СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему" Внедрение программы «Доступная среда» для детей с ОВЗ в ГОУ«Борзинская специальная (коррекционная) школа -интернат»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ГОУ "Борзинская специальная (коррекционная) школа-интернат. Реализованна долгосрочная программа "Доступная среда" для детей с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему" Внедрение программы «Доступная среда» для детей с ОВЗ в ГОУ«Борзинская специальная (коррекционная) школа -интернат»»

Внедрение программы «Доступная среда» для детей с ОВЗ в ГОУ«Борзинская специальная (коррекционная) школа -интернат»

Ольга Александровна Гончарова,

учитель,

ГОУ «Борзинская специальная

(коррекционная)школа-интернат»

В 2017 году в ГОУ «Борзинская специальная (коррекционная) школа-интернат» началась реализация долгосрочной программы «Доступная среда», утвержденная Правительством РФ, которая предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни. В школе обучаются 119 учеников из них 25% дети из семьи, 27% инвалиды. Наши дети обучаются в специализированном образовательном учреждении. А это, в свою очередь, создает преграды для их социальной адаптации. Дети лишены возможности общаться со здоровыми сверстниками, что затрудняет нормальное восприятие их проблем подрастающим поколением детей без отклонений. При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья возникают особенности, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка. Поэтому очень важно адаптировать образовательную среду к больным детям и детям-инвалидам. 

В рамках реализации мероприятий государственной программы "Доступная среда" в школе создаются все условия для комфортного пребывания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Летом 2017 года работа выполнена в полном объеме. Установлен пандус с внутреннего двора школы с соблюдением нормативных требований. Расширены дверные проёмы при входе в ОУ и установлены новые двери. Построена специально оборудованная туалетная комната для инвалидов-колясочников. По первому этажу школы-интерната были приобретены и установлены поручни. Оборудован кабинет дефектолога, логопеда, СБО, тренажёрный зал, уличные тренажеры.

За пять месяцев работы по «Доступной среде» заметны следующие изменения:

- В дефектологическом кабинете создана психологически комфортная образовательная среда для детей с разными возможностями здоровья (комната обучающего характера, коррекционно- развивающий центр, сенсорная комната). Наблюдается повышение уровня самостоятельности, самооценки, интереса и мотивации к учебной деятельности, улучшение настроения детей. В комнате обучающего характера занимаются дети дошкольного возраста и первого дополнительного класса. Развивают мелкую моторику (тактильные игры, замочки, пуговицы, бусины, шнуровки, материалы Монтессори, и т.д.), сенсорную и мыслительную деятельность («Развивающий центр с формами», «Акустическая панель», «Музыкальная улитка», «Текстурированная карусель», «Классическая пирамидка со звуковыми и световыми эффектами», «Набор для развития сенсомоторных навыков», «Тактильные ячейки», «Логические блоки Дьенеша» и т. д.).

= В коррекционно-развивающем центре у детей посредством сюжетно-ролевых игр (игровые модули для сюжетно-ролевых игр: «Дом», «Кухня», «Парикмахерская», «Больница», «Аптека», «Почта России», «Мини-маркет») происходит развитие ролевых действий и способностей, формирование коммуникативных навыков в игре, развитие подражательности, речи и творческих способностей. Сюжетно-ролевая игра знакомит детей с правилами поведения и отношениями в окружающем мире. В играх отражаются их знания, впечатления, представления, проигрываются социальные отношения. Сюжетно-ролевая игра – сильнейшее средство социализации каждого ребенка, она влияет на становление детского организма, развивающегося в деятельности. Так же отмечается развитие общей моторики и улучшение физического состояния детей (балансировочные качели, диски, балансировочные доски с лабиринтами), развитие силы, выносливости, равновесия, а также укрепление сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата (тренажеры: «Бегущий по волнам», «Беговая дорожка» и т.д.). После посещения коррекционно-развивающего игрового кабинета у детей уходит усталость, повышается настроение, и они с нетерпением ждут следующего занятия.

= Сенсорная комната- особая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха и вестибулярные рецепторы. Это - профилактическое средство школьного переутомления, особенно для младших школьников и выпускников, наблюдается снижение психоэмоционального напряжения, ощущения тревоги, агрессии, нервного возбуждения, а также активация чувственной и познавательной деятельности детей (сеансы свето-, цвето- и звукотерапии, фибероптические приборы – «Звездное небо», светокаскадирующая трубка, фибероптический душ; мягкие цветные модули, пуфы, кресло-мешок и т.д.). Дефектолог составляет циклограммы работы с детьми на месяц, затем проводит промежуточную диагностику и делает выводы о ожидаемых результатах.

- Для работы с детьми с нарушениями речи оборудован логопедический кабинет, можно выделить следующие зоны: зона коррекции звукопроизношения, учебно-образовательная зона, зона игрового сопровождения, зона развития мелкой моторики, зона хранения дидактического и методического материала. Специально организованное жизненное пространство стимулирует активность ребёнка, развивающая среда позволяет вывести детей на новые уровни владения речевыми умениями, а также поставить перед ними более сложные задачи в умственном и психическом развитии.

= По программе «Доступная среда» зал ФК оснащен спортивными тренажерами, которые позволили разнообразить занятия по физической культуре, активизировали поиск новых эффективных подходов к оздоровлению. У большинства ребят после занятий на велотренажерах, беговых дорожках прослеживается динамика в развитии силы, выносливости, быстроты; силовой тренажер способствует укреплению мышц и поддержанию общего тонуса организма; после занятий на эллипсоиде у некоторых ребят улучшилось общефизическое состояние, сгладились специфические нарушения ходьбы и бега. Учащиеся старших классов, занимаясь на тренажерах, отслеживают свое физическое состояние, могут самостоятельно контролировать скорость и время при прохождении определенной дистанции. Комплекс уличных тренажеров, повышают двигательную активности учащихся и умению организовывать свой досуг.

- Кабинеты СБО имитируют квартиру, состоящую из нескольких, условно обозначенных зон: гостиная, спальня, кухонная зона, санитарно – гигиеническая зона   и создает условия для выполнения практических работ. Полноценное и разнообразное оборудование стимулирует познавательную активность учащихся, повышает общий уровень их развития, обеспечивает формирование трудовых, бытовых, социально-коммуникативных навыков, создаёт предпосылки для дальнейшей деятельности.

Таким образом внедрение программы в ГОУ «Борзинская специальная (коррекционная) школа-интернат» «Доступная среда» создает, позитивный эффект для уровня качества образования детей с ОВЗ, успешную социализацию в общество, обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами, участием в конкурсах, выставках, конференциях различного уровня.

Литература

  1. Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. -- 247 с.

  2.  Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения: Учебное пособие / С.П. Евсеев и др. - М.: Советский спорт, 2014. - 298 c.

  3. Интернет ресурсы.

http://lgoty-vsem.ru/lgoty/programma-dostupnaya-sreda-dlya-invalidov.html

http://интернат-котельнич.рф/dostupnaya-sreda