СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская статья на тему ОРФОГРАФИЯ ОНЛАЙН: КАК ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОМОГАЮТ ШКОЛЬНИКАМ СТАТЬ ГРАМОТНЕЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном документе представлена статья на тему "ОРФОГРАФИЯ ОНЛАЙН: КАК ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОМОГАЮТ ШКОЛЬНИКАМ СТАТЬ ГРАМОТНЕЕ? ", представлена актуальность использования ИКТ на уроках, а также практические примеры

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская статья на тему ОРФОГРАФИЯ ОНЛАЙН: КАК ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОМОГАЮТ ШКОЛЬНИКАМ СТАТЬ ГРАМОТНЕЕ»



ОРФОГРАФИЯ ОНЛАЙН: КАК ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОМОГАЮТ ШКОЛЬНИКАМ СТАТЬ ГРАМОТНЕЕ?



А.А.Чёлушкина

Красноярский педагогический колледж №1 имени М.Горького

Научный руководитель И.В. Сюзева



Практическая цель обучения русскому языку предполагает овладение обучающимися двумя видами коммуникации - устной и письменной речью. Чтобы научиться правильно писать, ребенок должен овладеть правилами орфографии.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечается важность развития у обучающихся навыка правильного написания текстов, соблюдения орфографических и пунктуационных норм [1, с. 20]. Проблема формирования грамотного письма в начальных классах является одной из главных в курсе русского языка.

Вопросом формирования орфографической зоркости учащихся занималось и занимается немало ученых как в нашей стране, так и за рубежом. Так, эта проблема нашла отражение в трудах таких ученых, как М. Р. Львов, Д. Э. Розенталь, Р.Ф. Иванова, М. С. Соловейчик. По мнению М. Р. Львова, «у детей отсутствует достаточная степень сформированности орфографической зоркости» [3, с. 310]. М. Р. Львов отмечает, что «исследование данного умения показало, что успешное овладение орфографической зоркостью при учете только изученных типов орфограмм наблюдается у 20-60 % учеников» [3, с. 314]. А без умения видеть орфограммы у детей не сформируется орфографическая зоркость.

Лингвисты, психологи, методисты подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от развития у обучающихся способности обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилу. Эта способность должна закладываться в процессе обучения в начальных классах. Однако за время обучения в 1-4 классах у большинства детей не формируется орфографическая зоркость. Как утверждает Н. Л. Бежанова, исходя из результатов диагностики: «процент видения орфограмм у учащихся 4 класса колеблется от 30% до 50%». [2, с. 179].

Таким образом, проблема развития орфографической зоркости является актуальной, что и определило выбор темы данной статьи.

Новизна статьи заключается в исследовании влияния цифровых технологий на формирование орфографических навыков у школьников, включая использование онлайн-ресурсов, приложений и интерактивных платформ для обучения. Мы рассматриваем, как современные инструменты способствуют не только улучшению грамотности, но и повышению мотивации учащихся к изучению языка через игровые и визуальные методы, которые делают процесс более эффективным.

Целью данной статьи является исследование возможностей использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе формирования орфографической зоркости у учащихся.

Исследование проблемы проводилось на базе МАОУ СШ № 156 г. Красноярска во 4Д классе. В исследовании приняли участие 23 учащихся.

Нами была проведена диагностика уровня сформированности орфографической грамотности и выявления наиболее часто встречающихся ошибок и их типов по М. Р. Львову. Данная диагностика проводится в форме диктанта, что дает возможность не только оценить знания и умения, но и закрепить пройденный материал на практике.

Целью диагностики по М. Р. Львову было получение общих представлений об орфографических трудностях в классе, выявление типов и частоты допущения ошибок.

На основании полученных данных выявлены наиболее сложные для учеников орфограммы, а именно: безударная гласная в корне слова, а также безударные падежные окончания имен прилагательных.

По результатам диагностики можно сделать вывод, что уровень сформированности орфографической зоркости у учеников составляет 70%. Проблемы наблюдались в следующих темах: падежные окончания имен прилагательных (80%), безударная гласная в корне слова (60%) и непроизносимый согласный (40%). Больше всего трудностей возникло с падежными окончаниями прилагательных.

Традиционные методы обучения, основанные на запоминании правил и письменных диктантах, не всегда эффективны. Онлайн-платформы преодолевают этот недостаток, предлагая широкий выбор интерактивных упражнений и тестов. Эти упражнения часто имеют игровую форму, что повышает мотивацию учащихся и делает процесс обучения более занимательным.

Многие платформы предлагают персонализированный подход, адаптируя сложность заданий к индивидуальным способностям ребенка. Кроме интерактивных упражнений, онлайн-ресурсы предлагают доступ к обширным словарям и справочникам. Возможность быстро проверить написание слова или понять его грамматическую форму значительно ускоряет процесс письменной работы и снижает количество орфографических ошибок.

При выборе платформы для изучения орфографии необходимо обращать внимание на следующие факторы: наличие качественного образовательного контента, интерактивность упражнений, надежность системы проверки орфографии, удобство интерфейса и доступность для пользователей разного возраста и уровня подготовки.

Просмотр видеороликов о правилах русского языка помогает визуализировать информацию и лучше её запомнить. Например, на YouTube существует множество каналов, посвящённых русскому языку, где учителя объясняют сложные правила в доступной форме. А создание собственных видеоуроков может стать отличным способом вовлечения учеников в процесс обучения.

Использование онлайн-платформ, таких как «ЯКласс» или «Учи.ру» позволяет учащимся выполнять разнообразные задания по правописанию в игровой форме. Такие платформы предлагают адаптивные алгоритмы, которые подстраиваются под уровень знаний ученика и помогают ему совершенствовать навыки.

Ниже представлен пример задания на платформе «Учи.ру», направленный на следующую орфограмму: безударная гласная в корне слова.

Игровая форма данного задания повысила мотивацию учащихся. Сочетание поиска предметов с орфографической задачей позволило закрепить знания по орфографии в интересной и ненавязчивой форме, повысив эффективность запоминания правил правописания безударных гласных.

Интерактивные тренажёры на платформе Learning Apps, такие как тесты, кроссворды и головоломки, позволяют учащемуся быстро находить ошибки и исправлять их, развивая зрительную память и внимание к деталям.

Ниже представлены примеры заданий платформы Learning Apps, где в первом задании необходимо разгадать кроссворд и верно написать слова, а во втором задании проверить диктант, в котором допущены ошибки.

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает перед педагогами и учениками уникальные возможности для повышения уровня орфографической зоркости. Современные цифровые инструменты, такие как онлайн-тренажеры, интерактивные упражнения, электронные учебники и мобильные приложения, способствуют активному вовлечению учащихся в учебный процесс, делая его более динамичным и интересным. Кроме того, применение ИКТ позволяет индивидуализировать подход к обучению, учитывая особенности каждого ученика, и обеспечивает оперативную обратную связь, что крайне важно для своевременного выявления и устранения ошибок.


Библиографический список

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 №286) – М.: Просвещение, 2021. С. 20

  2. Бежанова, Н. Л. Проверка уровня сформированности орфографической зоркости учащихся вторых классов / Н. Л. Бежанова, В. А. Климцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 40 (226). — С. 176-179.

  3. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Львов М. Р. Горецкий В. Г., Сосновская О. В. – М.: Издательский центр «Академия», 2015

  4. Савинова З.А. Виды работ по формированию орфографической зоркости/З.А. Савинова//Начальная школа.

  5. Штец, А. А. Обучение правописанию младших школьников на основе орфографических задач /А. А. Штец //VIII Международные Севастопольские Кирилло-Мефодиевские чтения: сборник научных работ. — Севастополь: «Шико-Севастополь», 2014.

2