СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "Способы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Функциональная грамотность– это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах.

Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.

Проблема формирования читательской грамотности сегодня становится особенно актуальной. Учащиеся часто испытывают затруднения в адаптации своей речи к конкретной ситуации общения. Затруднения в пересказе текста, построении монологического высказывания и учете речевой ситуации требуют систематической работы с учащимися. Однако, с помощью соответствующих методик и тренировок, эти проблемы могут быть успешно преодолены, способствуя развитию читательской грамотности и общекультурной компетенции учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Способы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"»

Способы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.

Функциональная грамотность– это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах.

Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.

Проблема формирования читательской грамотности сегодня становится особенно актуальной. Учащиеся часто испытывают затруднения в адаптации своей речи к конкретной ситуации общения. Затруднения в пересказе текста, построении монологического высказывания и учете речевой ситуации требуют систематической работы с учащимися. Однако, с помощью соответствующих методик и тренировок, эти проблемы могут быть успешно преодолены, способствуя развитию читательской грамотности и общекультурной компетенции учащихся.

Для развития этих навыков, рекомендуется проводить уроки, на которых учащиеся будут анализировать различные речевые ситуации, искать оптимальные способы выражения своих мыслей и тренировать свою коммуникативную компетенцию.

Читательская грамотность – это не перелистывание книги и рассматривание картинок. Это умение использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и применять их в различных жизненных ситуациях.

Рассмотрим виды чтения как с позиций зрелого чтеца, так и позиций учащегося.

Ознакомительным чтением называют чтение с целью ознакомления с информацией, формирования общего представления о содержании и смысле текста, ориентировки в нем, выявлении наиболее существенной информации.

Поисковым чтением называют чтение, имеющее целью поиск нужной информации, а результатом — выборочное, избирательное понимание читаемого.

Изучающее чтение — предусматривает точное понимание всей информации текста. Поэтому его называют также чтением с полным пониманием читаемого. Этот вид обязателен как для учащихся в школе, так и для тех, кто и дальше будет обучаться в вузах.

Каждый из этих видов чтения позволяет формировать читательскую грамотность.

Читательская грамотность предполагает работу с опорой на внетекстовые знания и на работу с текстом. И, как показывает практика, учащиеся намного хуже работают с внетекстовыми заданиями. Лучше получается работа с опорой на текст. Здесь ученики находят и извлекают информацию, затем ее интегрируют или интепретируют, а потом уже осмысливают и оценивают.

Таким образом, умения учащихся можно распределить на три блока:

1.поиск и извлечение информации

2. интепретация и преобразование

3.оценка и критическое мышление.

В практике работы учителя русского языка и литературы существует огромный арсенал приемов, техник и технологий развития читательской грамотности.

Приёмы работы с текстом при изучении нового материала

Прием «Верите ли вы, что...»(+ -)
Может быть началом урока. Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил.
Используется, например, при знакомстве с причастием (6 класс):
Причастие - это самостоятельная часть речи.
Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного.
Причастия бывают 1 и 2 спряжения.
Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.
Причастия могут быть действительными и страдающими.
Действительные причастия могут иметь краткую форму.
Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом.

Приём «Опорный конспект»
Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию
из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической
информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под
рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык
графика, схемы, диаграммы

Приемы, используемые при групповой работе:

Творческое чтение.

Прием «Мозаика». «Реставрация текста»
Сложение целого текста из частей.

Текст разделяется на части (предложения, абзацы).
Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в
правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики
могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.

Приём «Написание творческих работ»

Хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение.
Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития

ПРИЕМЫ И СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ

"Чтение про себя с вопросами"
Цель: формирование умений вдумчивого чтения.
Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы,
которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».

Так же в методической литературе описано много приемов и технологий развития творческих способностей, такие как: изложения, сочинения разных жанров, игры, творческие задачи и др.

Формированию читательской грамотности наши ученики обучаются и по заданиям тематических тестов, ВПР,ОГЭ,ЕГЭ.

ВПР

С 5 класса по 8 класс

Задания к тексту 2 проверяют сформированность

- навыков различных видов чтения и информационной обработки текста;

- адекватного понимания текстов различных функционально-смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка;

- навыков анализа текста с точки зрения его темы, микротемы, основной мысли, основной и второстепенной информации;

- навыков анализа текста с точки зрения средств языковой выразительности и лексики

Задание 8 дается вопрос к тексту

Как вы думаете, в заглавии автор выразил тему текста или его основную мысль? Обоснуйте свое мнение и запишите ответ.

Здесь обязательно надо сначала вспомнить, что такое тема текста и что такое основная мысль текста.- это уже анализ!

6 класс

1.Чем вызван интерес рассказчика к кедру?(поиск и извлечение информации)

  1. класс – интерпретация текста

Здесь даются тексты другого типа.

К 6-7 классам требуется уже более аналитическая работа

1.Как вы думаете, рассказчик – это ребенок,молодой мужчина или пожилой человек? Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов, подтверждающих ваш ответ.

2.После прочтения текста надо определить:

- в задании 9 основную мысль текста

- в задании 10 –какой тип речи представлен в предложениях

- в задании 11- в чём заключается философский смысл идеи

- в задании 12 –лексическое значение слова и подобрать синоним

- в задании 13 найти стилистически окрашенное слово

- в задании 14 объяснить значение пословицы

Насколько ученик понял смысл пословицы, настолько правильно у него происходит сформированность читательской грамотности

В 8 классе аналогичные задания. Но всё равно не повторяются

Например, задание 14 – вспомните и запишите полный вариант пословицы, которую автор выносит в заголовок текста. Что означает эта пословица? (анализ,интерпретация)

Работа с текстами ОГЭ 9 класс

Задания 6-9 выполняются на основе текста

Задание 6 – анализ содержания текста

(извлечение информации)

Задания 7,8 – найти средства выразительности и лексический анализ

( анализ и интепретация)

Более высокий уровень владения читательской грамотностью – это оценка и осмысление

- Задания 9.1;9.2;9.3;- сочинение

В каждом из этих заданий ученик должен показать своё умение читать текст, поскольку в каждом из этих заданий требуется приводить примеры, опираясь на прочитанный текст.

Например,в задании 9.3 надо не только ответить на вопрос, но и привести примеры из художественных произведений и жизненного опыта.

Осознание всего этого формирует оценку и критическое осмысление читательской грамотности.

Работа с текстами ЕГЭ

Задание 1 Это работа с текстами разных стилей и жанров.

Найти верные характеристики фрагмента текста

Уже само задание звучит по-новому. Тексты тоже обновляются. Уже есть тексты – интервью . Вырос и объём текстов. Раньше ученики не всегда понимали разницу, т.к. тексты были только из художественных произведений. Теперь это тексты научные. официально-деловые, публицистические.

Это задание направлено на поиск и извлечение информации: какие проблемы обсуждаются, какие точки зрения высказываются. Насколько правильно ответят ученики показывает.

Задание 2 Самостоятельно подобрать определенную часть речи в предложении

(интерпретация и преобразование).Здесь надо понять не только смысловые отношения содержания текста, но и попытаться преобразовать , т.к. ответов может быть несколько,но ученик должен остановиться на одном.

Задание 3 Прочитать фрагмент словарной статьи, определить значение слова

(поиск и извлечение информации). Если ученик не понял содержания текста, то определить, в каком значении стоит слово,для него будет трудно.

Задания 22-27 работа по большому тексту – это формирование умений читательской грамотности.

А когда наступает час ЕГЭ – это уже проверка сформированности умений и знаний учеников.

Задание 22 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? (извлечение информации)

Задание 23 Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? (извлечение и интерпретация)

Задание 24 Выписать слова с определённым значением (извлечение и интерпретация информации)

Задание 25 Найти предложение, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения (извлечение информации)

Задание 26 Средства выразительности (анализ и интерпретация)

Задание 27 – сочинение

В этом задании ученики показывают совокупность и знаний,и умений, полученных на протяжении обучения в школе: умение извлекать информацию, умение интепретировать и преобразовывать информацию, оценивать и критически осмысливать эту информацию – всё это ученик демонстрирует в сочинении.

1.Комментарий должен быть с опорой на прочитанный текст

2.Чётко сказано, что при аргументации своего мнения ученик может использовать сведения, полученные как из текста, так и из художественных произведений и жизненного опыта.

3. При выявлении проблемы исходного текста интепретируется, оценивается и даётся результат.

В заключение хочется сказать, что развитие читательской грамотности - это ключ к успеху в современном мире. Читательскую грамотность нельзя рассматривать как сугубо лингвистическое понятие. Если мы научим внимательно читать художественные, официально-деловые тексты, то и научные тексты ученик тоже сможет внимательно читать. Читательская грамотность послужит основанием для формирования финансовой, естественно-научной грамотности, умение критически мыслить и анализировать.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!