Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный
институт культуры»
В Е С Т Н И К
Восточно-Сибирского государственного
института культуры
Научный журнал по искусствоведению, культурологии,
историческим наукам
№3(3)
Улан-Удэ
Издательско-полиграфический комплекс
ФГБОУ ВО ВСГИК
2017

2
Учредитель: ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный
институт культуры»
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС77-68583 от 03 февраля 2017 г.
Федеральная служба по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Журнал включен в систему РИНЦ
Редакционная коллегия
Р.И. Пшеничникова, проф., академик МАН ВШ (гл. редактор);
Е.Ю. Перова, кан. эконом. наук, доцент (зам. гл. редактора);
И.С. Цыремпилова, д-р ист. наук, проф. (зам. гл. редактора);
И.Б. Батуева, д-р ист. наук, проф.; Т.Н. Бояк, д-р социол. наук, проф.;
Н.Б. Дашиева, д-р ист. наук, проф.; С.А. Езова, канд. пед. наук,
проф.; В.Л. Кургузов, д-р культурологии, проф.; В.Ц. Найдакова, д-р
искусствоведения, проф.; З.А. Серебрякова, д-р филол. наук, доцент;
С.Г. Степанова, канд. пед. наук, доцент; С.П. Татарова, д-р социол.
наук, проф.; С.А. Харитонова, канд. пед. наук, доцент (отв. секре-
тарь); Э.В. Хилханова, д-р филол. наук, проф.; Д.Л. Хилханов, д-р
социол. наук, проф.; Л.М. Хобракова, канд. филол. наук, доцент;
Н.Д. Хосомоев, канд. филол. наук, проф.; А.В. Чебунин, д-р филос.
наук, доцент.
В Е С Т Н И К Восточно-Сибирского государственного институ-
та культуры. – 2017. – №3(3)
Адрес издателя, редакции и типографии ФГБОУ ВО «Восточно-
Сибирский государственный институт культуры»
670031, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, д. 1.
Телефон: (3012) 23-29-83; e-mail: [email protected]
Выход в свет 24.11.2017. 70х108 1/16. Усл. печ. л. 10,5. Уч.-изд. л. 7,57.
Тираж 500 экз. Заказ №2218. Цена свободная.
Отпечатано в Издательско-полиграфическом комплексе ФГБОУ ВО
ВСГИК 670031, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1.
© ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный
институт культуры»», 2017.

3
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ...................................................................................... 5
Дашиева Н.Б.
КОНЦЕПТ «ДУША» В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ
ТЮРКО-МОНГОЛЬСКИХ НАРОДОВ СИБИРИ:
ИСТОРИКО-ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ......................................................... 5
Ваганова Е.В.
ПРИРОДНОЕ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ с. БОЛЬШАЯ РЕЧКА
КАБАНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ .................................................. 15
Татарова С.П., Харитонова С.А.
РОЛЬ КРАЕВЕДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ ............................................................................... 22
КУЛЬТУРОЛОГИЯ ................................................................................................ 27
Евменова Л. Н.
ПИЩЕВАЯ КУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ .... 27
Бояк Т.Н.
ЦЕННОСТИ: ПОНЯТИЕ, ДИНАМИКА В УСЛОВИЯХ
СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА .......................................... 34
Фалилеева О.Ю., Кондрашова Е.В.
ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ КУПЕЧЕСКОЙ ЧАЙНОЙ ЦЕРЕМОНИИ .... 41
Ринчинова Ю.С.
ГАДЖЕТЫ И ДЕВАЙСЫ В БИБЛИОТЕКЕ ....................................................... 47
Матвеева Е.В.
АРХИТЕКТУРА КЛУБА ДЛЯ СЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ ........................................ 50
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ........................................................................................ 56
Куницын О.И.
МУЗЫКА И ТРУД: К ПРОБЛЕМЕ «ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ»
(МУЗЫКИ НА ПРОИЗВОДСТВЕ) ........................................................................ 56
Степанова Л.А.
К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ СТИЛЯ BEL CANTO................................... 61
Чолий Я.М.
СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ХОРОВОГО ПИСЬМА
М. А. ПАРЦХАЛАДЗЕ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ДЖВАРИ» ........ 66
Цибудеева Н.Ц.
МАСТЕР-КЛАССЫ НЕМЕЦКОГО ДИРИЖЁРА ФРЕДА БУТТКЕВИЦА,
СЛАГАЕМЫЕ ЕГО МАСТЕРСТВА, НОВИЗНА ПОДХОДОВ ...................... 76
Багадаева А.Г.
«ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ» – СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БАЛЕТА БУРЯТИИ .............................................. 81

4
Гусейнова Т.Н., Нан-Хоо Я.А.
РЕЗЬБА ПО КАМНЮ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ
ТУВИНЦЕВ ............................................................................................................... 86
Никульская А.Б.
АНИМАЛИСТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В ЮВЕЛИРНОМ ИСКУССТВЕ
ДАШИ НАМДАКОВА ............................................................................................. 91
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА ............................. 96
Нагайцева Н.Д., Коновалова А.В.
ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ФГБОУ ВО ВСГИК –
ГКОУ СКОШИ №2 VIII ВИДА Г. УЛАН-УДЭ .................................................. 96
Дульская О.Ю.
АКТУАЛЬНОСТЬ ВОКАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
ТЕАТРАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ........................................................................ 103
Чолий М.Т.
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА УЧАЩИХСЯ
МУЗЫКАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА НА ОТДЕЛЕНИИ ..................................... 107
РЕЦЕНЗИИ ............................................................................................................ 114
Езова С.А.
«МАЛ ЗОЛОТНИК ДА ДОРОГ»: РАЗМЫШЛЕНИЯ О СЛОВАРЕ
ПО МЕТОДОЛОГИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В БИБЛИОТЕЧНОЙ ОТРАСЛИ ........................................................................ 114
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ .................................................................................. 118

96
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
УДК 37.013:069+376(571.54)
Нагайцева Н.Д., Коновалова А.В.
Nagaitseva N.D., Konovalova A.V.
ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ФГБОУ ВО
ВСГИК – ГКОУ СКОШИ №2 VIII ВИДА Г. УЛАН-УДЭ
SOCIAL PARTNERSHIP PERSPECTIVES OF EAST-SIBERIAN STATE
INSTITUTE OF CULTURE AND SPECIAL CORRECTIONAL COM-
PREHENSIVE SCHOOL №2 OF THE VIIIth
TYPE OF ULAN-UDE
CITY
Работа в проекте «Перспективы социального партнерства ФГБОУ
ВО ВСГИК – ГКОУ СКОШИ №2 VIII вида г. Улан-Удэ» позволит сущест-
венно преобразовать образовательную программу обучения гуманитарного
цикла (история, этика), внеся в нее главный компонент – практическую
составляющую. В качестве причин, позволяющих эффективно использо-
вать средства музейной педагогики, можно назвать приоритетные направ-
ления новых образовательных стандартов.
The work in the project «Social partnership of East-Siberian state insti-
tute of culture and special correctional comprehensive school №2 of the VIII
th
type of Ulan-Ude city» will significantly modernize the curriculum of teaching
Humanities (history, ethics) by introducing the main component – the practical
one. Among the reasons allowing to use the means of museum pedagogy effec-
tively are the priority directions in new educational standards.
Ключевые слова: музееведение, музейная педагогика, образова-
ние детей с умственной отсталостью, перспективы проектной деятельно-
сти.
Keywords: museology, museum pedagogy, education of mentally re-
tarted children, perspectives of project activity.
В основных политико-правовых документах образовательной поли-
тики России – Национальной доктрине образования до 2025 г. одним из
главных приоритетов выделяется «потребность общества в воспитании
граждан правового, демократического государства, уважающих права и
свободы личности, являющихся носителями гуманистических ценностных
ориентаций, обладающих высокой духовно-нравственной культурой» [1].
В связи с этим приоритетным направлением образовательной политики
становится обеспечение развивающего потенциала новых образователь-
ных стандартов.
Эти стандарты предусматривают, в том числе, и развитие образова-
ния, направленного на обучение детей с ограниченными возможностями
здоровья и особенно детей с умственной отсталостью. Данное направле-

97
ние образования формулирует цели и результаты обучения в виде сово-
купности компетенций, которыми должны обладать обучающиеся.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом (ФГОС) для умственно отсталых детей можно выделить две
группы компетенций. Первая группа – это социально-личностные (лично-
стные результаты) и вторая группа – образовательные компетенции (пред-
метные результаты). Формирование этих компетенций должно являться
результатом освоения ребенком адаптированной основной общеобразова-
тельной программы (АООП) общего образования.
Создание социального партнерства «коррекционная школа VIII ви-
да – ВУЗ», на наш взгляд, формируют перспективы его интеграции в учеб-
но-воспитательный процесс школы и будет способствовать достижению
выпускниками специальной коррекционной школы уровня, предусмотрен-
ного перспективной моделью выпускника коррекционной школы VIII ви-
да. Это предполагает формирование жизненной компетентности учащихся,
в том числе гражданско-патриотической позиции. Перспективы социаль-
ного партнерства предусматривают подготовку специалистов музейного
дела во ВСГИК для работы с такой категорией детей. Сегодня такие спе-
циалисты в области музейного дела практически не готовятся, но при их
наличии в условиях инклюзии и в условиях специального коррекционного
образования они могут быть востребованы на рынке труда.
В условиях внедрения новых ФГОС необходимо пересмотреть со-
держание образования категории детей с умственной отсталостью. Этому
будет способствовать разработка соответствующих методов обучения,
применение новых педагогических средств, использование инновацион-
ных технологий, которые определяются комплексным решением вопросов
технического, методического и кадрового обеспечения. Проведение совме-
стной социальной работы школы и вуза для образования и воспитания
данной категории детей откроет новые перспективы для развития допол-
нительных возможностей в зоне специального коррекционного и высшего
образования.
К перспективным условиям, необходимым для удовлетворения осо-
бых образовательных потребностей обучающихся с умственной отстало-
стью в школе-интернате, в рамках работы проекта относятся:
- практическая направленность всего образовательного процесса,
обеспечивающая овладение детьми с умственной отсталостью жизненны-
ми компетенциями;
- организация сопровождения образовательного процесса обучаю-
щихся преподавательским составом ВСГИК;
- постепенное расширение и уточнение представлений об окру-
жающей действительности от ближайшего окружения, ограниченного
рамками семьи и школы, до более удаленного и сложного, а именно, вхож-
дение в социум в ходе реализации совместного проекта «Перспективы со-
циального партнерства ФГБОУ ВО ВСГИК – ГКОУ СКОШИ №2 VIII ви-
да».

98
Проект «Перспективы социального партнерства ФГБОУ ВО
ВСГИК – ГКОУ СКОШИ №2 VIII вида г. Улан-Удэ» для обучающихся с
умственной отсталостью должен способствовать:
целенаправленному развитию обучающихся к взаимодействию с
социумом в условиях нового социального окружения для привития жиз-
ненных социально-бытовых компетенций;
формированию нравственных качеств обучающихся, способст-
вующих приобщению к культурным ценностям окружающего мира;
расширению круга общения, выходу обучающегося за пределы
семьи и образовательной организации.
Современный этап развития российской коррекционной педагогики
и специальной психологии характеризуется усилением внимания к углуб-
ленному изучению различных особенностей психического развития детей
с умственной отсталостью (с синдромом Дауна, олигофренией). Развитие
таких «особых» детей с применением средств музейной педагогики имеет
важное научно-практическое значение. В специальном коррекционном об-
разовании при создании психолого-педагогических условий, акцент в обу-
чении и воспитании «особых» детей направлен на развитие и выявление
положительных сторон личности учащихся, формирование у них правиль-
ных норм поведения, развитие творческого потенциала каждого ребенка.
Система специального коррекционного образовательного учреждения для
детей с интеллектуальными нарушениями призвана социально адаптиро-
вать ребенка к реалиям окружающего мира. В рамках Федерального госу-
дарственного образовательного стандарта определены основные пути раз-
вития системы обучения и воспитания детей с умственной отсталостью,
основные компоненты, позволяющие формировать жизненные компетен-
ции и проект «Перспективы социального партнерства ФГБОУ ВО ВСГИК
– ГКОУ СКОШИ №2 VIII вида г. Улан-Удэ» отвечает всем требованиям
образовательной политики Российской Федерации.
ФГБОУ ВО ВСГИК был выбран ГКОУ СКОШИ № 2 VIII вида г.
Улан-Удэ для проведения экспериментальной исследовательской научной
деятельности по введению ФГОС на уровне специального коррекционного
общего образования и для пересмотра организации внеурочной занятости
обучающихся с целью повышения уровня их социальной адаптации в об-
щество. Это условие и явилось отправной точкой и целью проекта «Пер-
спективы социального партнерства ФГБОУ ВО ВСГИК – ГКОУ СКОШИ
№2 VIII вида г. Улан-Удэ».
Модель коррекционно-развивающего пространства ГКОУ СКОШИ
№ 2 VIII вида предполагает два вида деятельности – учебную и внеуроч-
ную.
Учебная деятельность – это непосредственный процесс обучения с
классно-урочной и индивидуальной формой организации занятий. Вне-
урочная деятельность – это дополнительная занятость детей на базе шко-
лы в различных кружках и спортивных секциях.

99
ГКОУ СКОШИ №2 VIII вида обладает современными оснащенны-
ми кабинетами и залами. Это спортивный зал, библиотека, актовый зал,
специализированные предметные кабинеты, «музейная комната» при ка-
бинете истории, которые можно использовать для реализации проекта.
Наличие «музейной комнаты» при кабинете истории и знакомство ее руко-
водителя с кафедрой Музеологии и наследия ВСГИК подсказало идею
разработки совместного проекта. Проект разработан учителем истории
ГКОУ СКОШИ №2 VIII вида А.В. Коноваловой и доцентом кафедры Му-
зеологии и наследия, к.и.н., специалистом в области музейной педагогики
Н.Д. Нагайцевой. Обеспечение возможности осуществления совместного
инновационного проекта школы – интерната и института культуры на базе
ГКОУ СКОШИ №2 VIII вида является для Республики Бурятия актуаль-
ным, так как аналогов этому проекту в настоящее время нет.
Проект разработан в соответствии с Конституцией РФ; Федераль-
ным Законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 г. (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) «…Статья 28.
Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной ор-
ганизации…»; в соответствии с приказом министерства образования и
науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об утвержде-
нии федерального государственного образовательного стандарта образо-
вания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на-
рушениями»; «Конвенцией о правах ребенка»; «Декларацией прав ребен-
ка»; в соответствии с требованиями к условиям реализации основной об-
разовательной программы на основе ФГОС для умственно отсталых детей
по третьему варианту Стандарта (С).
Разработчиками проекта проанализирован мировой и отечествен-
ный опыт работы музеев с инвалидами всех категорий, в том числе и с
детьми с умственной отсталостью. В рамках подготовки проекта проводи-
лись творческие встречи учащихся и учителей СКОШИ №2 VIII вида во
ВСГИК, с преподавателями со студентами кафедры Музеологии и насле-
дия. Учащиеся школы посещали творческие мероприятия института, му-
зей кафедры, библиотеку и это способствовало выбору и введению в обра-
зовательную часть программы проекта эффективных, современных форм
обучения и организации досуга учащихся с использованием музейных
средств и форм, методик музейной педагогики, способствующих воспита-
нию такой категории детей.
Социальное партнерство в области комплексного использования
возможностей нового, ранее не использованного направления сотрудниче-
ства коррекционной школы VIII вида и вуза представляется востребован-
ным и для формирования профессиональных компетенций у студентов
ФГБОУ ВО ВСГИК, будущих сотрудников музеев. Так как в Республике
Бурятия в настоящее время нет подобных проектов, и работа в области му-
зейной педагогики с детьми с умственной отсталостью не разработана,
данный проект «Перспективы социального партнерства ФГБОУ ВО
ВСГИК – ГКОУ СКОШИ №2 VIII вида» является актуальным и иннова-
ционным в области образовательной политики.

100
Достижение стратегической цели и внедрения ФГОС в специаль-
ной коррекционной школе-интернате VIII вида, формирование жизненных
компетенций личности выпускника школы невозможно без использования
новейших педагогических технологий. Школа-интернат формирует систе-
му сопровождения и поддержки во время обучения учащихся не только в
усвоении учебных знаний, но и в освоении культуры, соответствующих
общественных норм поведения, учит детей с умственной отсталостью вы-
страивать отношения с социальными партнерами. Реализация социально
ориентированного проекта с осуществлением различных образовательных,
музейных, культурных программ, использование методов освоения чело-
веческой культуры, с помощью которых можно найти то или иное знание,
направлены, прежде всего, на развитие тех социальных умений, без кото-
рых невозможен личностный рост, обучение общению с социумом и стра-
тегиям поведения. Использование в проекте для работы с детьми с умст-
венной отсталостью всего современного арсенала музейной педагогики,
представленного ВСГИК: всевозможных акций, мероприятий, музейных
образовательных и культурных программ поможет выйти на более высо-
кий качественный уровень образования и воспитания детей данной кате-
гории.
Направления педагогической проектной инновации с целью разви-
тия личности ребенка с умственной отсталостью и его последующей со-
циализации, заключаются в осуществлении изменения подходов в работе с
этой категорией детей, с помощью нового содержания, методов, техноло-
гий, технических средств обучения. Проблема адаптации и социализации
детей с умственной отсталостью является значимой для Республики Буря-
тия. Проблема сформулирована с точки зрения того, чьим нуждам служит
проект.
Статистика и музейная практика показала, что учащиеся коррекци-
онных школ и интернатов не охвачены должным образом специальными
экскурсионными, образовательными, просветительными программами ре-
гиональных музеев, т.к. школьники не имеют физической возможности
стать участниками обычных музейных образовательных программ, а му-
зеи редко разрабатывают специальные программы для «особых» детей.
Музейная педагогика в современной школе является инновацион-
ной технологией в сфере личностного воспитания, особенно детей с умст-
венной отсталостью, создающей условия погружения личности в специ-
ально организованную предметно-пространственную среду. Предлагае-
мый музейный проект даст возможность не только экспериментировать с
материалами, но и создать особую атмосферу, благотворно влияющую на
эмоционально-психическое состояние «особых» детей и формировать у
них адекватное понятие и принятие внешнего мира.
Работа в проекте позволит существенно преобразовать образова-
тельные рабочие программы (история, этика, коррекционные занятия, до-
моводство, трудовое обучение), внеся в нее главный компонент – практи-
ческую составляющую на основе деятельности «музейной комнаты», по-
зволяющей эффективно использовать средства музейной педагогики. В

101
проекте определена единая программа по сохранению, популяризации и
актуализации регионального культурного наследия через реализацию кон-
кретных мероприятий, а также использование опыта разработки и прове-
дения музейных мероприятий кафедрой Музеологии и наследия ВСГИК.
Проект реализуется в следующих направлениях:
1. «Коррекционная школа VIII вида – ВУЗ». Определение перспек-
тивных направлений социального партнерства. Перспективным направле-
нием является обучение учителей, воспитателей, педагогов дополнитель-
ного образования специальных коррекционных школ, школ, имеющих
инклюзивное образование, музейных работников, библиотекарей Респуб-
лики Бурятия и соседних регионов для работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья. Данный проект является результатом изучения
психолого-медико-педагогических источников, специальной литературы,
анализа современных музейных, педагогических технологий, обобщения
опыта учителей ГКОУ СКОШИ № 2 VIII вида, участвующих в проекте по
вопросам социализации детей с умственной отсталостью, апробации ори-
гинальных идей, представляемых преподавателями и студентами кафедры
Музеологии и наследия ВСГИК.
2. «Музейный класс – место обучения, общения, досуга».
«Музейная комната» при кабинете истории СКОШИ №2 VIII вида
является одним из ресурсов для развития социализации и воспитания обу-
чающихся с умственной отсталостью в условиях введения ФГОС в кор-
рекционной школе-интернате VIII вида. Экспонатами «музейной комнаты»
является частная коллекция учителя истории А.В. Коноваловой. Помеще-
ние класса, «музейной комнаты», актового зала, холла школы можно ис-
пользовать для организации временных выставок, которые могут стать ба-
зой для проведения регулярных обучающих занятий, в том числе с исполь-
зованием проектной деятельности, осуществление которой не требует вы-
деления отдельного специального кабинета. Для кафедры Музеологии и
наследия «музейная комната» может стать базой для прохождения студен-
тами различных видов практики: фондовой, музейно-педагогической, экс-
курсионной, экспозиционной. Во время прохождения практик студенты
направления подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и
природного наследия» получат определенные умения и навыки в рамках
профессиональных компетенций соответствующего федерального образо-
вательного стандарта высшего образования. В том числе это будет опреде-
ленный опыт работы с «особыми» детьми, который может в будущем при-
годится при работе в музее.
3. «Кадровый потенциал». Работа по направлениям проекта пред-
полагает наличие квалифицированных кадров, владеющих педагогиче-
скими технологиями, способных вести эту работу. В рамках осуществле-
ния предлагаемой проектной программы планируется организация курсов
повышения квалификации для педагогов специальных коррекционных об-
разовательных учреждений VIII вида Республики Бурятии, учителей школ,
осуществляющих инклюзивное образование с привлечением специалистов
в области музейного дела, профессорско-преподавательских кадров

102
ВСГИК для подготовки специалистов по работе с детьми с ограниченны-
ми возможностями здоровья.
4. «Популяризация итогов проекта». В проект заложены возмож-
ности дальнейшего расширения вовлекаемой в проектную деятельность
аудитории, позволяющей применять данный опыт на уровень общешколь-
ных, городских, республиканских, региональных, межвузовских и всерос-
сийских научно-практических мероприятий. Содержательная сторона про-
екта заключается в разработке и экспериментальной апробации на уровне
СКОШИ № 2 VIII вида методики использования возможностей, предос-
тавляемых Восточно-Сибирским государственным институтом культуры,
для формирования жизненной компетентности детей с умственной отста-
лостью.
В проекте представлены традиционные и инновационные, интерак-
тивные формы работы. В реализации проекта четко определены сферы и
функции деятельности специалистов, отвечающих за направления работы.
Кафедра Музеологии и наследия ВСГИК осуществляет руководство про-
ектной деятельностью.
В проекте будут реализованы инновационные формы работы с
детьми-инвалидами с умственной отсталостью, способствующие социали-
зации детей:
- интерактивные постановки;
- музейные игры для детей;
- показ экспонатов в действии;
- живая экспозиция;
- музейные квест-игры;
- разнообразные музейные праздники.
В реализации программы предлагается целый комплекс эффектив-
ных форм музейной педагогики, объединенных единой темой, при обяза-
тельном использовании музейных предметов, активном участии учащихся
и использовании театральных атрибутов и элементов театрализации:
– экскурсии с музыкальным звуковым сопровождением (с элемен-
тами музыкальной терапии);
– экскурсии с элементами игровой терапии (игротерапия);
– экскурсии с элементами сказкотерапии и пр.
Итогом деятельности в рамках социального партнерства «Перспек-
тивы социального партнерства ФГБОУ ВО ВСГИК – ГКОУ СКОШИ № 2
VIII вида» предполагается:
- создание и апробация нормативно-правовой базы, научно-
методической литературы по реализации проекта и обобщение инноваци-
онной деятельности;
- повышение уровня профессиональной компетентности студентов
ВСГИК, подготовка музейных педагогов для работы с данной категорией
инвалидов;
- включение студентов в научно-исследовательскую работу педаго-
гической направленности для изучения особенностей работы с детьми с
ограниченными возможностями здоровья в специально для них организо-

103
ванной музейной среде (дети с интеллектуальными нарушениями, с рече-
выми, двигательными);
- осуществление музейными средствами воспитания, обучения,
развития детей с умственной отсталостью и формированию у них ключе-
вых образовательных компетенций;
- внедрение современных информационных и интерактивных инно-
вационных педагогических технологий в работу «музейной комнаты»
ГКОУ СКОШИ № 2 VIII вида;
- разработка дидактической концепции использования средств,
фондов школьного «музейного класса», создание методической базы;
- освещение итогов проекта «Перспективы социального партнерст-
ва ФГБОУ ВО ВСГИК – ГКОУ СКОШИ №2 VIII вида» в печатных изда-
ниях на разных уровнях;
- обобщение и распространение передового педагогического опыта
по реализации проекта в межвузовском пространстве.
Социальное партнерство ФГБОУ ВО ВСГИК – ГКОУ СКОШИ № 2
VIII вида отражает необходимый обществу и государству социальный за-
каз на воспитание гражданина своей Родины. Для реализации проекта не-
обходимо заключить договор СКОШИ № 2 VIII вида г. Улан-Удэ с центром
дополнительного образования ФГБОУ ВО ВСГИК по открытию курсов
для обучения специалистов для работы с данной категорией детей в усло-
виях реализации ФГОС, а также необходимо продумать финансовые за-
траты и экономическую составляющую. Необходимо наличие грантовой
поддержки проекта «Перспективы социального партнерства ФГБОУ ВО
ВСГИК – ГКОУ СКОШИ № 2 VIII вида».
Примечания
1. О Государственной программе «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг. : постановление Прави-
тельства Рос. Федерации : от 05.10.2010 № 795. URL:
http://base.garant.ru/199483 (дата обращения: 25.05.2017).