Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, куда входят устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.
ИКТ - компетентность учителя – целенаправленное, эффективное применение технических знаний и умений в реальной образовательной деятельности. ИКТ-компетентность учителя сегодня является оставляющей профессиональной компетентности учителя.
Можно выделить три основные аспекта ИКТ - компетентности:
1. Наличие достаточно высокого уровня компьютерной грамотности.
2. Эффективное, обоснованное применение ИКТ в своей образовательной деятельности для решения профессиональных задач;
3. Понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании, направленной на развитие учащихся как субъектов информационного общества, способных к созданию новых знаний, умеющих оперировать массивами информации для получения нового интеллектуального и/или деятельностного результата.
ИКТ - компетентность учителя должна обеспечивать реализацию:
- новых целей образования;
- новых форм организации образовательного процесса;
- нового содержания образовательной деятельности.
ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя-это совершенно разные понятия.
- ИКТ – грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).
- ИКТ - компетентность - не только использование различных информационных инструментов, но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
Критерии оценки при анкетировании учителей по выявлению уровня ИКТ-компетентности
умение создавать текстовые и графические документы;
умение формировать запросы к базе данных с помощью информационных языков;
использование компьютера как педагогического технического средства;
умение разрабатывать и применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
умение использовать средства информатизации и информационные технологии в воспитательно-образовательном процессе;
создание и ведение баз данных с целью осуществления различных видов мониторинга;
умение использовать способы представления педагогической информации с помощью средств информатизации.
Компетентность - специальная способность человека, необходимая для выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, включающая узкоспециальные знания, навыки, способы мышления и готовность нести ответственность за свои действия.
Компетентность – способность решать проблемы, возникающие в окружающей действительности, средствами предмета. Компетентным является человек, который способен практически разрешать нестандартные, значимые для себя ситуации, используя для этого знания, умения, способности, опыт и.т.д.
Структура овладения ИКТ:
Первый подход – «Применение ИКТ» – требует от учителей способности помогать учащимся пользоваться ИКТ для повышения эффективности учебной работы.
Второй – «Освоение знаний» – требует от учителей способности помогать учащимся в глубоком освоении содержания учебных предметов, применении полученных знаний для решения комплексных задач, которые встречаются в реальном мире.
Третий – «Производство знаний» – требует от учителей способности помогать учащимся, будущим гражданам и работникам, производить (порождать) новые знания, которые необходимы для гармоничного развития и процветания общества.