
2. опережающий, предупредительный характер работы.
3.рассматривается как обязательное и принимать форму всеобуча родителей.
4. обучение родителей методам активного воздействия на психику ребенка.
5.методы, средства и приемы воспитания в той или иной семье, имеющей устойчивые положительные воспитательные результаты
6. Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся – это оказание психолого-педагогической помощи учащимся, оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания.
7. Взаимодействие с общественными организациями родителей: родительскими комитетами школы и класса, школьными Советами.
Цель педагога - помочь родителям, став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования. И благодаря этого процесс обучения и воспитания подрастающего поколения будет интересным, комфортным и максимально эффективным.