СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ И КРАЕВЕДЕНИЮ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опубликована татья на тему "РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ И КРАЕВЕДЕНИЮ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА"

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ И КРАЕВЕДЕНИЮ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА"»

РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ И КРАЕВЕДЕНИЮ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА


Рукосуева Анжелика Юрьевна, студент 3 курса

КГБПОУ Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького

Научный руководитель: Баранова Марина Юрьевна

Аннотация статьи. В данной статье рассматривается значимость и актуальность интеграции упражнений по математике и краеведению в начальной школе.

Ключевые слова. Деление с остатком, интегрированные задания.


Современное образование существенно расширяет рамки образовательного процесса. Традиционный урок и привычные задания по математике с требованием и необходимым и достаточным количеством условий перестают быть для ученика основным и единственным способом получения информации. В рамках изучения отдельной предметной области сегодня задания не могут быть изолированы друг от друга.

С точки зрения вопроса формирования мотивации обучающихся, мы наблюдаем иногда следующую ситуацию. Ученику приходится встречаться с различными предметными заданиями, но дети не всегда проявляют желание и осознают потребность в их решении.

Вопрос об интеграции заданий становится все более актуальным. Задача таких заданий в том, чтобы они демонстрировали взаимосвязь различных научных или бытовых областей.

На примере математики и краеведения мы можем продемонстрировать, как можно связать информацию так, чтобы она развивала ученика сразу в двух областях. Обращаем внимание, что интеграция – не только связь двух предметов, но и работа над формированием результатов в рамках каждого.

В последнее время в российском образовании заметно проявляется интерес к школьному краеведению, так как оно имеет большое значение для развития личности каждого ребенка. А изучение родного края дает учителю надежный инструмент для реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Кандидат педагогических наук Л.Н. Вавилова дала определение интегрированному уроку следующим образом: «Интегрированный урок — особый вид урока, на котором обозначенная тема, вопрос, проблема рассматриваются средствами двух или нескольких дисциплин, осуществляется синтез и систематизация знаний, умений, что обеспечивает формирование у обучающихся целостной картины мира, способствует освоению ими соответствующих компетенций. Метапредметная интеграция – проявляется в интегрировании краеведческого материала в различные темы предметов; спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений» [1, с. 46].

Интегрированные уроки математики и краеведения особенно полезны, поскольку обладают ярко выраженной прикладной направленностью и вызывают неизменный познавательный интерес у обучающихся. При интеграции этих уроков происходит использование потенциала нескольких учебных дисциплин, открываются дополнительные возможности для решения учебных и воспитательных задач, уплотнение количества информации на уроке и мыслительной деятельности учеников по её усвоению.

Рассмотрим пример конструирования задания. За основу возьмем упражнение по теме «Деление с остатком».

Формулировка задания по математике: «Заполни пропуски в равенствах. Одно из равенств не имеет решения. Какое? Объясни свой выбор».

А) 11:4 = 2 (ост. ___)

Б) 15: __ = 7 (ост. 1)

В) __ : 3 = 5 (ост. 1)

Г) 20 : 7 = __ (ост. 1)

Д) 13: 2 = __ (ост. 3)

Е) 14: 2 = 7 (ост. __)

Задание предполагает применение изученного правила, при этом одно из равенств содержит ошибку. Обучающийся должен не только указать на данное равенство, но и обосновать невозможность решения, опираясь на правило «Остаток всегда меньше делителя».

Далее мы подбираем материал, который будет включен в интегрированное задание.

Нами был выбран следующий текст: «В червлёном поле золотой стоящий на задних лапах лев, держащий в правой лапе золотой заступ, а в левой – золотой серп. Щит увенчан золотой башенной короной о пяти зубцах, окруженной по обручу золотым лавровым венком. Щитодержатели: справа - серебряный единорог с золотым рогом, слева - серебряный конь, у обоих копыта, гривы и хвосты золотые, глаза и языки червлёные. Подножие золотое в виде растительного орнамента. Лев символизирует силу, храбрость, гордость, великодушие, милосердие, отвагу, власть. Заступ олицетворяет подземные богатства Красноярья, а серп - наземные. Золото в орнаменте является символом богатства и процветания города. Серебро же символизирует сибирские просторы, снега и чистые помыслы граждан города во все времена (рис 1)». [2]


Рис. 1 – Герб г. Красноярска с 2010 года


Далее задача состоит в интеграции текста и упражнения. Для этого выполним следующие шаги алгоритма:

  1. Добавим все равенства из задания по математике в текст, помещая их в квадратные скобки.

  2. Рядом с равенством – ловушкой дополним правильную формулировку ошибочной.

  3. Составим таблицу – подсказку, где правильный ответ будет соответствовать слову, скрытому в тексте и расположенному непосредственно перед равенством.

  4. Сформулируем инструкцию к заданию.


Приведем пример полученного задания.

Инструкция: Заполни пропуски в равенствах, расположенных в квадратных скобках. Вставь слово из таблицы в пустые прямоугольники, воспользовавшись таблицей – подсказкой. Если равенство не имеет решения, зачеркни предыдущее слово, оно является ошибочным.


Пропущенное число

Пропущенное слово

0

силу

2

червлёные

3

рогом

4

богатства

16

гордость


«В червлёном поле золотой стоящий на задних лапах лев, держащий в правой лапе золотой заступ, а в левой – золотой серп. Щит увенчан золотой башенной короной о пяти зубцах, окруженной по обручу золотым лавровым венком.

Щитодержатели: справа - серебряный единорог с золотым  [11:4 = 2 (ост. ___)], слева - серебряный конь, у обоих копыта, гривы и хвосты золотые, глаза и языки  [15: __ = 7 (ост. 1)].

Подножие золотое в виде растительного орнамента. Лев символизирует  [14: 2 = 7 (ост. __)], храбрость,  [ __ : 3 = 5 (ост. 1)], великодушие, милосердие, отвагу, власть.

Заступ олицетворяет подземные богатства Красноярья, а серп - наземные. Золото в орнаменте является символом  [33 : 8 = __ (ост. 1)] и процветания города.

Серебро же символизирует сибирские просторы, снега, горы [13: 2 = __ (ост. 3)] и чистые помыслы граждан города во все времена.»

Данное задание является интегрированным, так как включает в себя математическое умение выполнять деление с остатком, а также содержит в себе информацию краеведческого характера, в котором дети узнают о символическом значении герба Красноярска.

Положительные моменты использования полученного задания заключаются в том, что данное задание отличается от привычных равенств в учебниках. Продуктом выполнения деления и сопоставления с таблицей – подсказкой станет достоверный текст. Это не только обеспечивает успешное овладение таким сложным предметом, как математика, но и развивает личность школьника, его интеллектуальные и, что особенно немаловажно, - его ценностные ориентации: любовь к родине, родному краю, уважение к его истории, духовным и культурным ценностям.

Также это задание включает в себя избыточные сведения, которые дети смогут определить правильно.

С другой стороны, переключение на разнообразные виды деятельности у обучающихся начальной школы позволит удержать внимание на активном процессе обучения.

Важно, чтобы при составлении и применении интегрированных заданий использовалась наглядность – это могут быть иллюстрации, фотографии. Такой продукт будет высоко результативен и сформирует у детей познавательный интерес.

Мы убеждены, что интегрированные задания позволят сделать урок увлекательным. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Любимые предметы имеют сильное воспитательное воздействие, поэтому грамотное использование исторического, географического и другого материала воспитывает в детях патриотические чувства: любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию.


Список литературы

  1. Вавилова, Л.В. Интегрированный урок: особенности, подготовка, проведение / Образование. Карьера. Общество // №3 (54), 2017 г. – с.46.

  2.  Герб города Красноярск. Красноярский край / Сетевое издание «Геральдика.ру», [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://geraldika.ru/s/26314 (Дата обращения: 18.11.2022)