Т.Н. Боярская
Павлодарский филиал МБОУ Моисеево-Алабушской сош,
с. Павлодар Уваровского муниципального округа
Е-mail: t-boyarskaya@mail.ru
В.И. Камнева
Павлодарский филиал МБОУ Моисеево-Алабушской сош,
с. Павлодар Уваровского муниципального округа
Е-mail: kamnevaveronika@mail.ru
Проектно-исследовательская деятельность краеведческой направленности как средство формирования патриотических качеств обучающихся
Краеведение учит людей любить
не только свои родные места,
но и знать о них, приучает
их интересоваться историей,
искусством, литературой,
повышать свой культурный уровень.
Это самый массовый вид науки:
в сборе материалов могут принять
участие и большие ученые, и школьники.
Д. С. Лихачёв
В настоящее время в стране идет активный процесс формирования российской государственности, а так как любовь к родине, народу, истории своей страны важно прививать с детства, то именно на школу возложена миссия формирования устойчивой гражданской позиции, развития чувства любви к малой Родине. Огромную роль здесь играет организация краеведческой работы. Краеведческая деятельность в школе – это настоящий кладезь информации для исследований, способствующий развитию у учащихся любознательности, познавательных интересов, увлечению наукой. Целью краеведческой работы является желание вовлечь учащихся в активное социально-ориентированное творчество с использованием проектно-исследовательской деятельности, воспитывать чувство патриотизма на основе изучения исторического и культурного наследия родного края, национальных традиций. Исследования связаны с изучением родного края: природы, истории, культуры.
В современной школе вся учебная деятельность строится на основе деятельностного подхода. Проектно-исследовательская деятельность одна из важных составляющих современного образовательного процесса. В процессе работы ученики не только применяют уже имеющиеся у них знания, но и приобретают новые умения и навыки. [1,с. 33]
Проектно - исследовательская работа в рамках внеурочной деятельности по краеведению способна активизировать познавательную активность учащихся, пробуждать интерес к открытиям, развивать исследовательские умения и навыки, воспитывать гражданина своей Родины. Результатами самовыражения учащихся являются их участие в исследовательских конференциях, признание их авторитета одноклассниками и школой, повышение самооценки. [3,с. 16-17]
В проектно-исследовательской работе большое значение имеет использование различных информационных источников краеведческой направленности. К документальным относятся: архивные материалы, книги, энциклопедические словари, музейные материалы. Работая с ними, ребята приобретают умения извлекать нужную информацию об интересующем объекте исследования, обнаруживают исторические и хронологические сведения. Изучая архивные материалы и книги о храме Вознесения в с. Старая Ольшанка Уваровского МО, удалось выяснить имена священнослужителей этой церкви и хронологические рамки их служения, особенности устройства храма. На основе этих исследований учащиеся создали экскурсионный проект «Путешествие по Старой Ольшанке», с которым приняли участие в межрегиональном конкурсе туристических проектов «Моя малая родина» (3 место), приняли участие с исследовательской работой «Дворянская усадьба Воейковых в селе Старая Ольшанка» в научно-практической конференции «Моя земля, мои земляки…».
Местный материал очень важен при установлении связи исторического прошлого с современностью, он помогает понять взаимосвязь местного и общего, а в итоге выработать активную, жизненную позицию, зрелое мировоззрение. При сборе информации о писателе – земляке П.Ф. Алёшкине, на помощь пришли периодические издания, сборники произведений, рецензии, статьи, посвященные творчеству писателя. В результате этого были написаны две исследовательские работы «Русский человек без родной земли не может» (1 место), «Гражданин земли русской», с которыми дети приняли участие в научно-практических конференциях «Моя земля, мои земляки…» и «Путь в науку». Итогом работы стал методический семинар «Душа нежна..», на котором был представлен собранный краеведческий материал о жизни и творчестве современного писателя П.Ф. Алёшкина.
К 150-летнему юбилею С.В.Рахманинова учащиеся посетили культурные объекты Музея-усадьбы Рахманинова «Ивановка», побывали на концертах симфонической классической музыки в Ивановке, познакомились с архивными документами, с литературными источниками о жизни и творчестве известного композитора. Результатом этой творческой деятельности был составлен туристический маршрут «Ивановка – «сиреневая» любовь Сергея Васильевича Рахманинова» по Музею-усадьбе Рахманинова «Ивановка», с которым дети приняли участие в межрегиональном конкурсе туристических проектов «Моя малая родина» и заняли 3 место.
Неоценимым источником информации являются люди: жители села, участники событий. При работе с этим источником информации ребята учатся брать интервью, правильно и корректно составлять вопросы, из всего сказанного извлекать нужную информацию, делать записи. При сборе материала о земляках-ветеранах Великой Отечественной войны ребятам помогли воспоминания родственников. На основе записей бесед был составлен военный путь нашего земляка Гладышева Н.И., который шофёром дошел до Берлина. Собранная информация легла в основу видеоролика методической разработки, с которой школьники выступили на региональном конкурсе «За други своя».
Каждый год дети нашей школы принимают участие в конкурсе сочинений «Без срока давности», а материалом к работам становятся исследования архивных документов, воспоминания односельчан, родственников, старожилов села Павлодар. Так появились работы «Путь в штрафники у каждого свой» (призер на региональном уровне), «Дети войны».
С целью изучения природы, особенностей нашей местности, климата организуем однодневные походы. Расширяя кругозор, ребята совершили велопоходы по маршрутам Павлодар - Дмитриевка – Масловка, Павлодар – Павловка – 2-я Григорьевка. Результатами исследований стали проектно-исследовательские работы: творческая работа «Колодец – источник жизни», исследовательские работы «Влияние климатических условий на традиционные жилища в разных частях света», «Оценка качества родниковых вод села Павлодар Уваровского района Тамбовской области», «Оптимальный фильтр для очистки природной воды из различных источников», «Особенности жизнедеятельности бобров в окрестностях села Павлодар Уваровского района Тамбовской области», с которыми дети принимали участие в научно-практических конференциях и заняли призовые места.
Походы, экскурсии, встречи с интересными людьми представляют огромную социальную значимость для одаренных детей, оставляя в их памяти неизгладимые впечатления от прикосновения к прошлому своей малой родины, повышая их интерес к истории родных мест, воспитывая чувство патриотизма. [5,с. 370]
Тесное сотрудничество со школьной музейной комнатой является действенным способом включения одаренных детей в процесс повышения уровня знаний и эрудиции, позволяет им соприкоснуться с изучаемым материалом и способствует формированию патриотических и духовно-нравственных качеств. [4,с. 44-46]
Развивая любовь школьников к родному краю, повышая интерес детей к истории родных мест, мы тем самым помогаем им осознать, что история малой родины является составной и значительной частью большой страны – России, за которую они станут ответственны в недалеком будущем. Любовь к Родине, чувство ответственности за судьбу родного края не возникают сами по себе, а воспитываются. И здесь краеведение играет значимую роль. [2, с.156]
Список литературы:
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуркова О.В. Основы проектной деятельности школьника, М., Учебная литература, 2021, С.33;
Гоман И.Г. Учебно-исследовательская работа в школе как условие развития познавательной активности школьников // Теория и практика дополнительного образования, 2017, С.156;
Семенов В.И. Основы проектирования: исследовательский проект, Киров, КИПК и ПРО, 2020, С.16-17;
Нарышкина В. С. Краеведческий компонент в проектной деятельности учащихся. Казань: 2018, С. 44-46;
Нестерова Н.Г. Развитие познавательной активности
учащихся в процессе краеведческой деятельности. – Томск: Курсив, 2014, С.370.