РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ НА УРОКАХ ЛИТРЕРАТУРЫ
Сегодня, как никогда ранее, важно понимать, что патриотизм – это не только качество, присущее взрослым людям, но также их задача в воспитании молодого поколения. Необходимо, чтобы преподаватели воспитывали в духе патриотизма, любви и уважения к своей стране, к ее историческому, культурному и духовному наследию, чтобы прививали детям духовные потребности в развитии своей личности на благо своего народа. Лучшие образцы духовного опыта настоящего, проверенного временем, патриотического воспитания воплощены в художественных произведениях отечественной литературы.
Книги, рассказы, стихи – все это может вдохновлять и мотивировать молодых людей на действия во благо своей страны. Литературные произведения историко-эпических жанров описывают героические подвиги наших предков, рассказывают об уникальных национальных традициях и обычаях, обрядах и верованиях самых различных этносов, населяющих нашу страну. В литературно-художественных текстах представлены идеалы патриотизма – через описания героев, которые отстаивали свою страну и ее интересы, людей, которые готовы были пойти на жертвы ради своей родины. Патриотические образы, способные вдохновлять молодежь на деятельное участие в жизни своей страны, становятся примерами для подражания, выполняют функцию эталонов социализации.
Поэтому наша русская литература – это не только источник знаний и информации, но и уникальная сокровищница культурных ценностей, идеалов и смыслов, обладающих огромным воспитательным потенциалом в формировании гражданско-патриотической позиции у современной молодежи.
В настоящее время основным источником информации для молодёжи и коммуникативным пространством для самовыражения её представителей являются СМИ и интернет-среда. К сожалению, в отечественном сегменте интернет-сети до сих пор отсутствуют необходимые ценностные фильтры, блокирующие распространение недостоверной, фейковой, а то и откровенно враждебной информации о чём-либо, включая псевдо-экспертный взгляд на культуру и историю своей страны, и заведомо негативную оценку её достижений. Поэтому в цифровой среде, как правило, с неподобающей лёгкостью и безответственностью распространяются любые радикальные идеи. От пафосного воспевания своей Родины и власти, сопровождающегося отсутствием какого-либо критического отношения к её настоящему и прошлому, – до полной нелюбви и презрения к своей Родине, отрицания любых успехов своего народа, обесценивания традиций и исторической судьбы, тотального недовольства властью, событиями, укладом жизни. К сожалению, современная молодёжь, у представителей которой зачастую отсутствует критическое мышление, очень подвержена именно такому влиянию цифровой среды, обезличенному и нигилистскому.
Отечественная литература содержит много свидетельств того, что любовь к Родине может быть чувством, которое обладает качествами безусловности и объективности одновременно. Многие мастера художественного слова будучи истинными патриотами, могли осознавать и признавать несовершенства в социальном устройстве своей страны; они могли не поддерживать определенные события и не разделять взгляды, которые в конкретный исторический момент реализовывались представителями власти, - и при этом любить Родину как свой дом, своё родовое гнездо, трудились на её благо и делали всё для того, чтобы сохранить это чувство и передать его в своих произведениях.
Примерами такой безусловной любви являются русские поэты, которые любили свою родину в любых ситуациях, она была местом их силы даже в тех случаях, когда они находились вдали от родных мест. Это чувство нашло отражение в их художественных образах. Подробнее остановимся на трёх стихотворениях поэтов Серебряного века: Сергея Есенина «Русь (Потонула деревня в ухабинах…»), Марины Цветаевой «Тоска по Родине», Владимира Маяковского «Стихи о советском паспорте».
Сергей Есенин был далек от великодержавного патриотизма и редко затрагивал в своем творчестве военную тему. Он с презрением относился к тем, кто громче всех призывал к победоносной войне: как правило, такие агитаторы не принимали участия в боевых действиях, а своими жизнями расплачивалось многомиллионное крестьянство, к которому поэт питал огромное уважение. Есенин был носителем крестьянского мировоззрения, согласно которому война – величайшее бедствие. Браться за оружие крестьянин мог только в самом крайнем случае. Стихотворение «Русь» («Потонула деревня в ухабинах…») стало поэтическим откликом на начавшуюся Первую мировую войну и массовый призыв в армию.
Автор описывает необъятную крестьянскую Русь, наполненную волшебством и суевериями. Простой народ живет в таинственной и загадочной атмосфере с верованиями в нечистую силу, которой приписываются все беды и несчастья. Есенин понимает всю наивность и неискушённость крестьянского мышления, но именно за эту простоту он безгранично любит сельских жителей, с которыми идентифицирует и самого себя. Автор с искренней симпатией наблюдает за нехитрыми деревенскими развлечениями на фоне родной природы. В патриархальном образе жизни ему видится сохранение вековых устоев, которые не подверглись разрушительному влиянию цивилизации.
Разразившуюся войну поэт сравнивает с пророчеством «черных воронов». Известие сопровождается зловещими признаками в природе («грянул гром», «тучи… кутают лес»). Крестьяне никак не выражают своего недовольства или нежелания идти на войну: в их сознании это событие приравнивается к стихийному бедствию. Но простые люди в глубине души понимают, что только они для своей Родины являются «опорой в годину невзгод». Для высшего командования рядовые бойцы становятся, по выражению Л. Толстого, пушечным мясом, а для своих родных – воинами и защитниками, которых с надеждой ждут дома, а на чтение их редких писем собираются всей деревней. Простые солдаты чувствуют поддержку своих матерей и жен. В своих воспоминаниях они обращаются к родным местам, и это позволяет им в условиях жестокой войны оставаться людьми.
Есенин разделяет боль своего народа и чувствует свое кровное родство с ним. Поэт убежден, что русскому народу всегда помогала искренняя вера в торжество справедливости. Есенин не высказывает радикально антивоенных взглядов. Но в художественном воплощении образов родной природы, откликающейся на трагические события людей и горе оставшихся в деревнях женщин, чувствуется и глубокая неприязнь автора к войне как инфернальному злу, и его великая неизбывная любовь к деревне, своей милой и малой Родине, которой пропитано всё стихотворение. И одно может сосуществовать с другим.
Трагическая судьба Марины Цветаевой фактически лишила ее Родины: поэтесса не приняла революцию, не предпринимала никаких действий против советской власти и стала лишней в коммунистической стране. Ее творчество было под запретом, стихи не печатались. После долгих мучительных размышлений поэтесса решила покинуть Советский Союз, но и в эмиграции она продолжала остро ощущать свое одиночество и ненужность.
В 1934 г. появляется стихотворение «Тоска по Родине». Произведение проникнуто пессимизмом и болью главной героини. Она сразу же заявляет, что «тоска по Родине» — совершенно ненужное и бесполезное чувство. Годы
скитаний, сопровождающиеся одиночеством и непризнанием, сделали Цветаеву совершенно равнодушной. Она полностью утратила ощущение родного очага, который способен успокоить и согреть душу. Любой дом представляется ей только временным пристанищем, он может сравниться с «госпиталем» или «казармой». Домашний уют и тепло никогда больше не войдут в жизнь героини. Тысячи людей, прошедших перед ее глазами, сливаются в одну серую массу. Никто не оставил в ней какого-либо значительного впечатления. Основное свойство любой «людской среды» — вытеснить поэтессу из своего круга, как чужеродное и вредное явление.
Цветаева в отчаянии, она сравнивает себя с «камчатским медведем». Она уже не пытается приспособиться к человеческому обществу, заранее чувствуя, что это бесполезно. Очень трагично воспринимается признание
поэтессы в том, что даже русский язык стал для нее чужим и не вызывает теплых чувств за границей. Да и какая разница, на каком языке быть постоянно непонятой. Цветаева чувствует свое отторжение не только от родной земли, но и от времени. Поэтесса выброшена из общего исторического потока во «всякое столетье». Физическая оторванность привела к душевной. Ее душа родилась «где-то». Все воспоминания стерлись и стали больше не нужны. Поэтесса все-таки находит причину случившегося. «Край меня не уберег» — в этой фразе чувствуется боль от коммунистического переворота. Цельная личность Цветаевой не терпит насилия над собой. Революция искалечила ее жизнь и превратила в вечную скиталицу.
В финале стихотворения сквозь равнодушие поэтессы прорывается искренняя отчаянная тоска по Родине. Неожиданная встреча с кустом рябины наполняет душу Цветаевой потоком дорогих воспоминаний, которые она
уже не в силах передать. Это глубокое чувство, хранящееся в самом сокровенном тайнике сердца, заставило ее все-таки вернуться на Родину. Очень жаль, что возвращение не принесло облегчения и закончилось самоубийством поэтессы.
Владимир Маяковский, в отличие от Сергея Есенина и Марины Цветаевой, был горячим сторонником революции и установившегося коммунистического режима. Благодаря оригинальному образу мышления и неподражаемому новаторскому поэтическому стилю произведения, в которых он искренне и горячо приветствовал рождение нового советского строя, ярко выделялись в общем хвалебном потоке других «буревестников революции», молодых советских поэтов и писателей. Примером этого является стихотворение «Стихи о советском паспорте»
С первых лет существования молодого советского государства началось установление «железного занавеса». Возможность поездки за границу была только у высших представителей власти, либо у тщательно проверенных органами госбезопасности людей, направляющихся в рабочую командировку. Маяковский в качестве корреспондента часто путешествовал по миру. Ему нравилось впечатление, которое советские люди производили на иностранцев. Граждане СССР воспринимались как выходцы с того света. Виновата не только советская идеология западная пропаганда тоже немало поработала над созданием образа врага-коммуниста, недочеловека, который
стремится только к хаосу и разрушению.
Описывая паспортную проверку в поезде, поэт сразу заявляет, что ненавидит бюрократизм, который у него ассоциируется с буржуазным обществом; творческая душа поэта не выносит жизни «по бумажке». Но он с интересом отмечает изменения в проверяющем при виде паспортов различных государств. Личность человека отходит на второй план, главным становится его гражданство. Спектр проявляемых эмоций контролера огромен, от полного равнодушия до унизительной покорности. Но самый яркий момент – предъявление советского паспорта. Он вызывает в иностранцах одновременно животный ужас, обывательское любопытство и растерянность, доходящую до уровня ступора.
Лирический герой Маяковского упивается произведенным эффектом, он почти по-детски радуется ненависти в глазах полицейских и готов пройти через крестные муки («был бы исхлестан и распят») за то, что обладает невзрачной бумажкой такой невероятной силы. Свой самый обычный паспорт он наделяет очень выразительными осязаемыми эпитетами: «пурпурная книжица», «краснокожая паспортина», «молоткастый», «серпастый» и др., сравнивает паспорт с «бомбой», «ежом», «бритвой». Фраза «Я достаю из широких штанин» стала крылатой, ее бессчетное количество раз подвергали критике и пародировали. Но в ней звучит искренняя гордость человека, уверенного в величии и могуществе своего государства, открыто идентифицирующего себя со своим народом, государством и Родиной: поэт твердо заявляет всему миру: «Я – гражданин Советского союза».
Подводя итоги нашей статьи о патриотизме, отметим следующее. в приведённых трёх стихотворениях отсутствуют хвалебные описания Родины, здесь нет эпических героев и былинных подвигов. Сергей Есенин, описывает
свои родные места, с особым трепетом подмечая мелкие детали, беспокоится и переживает за судьбу своей Родины и родных ему соплеменников-крестьян, проклинает и презирает войну, понимая её как беду для своей родной земли, для всех тех людей, с которыми он так близок. Марина Цветаева с горестью признаёт себя человеком, у которого нет ни дома, ни общения, ни отечества: она ни с кем и нигде не чувствует общности и единения, она изгой. И символом далёкой Родины становится куст рябины, который олицетворяет эту Родину и её саму, пробуждает в лирической героине стихотворения воспоминания и жизнь, дарит ей то, согревающее сердце, давно забытое чувство любви и причастности к судьбам своего народа. Владимир Маяковский открыто заявляет о своём презрении ко всей системе государственного устройства и отдельным лицам, в неё входящим, что не мешает ему так же открыто и во всеуслышание гордиться тем, что он гражданин своей страны и обладатель советского паспорта как документа и символа своей гражданской идентичности.