СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "Проблемы концентрической системы преподавания истории в школе"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматриваются минусы концентрической системы преподавания истории в школе и как она влияет на качества исторических знаний учеников.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Проблемы концентрической системы преподавания истории в школе"»

Кузьминов Д. А.

МБОУ СОШ № 2 г. Серпухова



Проблемы концентрической системы преподавания истории в школе.

Современное историческое образование в школе происходит по системе концентрического обучения, при которой, весь курс истории изучается с 5 по 9 классы, а в 10-11 происходит повторение ранее изученного материала. Данная система заменила линейную систему, при которой изучение истории в школе шло от древнего мира и до новейшей истории непрерывно. Чем же плоха концентрическая система и какой вред она наносит школьному историческому образованию?

В свое время, концентрическая система вводилась в расчете на то, что больше половины учеников будут покидать школу после 9 класса, исходя из этого, посчиталось не правильным оставлять их без хотя бы малейших знаний по истории XX века1. Однако, в современном мире престижность средне-специальных учебных заведений заметно падает (из-за непрестижности предоставляемых специальностей и проблем с дальнейшим трудоустройством), подавляющее большинство детей настроены на обучение в ВУЗе, куда сама короткая дорога ведет через 10-11 классы, поэтому большинство детей, особенно в крупных городах, продолжают учебу в полной средней школе. К тому же, стоит признать, что ставка на детей уходящих после 9 класса, это в 90% случаев ставка на плохо успевающих детей и двоечников, которым, совершенно очевидно, безразлично, рассказали ли им историю XX века или нет.

Какие же конкретно недостатки несет в себе концентрическая система:

1. В рамках ужимания исторической программы в рамках 1 концентра, дети вынуждены изучать сложный, для своего возраста, материал. Так, сложно полноценно и серьезно рассказывать историю России XVI века, или начало европейского абсолютизма, для учеников 6-7 классов, не сводя материал до уровня сказок. Так же сложным является история XX века для 9 классников, так как изучаемый материал напрямую связан с современными событиями, он является сложным для понимания учеников переходного возраста, в следствие чего учителю приходится идти на сильные упрощения и примитивизацию материала2.

2. Необходимость изучить всю историю человечества за 4 года, объективно вызывает спешку, которая негативно влияет на уровень знаний, умений и компетенций учеников. О каком полноценном изучении истории, вдумчивом рассмотрении проблемных вопросов, выявлении причин и следствий событий и т.д. может идти речь, года всю европейскую историю Средних веков (а так же стран Востока и Америки), 6 классникам необходимо изучить за полгода (всего 15-17 уроков), а такие темы как «формирование централизованного государства в Англии и Франции» ученики вообще вынуждены изучать в рамках 1 параграфа. Логично предположить, что не только конечные знания, а вообще понимание тем, будет на довольно низком уровне. Таким образом, получается, что когда ученики в 10-11 классах снова подходят к этим темам, у них происходит не задуманное повторение и обобщение знаний, а повторное изучение материала с чистого листа, что, при условии того, что ученики помнят, как они это изучали ранее, крайне негативно влияет на их мотивацию.

Согласно исследованию ученых и преподавателей ВУЗов, введение концентрической системы в школе обернулось не предполагаемым повышением знаний учащихся по истории, а ужасными провалами в их исторических знаниях. Стоит отметить, что данные провалы, относящиеся к результатам учеников 1 концентрического уровня, касаются далеко не только фактического материала, они так же касаются вопросов осмысления учениками истории, умения учеников сопоставлять исторические данные и анализировать их, а сами исторические знания носят хаотичный характер, с большим количеством белых пятен в знаниях по предмету. В дальнейшем, при переходе учеников на 2 концентр, дети усваивают материал и различные его элементы хуже, чем ученики старой линейной системы3. Введение концентрической системы не только негативно отразилось на знаниях учеников школ, но так же усложнило для них подготовку к экзаменам и сдачу ЕГЭ, так как ЕГЭ по истории подразумевает не только примитивные тестовые задания (уровень «А»), но так же и написание развернутого ответа (уровень «С»), чему, в рамках концентрической системы, нельзя полноценно научить учеников, по причине банальной нехватки времени.

Однако, стоит отметить, что при всем выше сказанном, концентрическая система не лишена своих преимуществ. С её помощью, мы можем изучать историю Древнего мира и Средних веков не только в рамках основной с младшими подростками, а касаться этих тем уже с более сформированными и думающими старшеклассниками4. Однако, на этом достоинства концентрической системы заканчиваются.

Таким образом, разобрав все плюсы и мину концентрической системы преподавания истории в школе, мы видим, что на деле она не повысила ни знания учеников заканчивающих 11 класс, а так же не дала полноценные знания по истории ученикам выпускающимся после 9 класса. В рамках данного подхода ученики на всем протяжении обучения в школе изучают историю поспешно, отдавая предпочтения заучиванию фактов и не имея времени на анализ и осмысливание, что приводит в итоге к заметному снижению качества исторических знаний.















Список использованной литературы:

  1. Кацва Л.А. Преподавание истории в современной Российской школе: проблемы и перспективы. // Вопросы образования. 2005. С. 148-163.

  2. Голубев А.В. Структурные пороки и методологическая сумятица. Выступление на «круглом столе» «Каким быть современному школьному учебнику по отечественной истории ХХ века?» // Отечественная история, 2002. №3. С. 3-56.

  3. Поляков С. История, опрокинутая в будущее // Школьное обозрение. 2000. №1. С. 28-34.

1 Голубев А.В. Структурные пороки и методологическая сумятица. Выступление на «круглом столе» «Каким быть современному школьному учебнику по отечественной истории ХХ века?» // Отечественная история, 2002. №3. С. 28.

2 Поляков С. История, опрокинутая в будущее // Школьное обозрение. 2000. №1. С. 32.

3 Голубев А.В. Структурные пороки и методологическая сумятица. Выступление на «круглом столе» «Каким быть современному школьному учебнику по отечественной истории ХХ века?» // Отечественная история, 2002. №3. С. 29.

4 Кацва Л.А. Преподавание истории в современной Российской школе: проблемы и перспективы. // Вопросы образования. 2005. С. 155-156.