СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Включение детей с ОВЗ в образовательную среду школы требует, прежде всего, адаптации самой образовательной среды к потребностям детей с ОВЗ. Идеи адаптивной образовательной среды раскрыты в теоретических работах Т.М. Давыденко, Н.А. Рогачевой, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой, Е.А. Ямбурга) через идею «адаптивной школы».

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ»

Федотова Ольга Владимировна

учитель начальных классов

МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с.Ныда»

Надымского района ЯНАО



Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ

Кто постигает новое, лелея старое,

тот может быть учителем»

Конфуций.



Включение детей с ОВЗ в образовательную среду школы требует, прежде всего, адаптации самой образовательной среды к потребностям детей с ОВЗ. Идеи адаптивной образовательной среды раскрыты в теоретических работах Т.М. Давыденко, Н.А. Рогачевой, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой, Е.А. Ямбурга) через идею «адаптивной школы». Основная суть адаптивной школы заключается в том, что именно она приспосабливается под возможности ребенка. В этом заложен гуманистический характер обучения и воспитания в адаптивной школе. Под адаптивной образовательной средой мы будем понимать социально педагогическую систему, приспосабливающуюся к условиям изменяющейся внешней среды, стремящуюся максимально адаптироваться к личности ребенка с ограниченными возможностями и особыми образовательными потребностями, а также гибко реагирующую на собственные социо-культурные изменения.

Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.

У меня в классе на сегодняшний день обучаются 2 ребёнка с ОВЗ, по адаптированной образовательной программе с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее тПМПК). Один ребёнок с нарушением опорно - двигательной системы. Из-за имеющихся у ребенка двигательных нарушений различной степени он оказывается полностью зависимым от взрослых. Это отрицательно влияет на эмоциональную и волевую сферу ребенка, у него отсутствует инициативность и развивается пассивность в действиях. Поэтому важным и необходимым моментом при коррекционной работе является формирование у таких детей желания к деятельности и развитие при этом познавательных интересов. При коррекционной работе стараюсь чтобы ребенок получал от заданий и упражнений удовольствие и удовлетворение, чаще поощрять и таким образом развивать у него уверенность в своих силах. Также по мере возможности привлекать ребенка к выполнению каких-то несложных поручений и участию в общественно полезном труде вместе с другими детьми.

Из-за повышенной физической и интеллектуальной утомляемости детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата обязательно нужно соблюдать режим дня, который предусматривает смену отдыха и трудовой и учебной деятельности.

Второй ребёнок с задержкой умственного развития. Отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ использую следующие активные методы и приёмы обучения:

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

3. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

5.Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.

Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса. 6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи. 7. Активные методы рефлексии. В педагогической литературе существует следующая классификация видов рефлексии: 1) рефлексия настроения и эмоционального состояния; 2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала); 3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные). Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно. При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся. На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния. Использую приём с различными цветовыми изображениями. У обучающихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. «Дерево чувств» – обучающимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт. «Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению. Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку. Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность обучающихся с ОВЗ. Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов, поэтому здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. В своей практической деятельности обеспечиваю укрепление психического здоровья обучающихся, используя: - Методы предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей (Разминка во время напряженной интеллектуальной деятельности, музыкально-ритмическая гимнастика). - Упражнения на снятие нервного напряжения у детей («Воздушный шар». «Артистическое приседание», «Любопытная Варвара» (расслабление мышц шеи), "Лимон" (расслабление мышц рук), "Слон" (расслабление мышц ног), «Сосулька» (быстрое снятие сильного эмоционального и физического напряжения), "Тишина" (расслабление всего организма),"Бубенчик", "Задуй свечу», "Летний денек»,«Муха»). - Упражнения на развитие эмоциональной сферы («Шалтай-Болтай», «Релаксация», «Гимнастика», «Хорошее настроение», «Споем», «Поссорились два петушка», «Иголка и нитка», «Дракон кусает свой хвост», «Лисонька, где ты?», «Слушай команду», «Я не знал!», «Возьми и передай», «Раздумье»). Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность обучающихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.

Еще Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обычным обучением.

Доля детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), создана система специальных условий обучения и воспитания. Проблема обучения детей с ОВЗ в условиях МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с.Ныда» является особенно актуальной в современном школьном образовании. Здесь обучаются дети представителей коренных малочисленных народов Севера (далее – КМНС).

Социальный фактор усилил экстремальность условий среды с изна­чально высокой насыщенностью депривационными воздействиями. На развитие ребенка наиболее па­губно сказываются недостаток сенсор­ной стимуляции (в том числе вызван­ный однообразием окружающего ланд­шафта). Таким образом, в итоге у большой части детей, можно констати­ровать социальную запущенность: депривацию потребности в индивидуаль­ном внимании и эмоциональном принятии, которое имеет значение для разви­тия психики ребенка. Уровень мысли­тельно-познавательной деятель­ности детей проживающих на Крайнем Севере в значительной мере определяется соотношением экс­тремальности экологической ситуации и степени ее коррекции социальными факторами. При высокой экстремальности климатогеографических условий достоверно ухудшаются показатели когнитивного развития. Развитие многих детей происходит на резидуально-органической основе. Разнообразная соматическая патоло­гия усугубляет функциональную недо­статочность ЦНС. Поэтому школа-интернат как социокультурное пространство видит свою миссию в том, чтобы создать условия для развития обучающегося, воспитанника, адаптированного к современным реалиям, его успешной социализации и культурной трансмиссии, что позволяет понимать традиционную существенную роль школы как культурного центра в развитии, становлении и существовании специальной социально-культурной среды, которая становится равной для всех ее участников

Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности

Таким образом, возникает проблема: необходимость применения психолого-педагогических технологий, направленных на совершенствование сопровождения ребенка с ОВЗ в решении возникающих у него особых образовательных потребностей.

В связи с обозначенной проблемой мной была определена тема повышения квалификации: «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения». В рамках курсовой переподготовки я поставила перед собой цель: определение оптимальных форм и методов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ по созданию комфортных условий для обучения данной категории обучающихся через включение их в общую образовательную среду.

При коррекционной работе с детьми с ОВЗ соблюдаются общие принципы и правила:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

В своей работе применяю внедрение современных компьютерных технологий, что позволяет сделать работу с детьми ОВЗ более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса. Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование как толковый словарь; анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным

Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

В рамках реализации модели «1 ученик: 1 компьютер» в своей работе использую: элетронные тетради, электронные пособия-тренажеры позволяют каждому обучающему выполнять задания в своем темпе и самому проверять правильность их выполнения. В своей работе использую учебные материалы Интернет-ресурсы образовательного платформы «Учи.ру»

Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение различных методик коррекции, а, следовательно, и использование разнообразных компьютерных технологий. Это способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса.

Помимо решения задач общего развития обучающихся в процессе внеурочной деятельности необходима реализация принципов, обеспечивающих коррекцию и компенсацию психофизических недостатков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также определение профессиональных планов обучающихся и их успешную социальную адаптацию. Дети с ОВЗ в моем классе посещают внеурочнуй деятельность по следующим направления: «Пресс-центр «продлёнка», театральная студия «Закулисье», секцию «Игры народов мира»

В рамках коррекционно-развивающего направления в МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с.Ныда» реализованы индивидуальные занятия с обучающимися. Курс занятий для младших школьников представляет собой комплекс специально разработанных упражнений на развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления; способствует развитию пространственного восприятия и сенсомоторной координации. Коррекционные занятия проводятся в специально оборудованном кабинете педагога-психолога. Пространство кабинета педагога-психолога является важной частью развивающей предметной среды образовательного учреждения и включает в себя несколько зон, имеющих специфическое назначение. В результате коррекционной работы прослеживается стойкая положительная динамика в развитии внимания, памяти, операций мышления, учебной мотивации.

Инклюзивное образование предполагает предоставление возможности всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения, при этом все учащиеся должны быть обеспечены поддержкой позволяющей им добиваться успехов, ощущая ценность совместного пребывания в коллективе.

Мое восприятие класса – как педагогическая мастерская. Создание своей педагогической копилки. Современный учитель должен владеть технологиями развития личности обучаемого, технологиями обучения и воспитания. Задачу учителя вижу в организации коррекционно - развивающего сопровождения учебного процесса.

И от того, как и какой дорогой идем, мы со своим воспитанником сегодня, какие компетенции сформируем сегодня, будет зависеть качество его будущей жизни. Но самое главное: Не сделать больно! Не обмануть! Не обидеть! Помочь!!!