Об эффективности современных методов контроля в обучении и влиянии их на учебный процесс
Cовременная дидактика выделяет следующие методы контроля успеваемости обучающихся:
1)устного,
2)письменного,
3)практического,
4)метод наблюдений
5) тестирования.
Кроме того, также ученые выделяют методы графического и практического, лабораторного и программированного контроля и метод портфолио.
Метод устного контроля имеют давнюю традицию, чем письменная. Она появилась в школах в средневековья в форме диспута. Основы устного контроля составляет речь или беседа. Индивидуальный опрос позволяет получить более полные и точные данные об уровне усвоения.
Анализируя методы устной проверки, учителя отмечают, что главное достоинство этого метода заключается в осуществлении непосредственного живого контакта между проверяющим и отвечающим. Проверяющий может все время следить за работой мысли ребёнка и вследствие этого имеет возможность легко и современно устранить все сомнения относительно его знаний. Каждый устный ответ есть упражнения устной речи, то есть данный метод обладает большим развивающим эффектом. Однако в природе метода устной проверки есть черты, весьма осложняющие использование им. Прежде всего при устном контроле и оценке трудно уравнивать меру выявления. Такой мерой служат вопросы, а их невозможно сделать равными для всех. Второй отрицательной чертой называется невозможность повтора и более детального анализа ответов, что несомненно, снижает качество оценки. Учёные-психологи, проанализировав результаты исследования факторов, влияющих на оценку результатов устной проверки, выявили три фактора. На отметки при устной проверке влияют:
1. последовательность ответов (сильный после слабого,или наоборот),
2.предварительная информация о результатах обучения, темп обучения. Следующей отрицательной чертой является его возбуждающее действие на нервную систему. Всем известно, что устная проверка не отвечает требованиям объективности, валидности и надежности. Отмечая недостатки устного контроля и оценки результатов обучения, необходимо указать на способы снижения отрицательного влияния на психику ребёнка. Устный метод проверки необходимо применять только для проверки умений, связанных с речевым развитием учащихся, когда нужно проверить правильность и выразительность речи, умения вести себя в разных речевых ситуациях. Подготовка к устному контролю должна предусматривать структурирование хода беседы, определений фактов, рассуждений, характеризующих тот или иной уровень усвоения. Таким образом, устный контроль позволяет выявить знания обучаемых, проследить логику изложения ими материала, умение использовать знания для описания или объяснения процессов и происходящих событий, для выражения и доказательства своей точки зрения, для опровержения неверного мнения и т. д.
2. Метод письменного контроля предполагает выполнение письменных заданий (упражнений, контрольных работ, сочинений, отчетов и т. д.) Всякая письменная работа за собой оставляет после себя некий документ, который может остаться у проверяющего и обеспечить тщательность контроля и оценки. Возможность перепроверки повышает ответственность учителя за оценку как результат контроля и оценки. При письменной проверке легче осуществить равенство меры выявления знания, что повышает справедливость оценки.
Но есть два недостатка письменного метода контроля в виде ответов на вопросы::
1)отсутствие непрерывного живого контакта между проверяющими и проверяемым, что лишает проверяющего возможности следить за ходом его решений;
2) самого процесса письменного выражения мыслей, предполагающее знание системы правил; не обеспечивают сопоставимость оценок учебных достижений.
Такой метод контроля позволяет проверять знания всех обучаемых одновременно, но требует больших временных затрат на проверку письменных заданий. Достоинство контрольных письменных работ состоит в том, что позволяет судить учителю обо всех слабых и сильных сторонах ученика, по проверяемой теме: и об уровне умственного развития, и о навыках, грамотного письма, и вычислительных навыках, и об умении самостоятельно работать.
Методы практического и графического контроля обладают специфическими чертами, ограничивающими применения в большинстве учебных предметов. Используется они лишь в сочетании с письменным и устным контролем.
Метод программированного контроля (машинный), он, естественно, имеет непосредственное отношение к программированному обучению, или точнее контроль здесь как выступает неотъемлемая составная часть. При программированном обучении весь материал, подлежащий к усвоению, разбиваются на части, разбивается на порции (шаги, кванты, ступени). Они изучается последовательно одна за другой. Учителя использует программированный контроль как самостоятельный элемент разных уроков и вначале, и в конце уроков. Но в этих случаях преобладает проверочная функция и меньше проявляется функция обратной связи.
С развитием информационных технологий распространение получил контроль с использованием компьютеров. Программированный контроль экономит время учащихся и учителя. С помощью контролирующих машин легко установить единые требования к измерению и оцениванию знаний. Результаты контроля легко поддаются статистической обработке. Устранятся субъективизм учителя при оценивании знаний. Применение контролирующих машин позволяет успешно осуществлять самоконтроль. Самоконтроль возможен и без применения машин. Но для этого необходимо научить обучаемых самостоятельно, находить ошибки, анализировать причины неправильного решения познавательных задач, искать способы их устранения Как показывают исследования, традиционные формы контроля обученности не всегда бывают объективными, валидными, и надежными.
Субъективность оценок, не воспроизводимость результатов проверок приводит к невозможности приятия реалистических и действенных решений в дидактическом процессе, и пути их совершенствовании — главное, что определяет несовершенство педагогического контроля традиционными методами.
Таким образом, выше перечисленные традиционные методы контроля успеваемости учащихся имеют определенные недостатки :
1) трудности связанные с особенностями педагогической работы: — несовпадение требований разных педагогов, отличия в их уровне строгости при оценке одного и того же ответа;
2)различия в профессиональной квалификации;
3)загруженность педагога рутинной работой, связанной с большим объемом информации, которую требуется подготовить за относительно короткий промежуток времени;
4)возможная небеспристрастность преподавателя (со психологическими и иным причинам) к оценке ответов учащихся
5) трудности, связанные со спецификой традиционной формой проверки знаний: отсутствие четко с формулированных стандартов знаний и конкретно очерченных объемов умений, достаточных для каждой положительной оценки (иногда педагог затрудняется в определении оценки);
6)использование шпаргалок, списывание «взаимопомощь» на экзамене, искажающие достоверность оценки знаний учащихся и мешающих педагогу объективно взглянуть на качество своей педагогической работы;
7)отсутствие объективных критериев оценки и механизмов сравнения результатов обучения.
Принятая методика приема экзаменов по 3–4 вопросам в билете не позволяет оценить полноту освоения материала и провоцирует списание. На современном этапе при оценке знаний учащихся перечисленные проблемы в большей степени решаются использованием тестового контроля, портфолио.
.Метод портфолио. Применения находит форма проверки достижения обучающихся с помощью портфолио (итал. portfolio-папка с документами). Данный метод позволяет отбирать, фиксировать и оценивать, материализованные продукты учебно-познавательной, творческой, коммуникативной и других видов деятельности учащихся в периоде обучения, включает нет только оценку, но и самооценку, а также всесторонне характеризует личность обучающего, его интересы, склонности, прогресс и достижения в различных областях. Существует много форм реализации данного метода: портфолио достижений, портфолио отзывов, европейское языковое портфолио, включающее учащемуся самому оценить свои знания, умения в этой области, определить ступень, на который он находится, наметить стратегию дальнейшего самообучения. Спектр собранных документов зависит от целей обучения. Результатом собранных данных становится некоторый паспорт ученика, который показывает академические знания, приобретенные ими в процессе обучения. Внедрение портфолио очень трудоемко. Эта деятельность требует от педагога социальной подготовки и больших временных затрат. Но вместе с тем такой подход показывает направления дальнейшего развития традиционной системы проверки и оценки знаний, новой организации учебно-воспитательного процесса, а сочетание различных методов контроля называем комбинированным (уплотненным) контролем.
Тестовый контроль. Учёные отмечают, что тестирование, как метод проверки и оценки отличается от традиционных методов тем, что тест сам по себе уже является шкалой. Шкала представляется собой числовую систему, в которой отношения между различными объектами выражены свойствами числового ряда. Роль элементарной единицы измерения выполняет контрольные задания, подобранные для определения уровня знаний. Получаемые при измерении числа позволяет глубже проникнуть в суть изучаемых явлений, что особенно важно для научно-обоснованной постановки тестового контроля. Педагогические тесты открывают перспективные направления повышения качества обучения, путем совершенствования системы контроля результатов обучения в условиях сотрудничества педагога и ученика. Обоснованное, целенаправленное сочетание традиционных и тестовых методов контроля повышает эффективность управления процессами обучения.
Тестовый контроль должен включать в себе необходимые элементы: тест как средство измерения; процедуру, алгоритм способы использования педагогических тестов как средство измерения объективизации эффективности, репрезентативности измерения уровня обученности, подготовленности обучающихся; программную разработку, интерпретацию результатов тестирования. В системе тестового контроля и при ее построении следует придерживаться основных принципов контроля. Выделяются следующие преимущества тестового контроля:
1) индивидуальный характер контроля; регулярный систематический контроль;
2)сочетание с другими традиционными формами контроля;
3)всесторонность;
4) объективность;
5)учет специфических особенностей каждого учебного предмета;
6)учет индивидуальных особенностей испытуемых; 7)стандартизированность тестового контроля;
8)высокая надежность;
9) высокая прогнастическая валидность;
10)высокая критериальная валидность итоговых аттестационных тестов; 11)минимальность затрат;
12)стимулирование;
13)применения современных технологий компьютерного адаптивного тестирования.
К недостаткам же такой системы можно отнести: 1)большой процент угадывания;
2)сокращения практической деятельности; 3)значительное затраты времени на первичную подготовку качественных контрольно-измерительных средств;
4)относительная трудность создания хорошего теста, проверенного эмпирически, имеющего устойчивые коэффициенты валидности и надежности;
5)отсутствие при проведении тестирования возможности для использования и диалога обучаемого.
Несмотря на выше перечисленные недостатки, тестовый контроль признан многими преподавателями как эффективное средство контроля знаний учащихся, а также для его улучшения предлагаются инновационные тенденции в тестовых методах контроля обучения.
Таким образом, все происходящие сейчас изменения в учебном процессе в условиях, когда возрастает доля информационных технологий и появляются новые возможности доступа к информационным ресурсам, изменяют способы работы с информацией и формируют новый единый образовательный процесс. Поэтому идет повсеместное переосмысление контрольно-оценочной системы, усиливается роль оценки и контроля как стимула к дальнейшему самообразованию, как элемента, поддерживающего учебный процесс.
Таким образом, повышение качества учебных достижений и качества педагогического контроля обусловлено эффективностью внедрения в учебно-воспитательный процесс технологий развивающего обучения, технологий дифференциации и индивидуализации обучения, основанных на сочетании возможностей новых методов контроля и оценки результатов обучения.