СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему «Реализация предметного содержания учебных курсов Окружающий мир и ОРКСЭ в их взаимодействии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья «Реализация предметного содержания учебных курсов Окружающий мир и ОРКСЭ в их взаимодействии» была создана для участия в III Городской научно-практической конференции «Возможности предметных областей ОРКСЭ/ОДНКНР в духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников» 29 марта 2018 г.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему «Реализация предметного содержания учебных курсов Окружающий мир и ОРКСЭ в их взаимодействии»»


Автор: Молякова Дарья Александровна, учитель истории, обществознания, ОРКСЭ

средняя школа № 31

[email protected]

«Реализация предметного содержания учебных курсов Окружающий мир и ОРКСЭ в их взаимодействии»


В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» важнейшей целью современного образования ставится воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Содержание учебного предмета «Окружающий мир» и курса ОРКСЭ, которые изучаются школьниками на уровне начального общего образования, ориентировано на принципы, изложенные в «Концепции».

Предмет «Окружающий мир» формирует первоначальное представление об уникальности России как единого неделимого многонационального и многоконфессионального государства. Важное место в предмете отводится и духовно-нравственному развитию личности, в том числе – с обращением к этической стороне традиционных для России религиозных культур. «Окружающий мир» выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у обучающихся целостной картины социокультурного мира, отношений человека с обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения.

Курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Модуль «Основы мировых религиозных культур» ориентирован на общее знакомство с этикой и традиционными для России религиями, их культурой, историей, традициями, нравственными ценностями, а модуль «Основы мировых религиозных культур» направлен на формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

По месту в учебном плане и по своему содержанию курс ОРКСЭ служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования  и  воспитания  школьников:  дополняет  культуроведческие  и обществоведческие  аспекты  предмета «Окружающий  мир»,  с  которым знакомятся  учащиеся  начальной  школы,  и  предваряет  начинающееся в 5 классе  изучение  предмета «История».  

Одним из важных условий эффективности работы учителя,  перед которым и требованиями ФГОС НОО, и его собственной профессиональной педагогической позицией поставлена задача духовно-нравственного развития личности младших школьников является реализация  межпредметных  связей  двух  курсов - «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики».

В преподавании предмета «Окружающий мир» используется учебник «Окружающий мир» для 4 класса авторов Вахрушева А.А., Данилова Д.Д. и др. В курсе «ОРКСЭ» преподавание ведётся по двум модулям: «Основы православной культуры» (учебник Виноградовой Н.Ф. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры, 4 класс, Вентана-Граф) и «Основы мировых религиозных культур» (учебник Виноградовой Н.Ф. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур, 4 класс, Вентана-Граф).

Обратимся  к  конкретной  тематике,  на  основе  которой  может  быть выстроена система межпредметных связей курсов «Окружающий мир» и «ОРКСЭ», а так же рассмотрим примеры заданий, которые можно использовать в двух дисциплинах.

Взаимодействие учебных курсов Окружающий мир и ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»)

Окружающий мир


ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»)


Тема: «Отношения между людьми: от чего они зависят»


Тема: «Золотое правило нравственности»

Учащиеся получают задание проанализировать басню Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек», выделить её главную мысль (Главная мысль басни: «Как ты будешь любить и уважать своих родителей, так и твои дети будут уважать тебя»). Затем, можно попросить их вспомнить тему из курса «Окружающий мир», в которой уже обсуждались правила взаимоотношений между людьми, назвать их

Тема: «Трудовая деятельность человека»

Тема: «Отношение к труду. Долг и ответственность»

Учащимся предлагается вспомнить из темы предмета «Окружающий мир» что такое «труд» и в чём его значение для человека, а на уроке «ОРКСЭ» с помощью пословиц и поговорок раскрывается нравственная сущность труда

Тема: «Всемирные проблемы и пути их решения»


Тема: «Отношение христианина к природе»

На этапе актуализации знаний учащимся предлагается вспомнить из темы предмета «Окружающий мир», какие существуют глобальные проблемы человечества, связанные с природой. На уроке «ОРКСЭ» учащихся необходимо подвести к мысли, что христианское милосердие распространяется не только на человека, но и на природу. Хорошим дополнением к теме могут служить сюжеты о святых и животных (Сергий Радонежский и медведь; Герасим Иорданский и лев и др.)

Тема: «Общечеловеческие ценности, памятники культуры»



Тема: «Культура и религия»

Учащимся предлагается вспомнить из темы предмета «Окружающий мир» что такое культура, привести примеры культурных ценностей.

В рамках урока «ОРКСЭ» проводится соотнесение понятий «культура» и «религия», устанавливаются связи между ними на конкретных примерах (картины на религиозную тему, храмы, духовная музыка и др.)



Взаимодействие учебных курсов Окружающий мир и ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур»)

Окружающий мир

ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур»)

Тема: «Отношения между людьми: от чего они зависят»

На этапе изучения нового материала учащимся можно предложить проанализировать

отрывки из священных книг религий мира, в которых выражены идеи нравственности и попросить сравнить их с теми правилами, которые указаны в учебнике

Тема: «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира»


Тема: «Верующие, приверженцы разных религий и атеисты»

Актуализация знаний учащихся о понятиях «религия», «верующие» с помощью вопросов: что такое религия? когда и почему она возникла? Какого человека можно отнести к верующему?

С опорой на новые знания учащиеся могут провести сравнение между верующими и атеистами

Тема: «Что такое религия»


Межпредметное взаимодействие двух курсов «Окружающий мир» и «ОРКСЭ»  помогает  выстроить  систему  духовно-нравственных ориентиров младших школьников, объединив воспитательный потенциал двух предметных областей.

Список литературы

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / [сост. А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков] — М.: Просвещение, 2009.


2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Одобрено Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 № 1/15 (в ред. протокола № 3/15 от 28.10.2015)