СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "Проблемное обучение на уроках русского языка и литературы как путь развития метапредметных универсальных учебных действий".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемное обучение имеет особое значение в современном образовательном процессе. Оно направлено на формирование у учащихся критического мышления, творческого подхода к решению задач и развитие метапредметных универсальных учебных действий. На уроках русского языка и литературы это обучение становится важным инструментом, позволяющим не только углубить знания по предмету, но и подготовить обучающихся к активному участию в жизни общества.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Проблемное обучение на уроках русского языка и литературы как путь развития метапредметных универсальных учебных действий".»

Проблемное обучение на уроках русского языка и литературы как путь развития метапредметных универсальных учебных действий.

Содержание

1.

Введение.

2.

Что такое проблемное обучение?

3.

Метапредметные универсальные учебные действия.

4.

Применение проблемного обучения на уроках русского языка и литературы.

5.

Результаты и достижения.

6.

Заключение.




1. Проблемное обучение имеет особое значение в современном образовательном процессе. Оно направлено на формирование у учащихся критического мышления, творческого подхода к решению задач и развитие метапредметных универсальных учебных действий. На уроках русского языка и литературы это обучение становится важным инструментом, позволяющим не только углубить знания по предмету, но и подготовить обучающихся к активному участию в жизни общества.

2. Проблемное обучение – это подход, при котором обучающиеся сталкиваются с задачами или вопросами, требующими размышлений и активного поиска ответов. Учитель создаёт ситуации, в которых ученики должны анализировать, обсуждать, предлагать и проверять различные решения. Такой подход стимулирует исследовательскую деятельность, развивает навыки сотрудничества и критического мышления.

3. Метапредметные универсальные учебные действия – это навыки, которые могут применяться в различных учебных дисциплинах и жизненных ситуациях. К ним относятся:

- Познавательные действия:

  • умение анализировать информацию, делать выводы, обобщать и систематизировать знания.

- Регулятивные действия:

  • планирование своей деятельности, самооценка и коррекция поведения и действий.

- Коммуникативные действия:

  • умение слушать и слышать, выражать свои мысли и вести диалог.

Проблемное обучение создаёт оптимальные условия для развития универсальных учебных действий, так как предоставляет учащимися возможность взаимодействовать, исследовать и активно участвовать в учебном процессе.

4. Ситуация противоречия:

- учитель может предложить ученикам тексты, содержащие противоречивую информацию или различные мнения на одну и ту же тему. Например, работа с классической литературой может начинаться с вопроса: «Что бы вы изменили в поведении героя?». Такой вопрос стимулирует к анализу текста, обсуждению и формированию собственного мнения.

Исследовательские проекты:

- организация проектной работы по исследованию языковых явлений, культуре речи, анализу образов литературных персонажей. Обучающиеся могут выбирать темы, которые их интересуют, что способствует развитию их самобытности и уникальности.

Дискуссионные клубы:

- проведение обсуждений на актуальные темы, основанные на литературных произведениях или грамматических аспектах языка. Это позволяет обучающимся выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения и учиться аргументировано обсуждать проблемы.

Решение реальных задач:

- примеры текстов и ситуаций из жизни, требующие применения языковых норм и стилей общения (например, написание официальных писем, эссе или критических отзывов). Это способствует развитию у учащихся понимания того, что язык является инструментом для решения актуальных жизненных задач.

5. Внедрение проблемного обучения на уроках русского языка и литературы позволяет достигнуть следующих результатов:

  • развитие критического мышления: ученики становятся более осознанными потребителями информации, учатся задавать вопросы и принимать решения на основе анализа;

  • умение работать в команде: совместная работа над проектами и участие в дискуссиях развивает коммуникативные навыки и умение слушать других;

  • самостоятельность и ответственность: учащиеся учатся планировать свои действия и брать на себя ответственность за результаты;

  • интерес к предмету: проблемное обучение способствует развитию интереса к русскому языку и литературе, т.к. предоставляет возможность взаимодействия и осмысленного подхода к материалу.

6. Проблемное обучение на уроках русского языка и литературы открывает широкий спектр возможностей для развития метапредметных универсальных учебных действий. Такой подход не только углубляет знания обучающихся, но и формирует их как активных участников образовательного процесса и в жизни в целом. Важно, чтобы учителя использовали этот метод осознанно, создавая условия для максимально эффективного и интересного обучения.