Проектная деятельность в начальной школе.
Учитель начальных классов ТОГАОУ
«Мичуринский лицей» Дубровская О. А.
«Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь
ему сделать для себя это открытие…» Галилео Галилей.
Каждый учитель, начиная работать, задается вопросом: как научить ребёнка, чтобы эта информация надолго запомнилась и нашла применения в его дальнейшей учебе, жизни. Этот вопрос не обошел стороной и меня.
Задачей современной школы, на мой взгляд, является создание условий для личностного развития каждого ученика, формирование его активной жизненной позиции. В настоящее время необходимо формировать у учащихся социальные компетенции, социальную активность и лучше всего делать это через проектную деятельность.
«Я знаю для чего мне надо всё, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить»- вот основной тезис современного понимания проектной деятельности.
Организация проектной деятельности с использованием информационных технологий способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, повышает мотивацию к учебе.
В ТОГАОУ «Мичуринском лицее» работа над проектной деятельностью в начальной школе осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности. Это способствует реализации способностей каждого ученика, дает необходимый опыт деятельности, поиска, исследования.
Проектная деятельность в начальной школе позволяет наиболее широко охватить все виды деятельности учащихся, так как включает в себя познавательную, игровую, исследовательскую и творческую деятельность, задействуя все аспекты жизни детей в лицее и дома.
Главная задача учителя – поощрение исследовательской активности, поддержка любознательности, самостоятельно искать истину .
Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:
– видеть проблему;
– выдвигать гипотезы;
– наблюдать;
– проводить эксперимент;
– делать выводы и умозаключения;
– структурировать материал;
– аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.
Главная идея проектно-исследовательской деятельности – направленность на результат, который получается при решении теоретической, практической, но обязательно личностно и социально-значимой проблемы. Результат является проект.
В начальной школе можно выделить следующие виды проектов:
- по доминирующей деятельности: исследовательские, информационные, творческие;
- по количеству учащихся: индивидуальные, парные, коллективные;
- по месту проведения: урочные, внеурочные;
- по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные
С понятием «проект» я знакомлю детей в первом классе. Работу с детьми в 1 классе начинаю с выявлением «интересующейся» личности. Затем выбираем тему, выявляем проблему, определяем цель работы и ставим задачи перед учеником, решение которых помогут достичь поставленную цель.
Работа над проектом особенно в начальных классах предполагает тесное взаимодействие ученика и учителя. Здесь главное не «переборщить» с помощью, наставлениями. Ученик должен считать проект своей работой, исследованием, изобретением. Это способствует развитию личности ученика, инициативы. Я иногда даже на первых этапах не исправляю неточности в выводах, предполагая их обнаружение самим учеником в ходе дальнейшей работы.
Начинаю проектную деятельность я с литературного чтения и окружающего мира. Очень важно понять, что интересует ребёнка, он должен добровольно стать участником исследования, поиска информации.
УМК «Планета знаний» в конце каждой темы отводит несколько уроков на проектную деятельность. Сначала дети стараются сделать индивидуальный проект, а потом объединяются в пары и группы. Это формирует умения и навыки работы в коллективе. Главным достоинством коллективной работы становится ответственность в выполнении своей работы, чтобы не стать «слабым звеном», не подвести коллектив. Воспитывается уважительное и равноправное взаимодействие с одноклассниками.
При работе над проектом очень важно поставить проблему, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Если удается учителю понять какая проблема близка ученику, то это мотивирует его на поиски решения. Кроме проблемы ученик должен поставить достижимую цель. Итогом работы над проектом является продукт с публичной защитой и презентацией результатов работы.
Содержание проектного образования младших школьников формируется путем отбора доступного материала, вводящего учащихся в этот новый вид учебно-познавательной деятельности.
Процесс выполнения учебного проекта включает в себя три взаимосвязанных этапа:
подготовительный
основной
итоговый.
При оценке успешности обучающегося в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности) одноклассниками, учителем. При взаимооценивании очень важно не допустить одну только критику. Учителю необходимо направить внимание детей на достоинства работы. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Роль наставника при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Но на всех этапах педагог выступает как помощник, консультант. Учитель в лицее, а родители дома не передают знания, а направляют деятельность ученика, то есть: консультируют, мотивируют, наблюдают.
Достоинством данного метода является и то, что в ходе проектной деятельности учитель, ребенок и его родители проходят совместный путь по достижению цели проекта, являются равноправными партнерами.
Наиболее эффективно в рамках проектной деятельности можно применить мультимедиа презентацию в начальной школе. Для проведения выступления с использованием мультимедиа презентации компьютер выступает в роли наглядного пособия. Презентация демонстрируется на большом экране в сопровождении автора. Повышается эффективность учебного процесса. Восприятие активизируется за счёт использования зрения и слуха. Дети с удовольствуем создают проекты и защищают. Прошлом году мои ученики обучались в первом классе и сделали первый шаг в исследовательской работе над проектами.
Математика
Мое любимое число (мини-проект)
Связь математики и оригами ( исследовательский индивидуальный)
Русский язык и литературное чтение
«Наша речь»
Рисуночное письмо (групповой)
Наша речь
Письменная речь
Устная речь
Развитие речи
Язык жестов (исследовательский индивидуальный)
Моя речь- моё зеркало, моё достоинство. (парный)
«Алфавит»
Алфавит в нашей жизни. (групповой)
История русского алфавита
Окружающий мир
«Времена года»
« Разнообразие животного мира»
«Растения»
Как устроено растение
Выращивание фасоли в домашних условиях
Влияние отработанной батарейки на развитие живых организмов (фасоли)
«Одежда»
«Родина»
«Свойства воды и воздуха»
«Охрана природы»
С тремя проектами мы вышли на школьную исследовательскую конференцию. Исследовательский проект на тему «Влияние отработанной батарейки на развитие живых организмов (фасоли)» был подготовлен Тенищевой Викторией. Она получила за него диплом победителя. Так же были представлены следующие проекты: информационный проект на тему «История русского алфавита» подготовил и представил Лопатин Дмитрий, исследовательский проект «Выращивание фасоли в домашних условиях» Крыловой Полины. Эти проекты отмечены сертификатами участников.
Результатом проектно – исследовательской деятельности в начальной школе является формирование и развитие, наряду с другими, общеучебных умений и навыков, что даст возможность учащимся успешно осваивать образовательные программы основной и старшей школы.
Такими умениями и навыками являются:
1. Рефлексивные умения.
Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний.
Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения.
Умение самостоятельно генерировать идеи
Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле.
Умение находить несколько вариантов решения проблемы.
Умение выдвигать гипотезы.
Умения и навыки работы в сотрудничестве.
Навыки коллективного планирования.
Умение взаимодействовать с любым партнером.
Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач.
Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
Коммуникативные умения.
Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы.
Умение отстаивать свою точку зрения, оспаривать чужую.
Умение находить компромисс.
Презентационные умения и навыки.
Навыки монологической речи.
Умение уверенно держать себя во время выступления.
Умение использовать различные средства наглядности при выступлении.
Умение отвечать на незапланированные вопросы.
Я уверена, что работа над проектами поможет моим ученикам в дальнейшей учебе, жизни. Привлечение детей к исследовательской и проектной деятельности в начальной школе позволит выявить, а затем развить интеллектуальные и творческие способности детей.
Список литературы
1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
2. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. Нач.школа. – 2005. - №6.
3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
4.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
5.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. Нач.школа. – 2005. - №9.
6.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. Нач.школа. – 2004. - №2.
7.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Нар. образование. – 2000. - №7.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: «Учебная литература», 2005 г.
Селевко Г.К.Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств.//Москва. НИИ школьных технологий. - 2005.
Селевко Г.К.Современные образовательные технологии.//Москва, «Народное образование». – 1998.
Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. Журнал «Начальная школа», № 2 за 2006 год.
Суровцева И.В. Добываем знания с помощью компьютера.//Начальная школа плюс До/и После. – 2007. - №7.
6