Автор Тарадайник Д. В.
Проблема психологической готовности юношей и девушек к вступлению в самостоятельную жизнь
Анатация .В настоящее время, изучение темы: «Проблема психологической готовности юношей и девушек к вступлению в самостоятельную жизнь», является очень актуальной деятельностью. Исследования в данном направлении оказывают поддержку как юношам и девушкам, так и всем кто их окружает, чаще всего это родители и учителя. Такие знаменитые ученые как Р. Ассаджиоли, Э. Эриксон, Ш. Бюлер, Р. Гаулд, Д. Левинсон, Д.Вейлант и другие подробно занимались изучением данной проблемы. Ими было создано множество теорий, гипотез, проведено огромное количество исследований в данной области, подробней их работы мы рассмотрит ниже.
Ключевые слова: готовность к самостоятельной жизни, юношеский период, психологическая готовность.
Taradainik Darya Vladislavovna- student of Moscow State University of Technology and Management named after K. G. Razumovsky.
Rabadanova Raziyat Sulaybanovna - candidate of pedagogic Sciences, associate Professor of "Pedagogy and psychology" MSUTM named after K. G. Razumovsky (PKU)
The problem of psychological readiness of young boys and girls to join the independent life
Anatacia .Currently, research on the topic: "the problem of psychological readiness of young boys and girls to join an independent life, is highly relevant activities. Research in this direction to support the boys and girls, and all around them, most often it is parents and teachers. Such famous scientists, as R. Assagioli, E. Eriksson, S. bühler, R. Gould, D., Levinson, D. Valens and others, is deeply studied this problem. They have created many theories, hypotheses, made a huge amount of research in this area, the details of their work will be discussed below.
Key words: readiness for independent living, youth, psychological readiness.
Юность, со слов В.И. Слободчикова, — завершающая стадия ступени персонализации. «Главные новообразования юношеского возраста — саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни»
Период юности составляет часть развернутого переходного этапа от детства к взрослости, точнее, от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Однако юность — относительно самостоятельный период жизни, имеющий собственную ценность.
Понятие готовности само по себе весьма многогранно, его рассматривают в разных аспектах. Многоуровневый характер готовности свидетельствует о ее сложной структуре. Опираясь на накопленные в современной науке теоретико-экспериментальные представления о структуре готовности, можно сделать вывод что это много -уровневая, -видовая и -компонентная система.
Существует несколько видов готовности: готовность к школе, готовность к профессии, готовность к деятельности, также готовность может быть психологической, физической, интеллектуальной и тд.
К примеру, готовность к школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции поведении. По нашему мнению именно произвольность поведения младшего школьника является центральным моментом, определяющим его готовность к обучению, поскольку она проявляется как в произвольности познавательных процессов, так и в системе его отношений к взрослому (учителю), сверстникам и самому себе.
Готовность к профессиональной деятельности - есть совокупное новообразование начальных этапов профессионализации (довузовского и вузовского), состоящее в направленности и способности субъекта выполнять избранную профессиональную деятельность в соответствии с нормативными требованиями, которое возникает к концу профессионального обучения. Это позволяет характеризовать готовность, во-первых, как категорию теории деятельности, указывающую на функциональные и личностные характеристики субъекта, необходимые для успешного выполнения профессиональной деятельности; во-вторых, как категорию профессионального развития, указывающую на достижение субъектом начального уровня профессионального развития с соответствующей степенью владения деятельностью, составляющих психологическую основу проявления компетентности и формирования профессионализма; в-третьих, как категорию профессионального образования, выражающую цель и совокупный результат начальных этапов профессионализации и указывающую на качество профессиональной подготовки.
Психологическая готовность- одна из составляющих общей готовности к действию, определяемая психологическими факторами. В проблеме психологическую готовность выделяют как общую (заблаговременную, длительную) и ситуативную (временную). Первая представляет собой ранее приобретенные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности. На основе ее возникает состояние психологической готовности к выполнению тех или иных текущих задач деятельности — ситуационная готовность. Она представляет собой актуализацию, приспособление всех сил, создание психологических возможностей для успешных действий в данный момент. Ситуационная готовность — это динамическое целостное состояние личности, внутренняя настроенность на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия.
Из всех этих определений можно вывести определение самой готовности. Готовность- это состояние, при котором создается психологическое новообразование вследствие обладания установками, знаниями, навыками, умениями, мотивами к деятельности.
Следовательно, продолжая данную мысль, мы можем дать определение готовности юношей и девушек к самостоятельной жизни. Итак, готовность юношей и девушек к самостоятельной жизни можно понимать, как психологическое новообразование, которое формируется в юношеском возрасте. Оно включает в себя психологическую готовность, которая создавалась вследствие приобретения опыта в успешном преодолении юношеских кризисов и успешном решении возрастных, жизненных задач.
Для практического изучения проблемы психологической готовности юношей и девушек к вступления в самостоятельную жизнь было проведено анкетирование. Так же респондент оставлял информацию о себе: пол и возраст. Соотношение юношей и девушек, прошедших анкетирование.16 девушек и 14 юношей, в возрасте от 18 до 24 лет.
Выводы. Подведя итоги анкетирования, мы можем сделать вывод, что далеко не все юноши и девушки ведут самостоятельную жизнь. Только 30% опрошенных в реальности живут самостоятельно, остальные же 70% только нацелены на ведения такого образа жизни. То есть, мы можем говорить о сформированности мотивации на данные действия. Конечно, нужно понимать, что мы имеем дело с большим возростным диапозоном опрошенных, то есть среди них есть школьники и студенты, у которых нет возможности содержать себя полностью в связи с их деятельностью (обучение) и возрастом. Исходя из этого, готовность юношей и девушек к самостоятельной жизни можно разделить на два вида: деятельностный, сюда входят те 30% ,которые уже живут самостоятельной жизнью и мотивационный вид, сюда войдут те опрошенные, у которых сформированна мотивация стать деятельностным видом. Так же хотелось бы отметить, что в анкетировании не приняли участье те юноши и девушки, у которых нет даже мотивации жить самостоятельной жизнью, но нельзя исключать возможность наличия таковых, следовательно можно назвать третий вид готовности - безмотивационный.
Литература
Крайг Г. Психология развития – Спб.: Питер, 2000. – 992 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
Сапогова Е. Е. Психология развития человека: учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. - 460 с
Габдреева Г.Ш. Самоуправление психическим состоянием. – Казань, 2001. – 378 с.
Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. М. 2005. 349с
Мухина B. Возрастная психология. Феноменология развития М.: Академия, 2006. - 608 с.