Просмотр содержимого документа
«Статья на тему «Реализация предметного содержания учебных курсов Окружающий мир и ОРКСЭ в их взаимодействии»»
Автор: Молякова Дарья Александровна, учитель истории, обществознания, ОРКСЭ
средняя школа № 31
[email protected]
«Реализация предметного содержания учебных курсов Окружающий мир и ОРКСЭ в их взаимодействии»
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» важнейшей целью современного образования ставится воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Содержание учебного предмета «Окружающий мир» и курса ОРКСЭ, которые изучаются школьниками на уровне начального общего образования, ориентировано на принципы, изложенные в «Концепции».
Предмет «Окружающий мир» формирует первоначальное представление об уникальности России как единого неделимого многонационального и многоконфессионального государства. Важное место в предмете отводится и духовно-нравственному развитию личности, в том числе – с обращением к этической стороне традиционных для России религиозных культур. «Окружающий мир» выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у обучающихся целостной картины социокультурного мира, отношений человека с обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения.
Курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Модуль «Основы мировых религиозных культур» ориентирован на общее знакомство с этикой и традиционными для России религиями, их культурой, историей, традициями, нравственными ценностями, а модуль «Основы мировых религиозных культур» направлен на формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
По месту в учебном плане и по своему содержанию курс ОРКСЭ служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников: дополняет культуроведческие и обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы, и предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История».
Одним из важных условий эффективности работы учителя, перед которым и требованиями ФГОС НОО, и его собственной профессиональной педагогической позицией поставлена задача духовно-нравственного развития личности младших школьников является реализация межпредметных связей двух курсов - «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики».
В преподавании предмета «Окружающий мир» используется учебник «Окружающий мир» для 4 класса авторов Вахрушева А.А., Данилова Д.Д. и др. В курсе «ОРКСЭ» преподавание ведётся по двум модулям: «Основы православной культуры» (учебник Виноградовой Н.Ф. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры, 4 класс, Вентана-Граф) и «Основы мировых религиозных культур» (учебник Виноградовой Н.Ф. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур, 4 класс, Вентана-Граф).
Обратимся к конкретной тематике, на основе которой может быть выстроена система межпредметных связей курсов «Окружающий мир» и «ОРКСЭ», а так же рассмотрим примеры заданий, которые можно использовать в двух дисциплинах.
Взаимодействие учебных курсов Окружающий мир и ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»)
Окружающий мир | ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») |
Тема: «Отношения между людьми: от чего они зависят» | Тема: «Золотое правило нравственности» Учащиеся получают задание проанализировать басню Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек», выделить её главную мысль (Главная мысль басни: «Как ты будешь любить и уважать своих родителей, так и твои дети будут уважать тебя»). Затем, можно попросить их вспомнить тему из курса «Окружающий мир», в которой уже обсуждались правила взаимоотношений между людьми, назвать их |
Тема: «Трудовая деятельность человека» | Тема: «Отношение к труду. Долг и ответственность» Учащимся предлагается вспомнить из темы предмета «Окружающий мир» что такое «труд» и в чём его значение для человека, а на уроке «ОРКСЭ» с помощью пословиц и поговорок раскрывается нравственная сущность труда |
Тема: «Всемирные проблемы и пути их решения» | Тема: «Отношение христианина к природе» На этапе актуализации знаний учащимся предлагается вспомнить из темы предмета «Окружающий мир», какие существуют глобальные проблемы человечества, связанные с природой. На уроке «ОРКСЭ» учащихся необходимо подвести к мысли, что христианское милосердие распространяется не только на человека, но и на природу. Хорошим дополнением к теме могут служить сюжеты о святых и животных (Сергий Радонежский и медведь; Герасим Иорданский и лев и др.) |
Тема: «Общечеловеческие ценности, памятники культуры» | Тема: «Культура и религия» Учащимся предлагается вспомнить из темы предмета «Окружающий мир» что такое культура, привести примеры культурных ценностей. В рамках урока «ОРКСЭ» проводится соотнесение понятий «культура» и «религия», устанавливаются связи между ними на конкретных примерах (картины на религиозную тему, храмы, духовная музыка и др.) |
Взаимодействие учебных курсов Окружающий мир и ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур»)
Окружающий мир | ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур») |
Тема: «Отношения между людьми: от чего они зависят» На этапе изучения нового материала учащимся можно предложить проанализировать отрывки из священных книг религий мира, в которых выражены идеи нравственности и попросить сравнить их с теми правилами, которые указаны в учебнике | Тема: «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира» |
Тема: «Верующие, приверженцы разных религий и атеисты» Актуализация знаний учащихся о понятиях «религия», «верующие» с помощью вопросов: что такое религия? когда и почему она возникла? Какого человека можно отнести к верующему? С опорой на новые знания учащиеся могут провести сравнение между верующими и атеистами | Тема: «Что такое религия» |
Межпредметное взаимодействие двух курсов «Окружающий мир» и «ОРКСЭ» помогает выстроить систему духовно-нравственных ориентиров младших школьников, объединив воспитательный потенциал двух предметных областей.
Список литературы
1.
Концепция духовно-
нравственного развития и
воспитания личности гражданина России / [сост. А. Я.
Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков] — М.: Просвещение, 2009.
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Одобрено Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 № 1/15 (в ред. протокола № 3/15 от 28.10.2015)