СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Нагайцева Н.Д., Коновалова А.В. ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ФГБОУ ВО ВСГИК – ГКОУ СКОШИ №2 VIII ВИДА Г. УЛАН-УДЭ

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья из научного журнала по искусствоведению, культурологии, историческим наукам системы РИНЦ, Вестник ВСГИК - раскрывет перспективы социокультурного сотрудничества "школа - ВУЗ".

Просмотр содержимого документа
«Статья "Нагайцева Н.Д., Коновалова А.В. ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ФГБОУ ВО ВСГИК – ГКОУ СКОШИ №2 VIII ВИДА Г. УЛАН-УДЭ»

Министерство культуры Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный

институт культуры»

В Е С Т Н И К

Восточно-Сибирского государственного

института культуры

Научный журнал по искусствоведению, культурологии,

историческим наукам

№3(3)

Улан-Удэ

Издательско-полиграфический комплекс

ФГБОУ ВО ВСГИК

2017

Page 2

2

Учредитель: ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный

институт культуры»

Свидетельство о регистрации

ПИ № ФС77-68583 от 03 февраля 2017 г.

Федеральная служба по надзору в сфере связи,

информационных технологий и массовых коммуникаций

(Роскомнадзор)

Журнал включен в систему РИНЦ

Редакционная коллегия

Р.И. Пшеничникова, проф., академик МАН ВШ (гл. редактор);

Е.Ю. Перова, кан. эконом. наук, доцент (зам. гл. редактора);

И.С. Цыремпилова, д-р ист. наук, проф. (зам. гл. редактора);

И.Б. Батуева, д-р ист. наук, проф.; Т.Н. Бояк, д-р социол. наук, проф.;

Н.Б. Дашиева, д-р ист. наук, проф.; С.А. Езова, канд. пед. наук,

проф.; В.Л. Кургузов, д-р культурологии, проф.; В.Ц. Найдакова, д-р

искусствоведения, проф.; З.А. Серебрякова, д-р филол. наук, доцент;

С.Г. Степанова, канд. пед. наук, доцент; С.П. Татарова, д-р социол.

наук, проф.; С.А. Харитонова, канд. пед. наук, доцент (отв. секре-

тарь); Э.В. Хилханова, д-р филол. наук, проф.; Д.Л. Хилханов, д-р

социол. наук, проф.; Л.М. Хобракова, канд. филол. наук, доцент;

Н.Д. Хосомоев, канд. филол. наук, проф.; А.В. Чебунин, д-р филос.

наук, доцент.

В Е С Т Н И К Восточно-Сибирского государственного институ-

та культуры. – 2017. – №3(3)

Адрес издателя, редакции и типографии ФГБОУ ВО «Восточно-

Сибирский государственный институт культуры»

670031, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, д. 1.

Телефон: (3012) 23-29-83; e-mail: [email protected]

Выход в свет 24.11.2017. 70х108 1/16. Усл. печ. л. 10,5. Уч.-изд. л. 7,57.

Тираж 500 экз. Заказ №2218. Цена свободная.

Отпечатано в Издательско-полиграфическом комплексе ФГБОУ ВО

ВСГИК 670031, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1.

© ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный

институт культуры»», 2017.

Page 3

3

СОДЕРЖАНИЕ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ...................................................................................... 5

Дашиева Н.Б.

КОНЦЕПТ «ДУША» В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ

ТЮРКО-МОНГОЛЬСКИХ НАРОДОВ СИБИРИ:

ИСТОРИКО-ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ......................................................... 5

Ваганова Е.В.

ПРИРОДНОЕ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ с. БОЛЬШАЯ РЕЧКА

КАБАНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ .................................................. 15

Татарова С.П., Харитонова С.А.

РОЛЬ КРАЕВЕДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ ............................................................................... 22

КУЛЬТУРОЛОГИЯ ................................................................................................ 27

Евменова Л. Н.

ПИЩЕВАЯ КУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ .... 27

Бояк Т.Н.

ЦЕННОСТИ: ПОНЯТИЕ, ДИНАМИКА В УСЛОВИЯХ

СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА .......................................... 34

Фалилеева О.Ю., Кондрашова Е.В.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ КУПЕЧЕСКОЙ ЧАЙНОЙ ЦЕРЕМОНИИ .... 41

Ринчинова Ю.С.

ГАДЖЕТЫ И ДЕВАЙСЫ В БИБЛИОТЕКЕ ....................................................... 47

Матвеева Е.В.

АРХИТЕКТУРА КЛУБА ДЛЯ СЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ ........................................ 50

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ........................................................................................ 56

Куницын О.И.

МУЗЫКА И ТРУД: К ПРОБЛЕМЕ «ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ»

(МУЗЫКИ НА ПРОИЗВОДСТВЕ) ........................................................................ 56

Степанова Л.А.

К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ СТИЛЯ BEL CANTO................................... 61

Чолий Я.М.

СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ХОРОВОГО ПИСЬМА

М. А. ПАРЦХАЛАДЗЕ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ДЖВАРИ» ........ 66

Цибудеева Н.Ц.

МАСТЕР-КЛАССЫ НЕМЕЦКОГО ДИРИЖЁРА ФРЕДА БУТТКЕВИЦА,

СЛАГАЕМЫЕ ЕГО МАСТЕРСТВА, НОВИЗНА ПОДХОДОВ ...................... 76

Багадаева А.Г.

«ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ» – СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БАЛЕТА БУРЯТИИ .............................................. 81

Page 4

4

Гусейнова Т.Н., Нан-Хоо Я.А.

РЕЗЬБА ПО КАМНЮ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

ТУВИНЦЕВ ............................................................................................................... 86

Никульская А.Б.

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В ЮВЕЛИРНОМ ИСКУССТВЕ

ДАШИ НАМДАКОВА ............................................................................................. 91

ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА ............................. 96

Нагайцева Н.Д., Коновалова А.В.

ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ФГБОУ ВО ВСГИК –

ГКОУ СКОШИ №2 VIII ВИДА Г. УЛАН-УДЭ .................................................. 96

Дульская О.Ю.

АКТУАЛЬНОСТЬ ВОКАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

ТЕАТРАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ........................................................................ 103

Чолий М.Т.

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА УЧАЩИХСЯ

МУЗЫКАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА НА ОТДЕЛЕНИИ ..................................... 107

РЕЦЕНЗИИ ............................................................................................................ 114

Езова С.А.

«МАЛ ЗОЛОТНИК ДА ДОРОГ»: РАЗМЫШЛЕНИЯ О СЛОВАРЕ

ПО МЕТОДОЛОГИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В БИБЛИОТЕЧНОЙ ОТРАСЛИ ........................................................................ 114

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ .................................................................................. 118



Page 96

96

ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

УДК 37.013:069+376(571.54)

Нагайцева Н.Д., Коновалова А.В.

Nagaitseva N.D., Konovalova A.V.

ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ФГБОУ ВО

ВСГИК – ГКОУ СКОШИ №2 VIII ВИДА Г. УЛАН-УДЭ

SOCIAL PARTNERSHIP PERSPECTIVES OF EAST-SIBERIAN STATE

INSTITUTE OF CULTURE AND SPECIAL CORRECTIONAL COM-

PREHENSIVE SCHOOL №2 OF THE VIIIth

TYPE OF ULAN-UDE

CITY

Работа в проекте «Перспективы социального партнерства ФГБОУ

ВО ВСГИК – ГКОУ СКОШИ №2 VIII вида г. Улан-Удэ» позволит сущест-

венно преобразовать образовательную программу обучения гуманитарного

цикла (история, этика), внеся в нее главный компонент – практическую

составляющую. В качестве причин, позволяющих эффективно использо-

вать средства музейной педагогики, можно назвать приоритетные направ-

ления новых образовательных стандартов.

The work in the project «Social partnership of East-Siberian state insti-

tute of culture and special correctional comprehensive school №2 of the VIII

th

type of Ulan-Ude city» will significantly modernize the curriculum of teaching

Humanities (history, ethics) by introducing the main component – the practical

one. Among the reasons allowing to use the means of museum pedagogy effec-

tively are the priority directions in new educational standards.

Ключевые слова: музееведение, музейная педагогика, образова-

ние детей с умственной отсталостью, перспективы проектной деятельно-

сти.

Keywords: museology, museum pedagogy, education of mentally re-

tarted children, perspectives of project activity.

В основных политико-правовых документах образовательной поли-

тики России – Национальной доктрине образования до 2025 г. одним из

главных приоритетов выделяется «потребность общества в воспитании

граждан правового, демократического государства, уважающих права и

свободы личности, являющихся носителями гуманистических ценностных

ориентаций, обладающих высокой духовно-нравственной культурой» [1].

В связи с этим приоритетным направлением образовательной политики

становится обеспечение развивающего потенциала новых образователь-

ных стандартов.

Эти стандарты предусматривают, в том числе, и развитие образова-

ния, направленного на обучение детей с ограниченными возможностями

здоровья и особенно детей с умственной отсталостью. Данное направле-

Page 97

97

ние образования формулирует цели и результаты обучения в виде сово-

купности компетенций, которыми должны обладать обучающиеся.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным

стандартом (ФГОС) для умственно отсталых детей можно выделить две

группы компетенций. Первая группа – это социально-личностные (лично-

стные результаты) и вторая группа – образовательные компетенции (пред-

метные результаты). Формирование этих компетенций должно являться

результатом освоения ребенком адаптированной основной общеобразова-

тельной программы (АООП) общего образования.

Создание социального партнерства «коррекционная школа VIII ви-

да – ВУЗ», на наш взгляд, формируют перспективы его интеграции в учеб-

но-воспитательный процесс школы и будет способствовать достижению

выпускниками специальной коррекционной школы уровня, предусмотрен-

ного перспективной моделью выпускника коррекционной школы VIII ви-

да. Это предполагает формирование жизненной компетентности учащихся,

в том числе гражданско-патриотической позиции. Перспективы социаль-

ного партнерства предусматривают подготовку специалистов музейного

дела во ВСГИК для работы с такой категорией детей. Сегодня такие спе-

циалисты в области музейного дела практически не готовятся, но при их

наличии в условиях инклюзии и в условиях специального коррекционного

образования они могут быть востребованы на рынке труда.

В условиях внедрения новых ФГОС необходимо пересмотреть со-

держание образования категории детей с умственной отсталостью. Этому

будет способствовать разработка соответствующих методов обучения,

применение новых педагогических средств, использование инновацион-

ных технологий, которые определяются комплексным решением вопросов

технического, методического и кадрового обеспечения. Проведение совме-

стной социальной работы школы и вуза для образования и воспитания

данной категории детей откроет новые перспективы для развития допол-

нительных возможностей в зоне специального коррекционного и высшего

образования.

К перспективным условиям, необходимым для удовлетворения осо-

бых образовательных потребностей обучающихся с умственной отстало-

стью в школе-интернате, в рамках работы проекта относятся:

- практическая направленность всего образовательного процесса,

обеспечивающая овладение детьми с умственной отсталостью жизненны-

ми компетенциями;

- организация сопровождения образовательного процесса обучаю-

щихся преподавательским составом ВСГИК;

- постепенное расширение и уточнение представлений об окру-

жающей действительности от ближайшего окружения, ограниченного

рамками семьи и школы, до более удаленного и сложного, а именно, вхож-

дение в социум в ходе реализации совместного проекта «Перспективы со-

циального партнерства ФГБОУ ВО ВСГИК – ГКОУ СКОШИ №2 VIII ви-

да».

Page 98

98

Проект «Перспективы социального партнерства ФГБОУ ВО

ВСГИК – ГКОУ СКОШИ №2 VIII вида г. Улан-Удэ» для обучающихся с

умственной отсталостью должен способствовать:

целенаправленному развитию обучающихся к взаимодействию с

социумом в условиях нового социального окружения для привития жиз-

ненных социально-бытовых компетенций;

формированию нравственных качеств обучающихся, способст-

вующих приобщению к культурным ценностям окружающего мира;

расширению круга общения, выходу обучающегося за пределы

семьи и образовательной организации.

Современный этап развития российской коррекционной педагогики

и специальной психологии характеризуется усилением внимания к углуб-

ленному изучению различных особенностей психического развития детей

с умственной отсталостью (с синдромом Дауна, олигофренией). Развитие

таких «особых» детей с применением средств музейной педагогики имеет

важное научно-практическое значение. В специальном коррекционном об-

разовании при создании психолого-педагогических условий, акцент в обу-

чении и воспитании «особых» детей направлен на развитие и выявление

положительных сторон личности учащихся, формирование у них правиль-

ных норм поведения, развитие творческого потенциала каждого ребенка.

Система специального коррекционного образовательного учреждения для

детей с интеллектуальными нарушениями призвана социально адаптиро-

вать ребенка к реалиям окружающего мира. В рамках Федерального госу-

дарственного образовательного стандарта определены основные пути раз-

вития системы обучения и воспитания детей с умственной отсталостью,

основные компоненты, позволяющие формировать жизненные компетен-

ции и проект «Перспективы социального партнерства ФГБОУ ВО ВСГИК

– ГКОУ СКОШИ №2 VIII вида г. Улан-Удэ» отвечает всем требованиям

образовательной политики Российской Федерации.

ФГБОУ ВО ВСГИК был выбран ГКОУ СКОШИ № 2 VIII вида г.

Улан-Удэ для проведения экспериментальной исследовательской научной

деятельности по введению ФГОС на уровне специального коррекционного

общего образования и для пересмотра организации внеурочной занятости

обучающихся с целью повышения уровня их социальной адаптации в об-

щество. Это условие и явилось отправной точкой и целью проекта «Пер-

спективы социального партнерства ФГБОУ ВО ВСГИК – ГКОУ СКОШИ

№2 VIII вида г. Улан-Удэ».

Модель коррекционно-развивающего пространства ГКОУ СКОШИ

№ 2 VIII вида предполагает два вида деятельности – учебную и внеуроч-

ную.

Учебная деятельность – это непосредственный процесс обучения с

классно-урочной и индивидуальной формой организации занятий. Вне-

урочная деятельность – это дополнительная занятость детей на базе шко-

лы в различных кружках и спортивных секциях.

Page 99

99

ГКОУ СКОШИ №2 VIII вида обладает современными оснащенны-

ми кабинетами и залами. Это спортивный зал, библиотека, актовый зал,

специализированные предметные кабинеты, «музейная комната» при ка-

бинете истории, которые можно использовать для реализации проекта.

Наличие «музейной комнаты» при кабинете истории и знакомство ее руко-

водителя с кафедрой Музеологии и наследия ВСГИК подсказало идею

разработки совместного проекта. Проект разработан учителем истории

ГКОУ СКОШИ №2 VIII вида А.В. Коноваловой и доцентом кафедры Му-

зеологии и наследия, к.и.н., специалистом в области музейной педагогики

Н.Д. Нагайцевой. Обеспечение возможности осуществления совместного

инновационного проекта школы – интерната и института культуры на базе

ГКОУ СКОШИ №2 VIII вида является для Республики Бурятия актуаль-

ным, так как аналогов этому проекту в настоящее время нет.

Проект разработан в соответствии с Конституцией РФ; Федераль-

ным Законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29

декабря 2012 г. (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) «…Статья 28.

Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной ор-

ганизации…»; в соответствии с приказом министерства образования и

науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об утвержде-

нии федерального государственного образовательного стандарта образо-

вания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на-

рушениями»; «Конвенцией о правах ребенка»; «Декларацией прав ребен-

ка»; в соответствии с требованиями к условиям реализации основной об-

разовательной программы на основе ФГОС для умственно отсталых детей

по третьему варианту Стандарта (С).

Разработчиками проекта проанализирован мировой и отечествен-

ный опыт работы музеев с инвалидами всех категорий, в том числе и с

детьми с умственной отсталостью. В рамках подготовки проекта проводи-

лись творческие встречи учащихся и учителей СКОШИ №2 VIII вида во

ВСГИК, с преподавателями со студентами кафедры Музеологии и насле-

дия. Учащиеся школы посещали творческие мероприятия института, му-

зей кафедры, библиотеку и это способствовало выбору и введению в обра-

зовательную часть программы проекта эффективных, современных форм

обучения и организации досуга учащихся с использованием музейных

средств и форм, методик музейной педагогики, способствующих воспита-

нию такой категории детей.

Социальное партнерство в области комплексного использования

возможностей нового, ранее не использованного направления сотрудниче-

ства коррекционной школы VIII вида и вуза представляется востребован-

ным и для формирования профессиональных компетенций у студентов

ФГБОУ ВО ВСГИК, будущих сотрудников музеев. Так как в Республике

Бурятия в настоящее время нет подобных проектов, и работа в области му-

зейной педагогики с детьми с умственной отсталостью не разработана,

данный проект «Перспективы социального партнерства ФГБОУ ВО

ВСГИК – ГКОУ СКОШИ №2 VIII вида» является актуальным и иннова-

ционным в области образовательной политики.

Page 100

100

Достижение стратегической цели и внедрения ФГОС в специаль-

ной коррекционной школе-интернате VIII вида, формирование жизненных

компетенций личности выпускника школы невозможно без использования

новейших педагогических технологий. Школа-интернат формирует систе-

му сопровождения и поддержки во время обучения учащихся не только в

усвоении учебных знаний, но и в освоении культуры, соответствующих

общественных норм поведения, учит детей с умственной отсталостью вы-

страивать отношения с социальными партнерами. Реализация социально

ориентированного проекта с осуществлением различных образовательных,

музейных, культурных программ, использование методов освоения чело-

веческой культуры, с помощью которых можно найти то или иное знание,

направлены, прежде всего, на развитие тех социальных умений, без кото-

рых невозможен личностный рост, обучение общению с социумом и стра-

тегиям поведения. Использование в проекте для работы с детьми с умст-

венной отсталостью всего современного арсенала музейной педагогики,

представленного ВСГИК: всевозможных акций, мероприятий, музейных

образовательных и культурных программ поможет выйти на более высо-

кий качественный уровень образования и воспитания детей данной кате-

гории.

Направления педагогической проектной инновации с целью разви-

тия личности ребенка с умственной отсталостью и его последующей со-

циализации, заключаются в осуществлении изменения подходов в работе с

этой категорией детей, с помощью нового содержания, методов, техноло-

гий, технических средств обучения. Проблема адаптации и социализации

детей с умственной отсталостью является значимой для Республики Буря-

тия. Проблема сформулирована с точки зрения того, чьим нуждам служит

проект.

Статистика и музейная практика показала, что учащиеся коррекци-

онных школ и интернатов не охвачены должным образом специальными

экскурсионными, образовательными, просветительными программами ре-

гиональных музеев, т.к. школьники не имеют физической возможности

стать участниками обычных музейных образовательных программ, а му-

зеи редко разрабатывают специальные программы для «особых» детей.

Музейная педагогика в современной школе является инновацион-

ной технологией в сфере личностного воспитания, особенно детей с умст-

венной отсталостью, создающей условия погружения личности в специ-

ально организованную предметно-пространственную среду. Предлагае-

мый музейный проект даст возможность не только экспериментировать с

материалами, но и создать особую атмосферу, благотворно влияющую на

эмоционально-психическое состояние «особых» детей и формировать у

них адекватное понятие и принятие внешнего мира.

Работа в проекте позволит существенно преобразовать образова-

тельные рабочие программы (история, этика, коррекционные занятия, до-

моводство, трудовое обучение), внеся в нее главный компонент – практи-

ческую составляющую на основе деятельности «музейной комнаты», по-

зволяющей эффективно использовать средства музейной педагогики. В

Page 101

101

проекте определена единая программа по сохранению, популяризации и

актуализации регионального культурного наследия через реализацию кон-

кретных мероприятий, а также использование опыта разработки и прове-

дения музейных мероприятий кафедрой Музеологии и наследия ВСГИК.

Проект реализуется в следующих направлениях:

1. «Коррекционная школа VIII вида – ВУЗ». Определение перспек-

тивных направлений социального партнерства. Перспективным направле-

нием является обучение учителей, воспитателей, педагогов дополнитель-

ного образования специальных коррекционных школ, школ, имеющих

инклюзивное образование, музейных работников, библиотекарей Респуб-

лики Бурятия и соседних регионов для работы с детьми с ограниченными

возможностями здоровья. Данный проект является результатом изучения

психолого-медико-педагогических источников, специальной литературы,

анализа современных музейных, педагогических технологий, обобщения

опыта учителей ГКОУ СКОШИ № 2 VIII вида, участвующих в проекте по

вопросам социализации детей с умственной отсталостью, апробации ори-

гинальных идей, представляемых преподавателями и студентами кафедры

Музеологии и наследия ВСГИК.

2. «Музейный класс – место обучения, общения, досуга».

«Музейная комната» при кабинете истории СКОШИ №2 VIII вида

является одним из ресурсов для развития социализации и воспитания обу-

чающихся с умственной отсталостью в условиях введения ФГОС в кор-

рекционной школе-интернате VIII вида. Экспонатами «музейной комнаты»

является частная коллекция учителя истории А.В. Коноваловой. Помеще-

ние класса, «музейной комнаты», актового зала, холла школы можно ис-

пользовать для организации временных выставок, которые могут стать ба-

зой для проведения регулярных обучающих занятий, в том числе с исполь-

зованием проектной деятельности, осуществление которой не требует вы-

деления отдельного специального кабинета. Для кафедры Музеологии и

наследия «музейная комната» может стать базой для прохождения студен-

тами различных видов практики: фондовой, музейно-педагогической, экс-

курсионной, экспозиционной. Во время прохождения практик студенты

направления подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и

природного наследия» получат определенные умения и навыки в рамках

профессиональных компетенций соответствующего федерального образо-

вательного стандарта высшего образования. В том числе это будет опреде-

ленный опыт работы с «особыми» детьми, который может в будущем при-

годится при работе в музее.

3. «Кадровый потенциал». Работа по направлениям проекта пред-

полагает наличие квалифицированных кадров, владеющих педагогиче-

скими технологиями, способных вести эту работу. В рамках осуществле-

ния предлагаемой проектной программы планируется организация курсов

повышения квалификации для педагогов специальных коррекционных об-

разовательных учреждений VIII вида Республики Бурятии, учителей школ,

осуществляющих инклюзивное образование с привлечением специалистов

в области музейного дела, профессорско-преподавательских кадров

Page 102

102

ВСГИК для подготовки специалистов по работе с детьми с ограниченны-

ми возможностями здоровья.

4. «Популяризация итогов проекта». В проект заложены возмож-

ности дальнейшего расширения вовлекаемой в проектную деятельность

аудитории, позволяющей применять данный опыт на уровень общешколь-

ных, городских, республиканских, региональных, межвузовских и всерос-

сийских научно-практических мероприятий. Содержательная сторона про-

екта заключается в разработке и экспериментальной апробации на уровне

СКОШИ № 2 VIII вида методики использования возможностей, предос-

тавляемых Восточно-Сибирским государственным институтом культуры,

для формирования жизненной компетентности детей с умственной отста-

лостью.

В проекте представлены традиционные и инновационные, интерак-

тивные формы работы. В реализации проекта четко определены сферы и

функции деятельности специалистов, отвечающих за направления работы.

Кафедра Музеологии и наследия ВСГИК осуществляет руководство про-

ектной деятельностью.

В проекте будут реализованы инновационные формы работы с

детьми-инвалидами с умственной отсталостью, способствующие социали-

зации детей:

- интерактивные постановки;

- музейные игры для детей;

- показ экспонатов в действии;

- живая экспозиция;

- музейные квест-игры;

- разнообразные музейные праздники.

В реализации программы предлагается целый комплекс эффектив-

ных форм музейной педагогики, объединенных единой темой, при обяза-

тельном использовании музейных предметов, активном участии учащихся

и использовании театральных атрибутов и элементов театрализации:

– экскурсии с музыкальным звуковым сопровождением (с элемен-

тами музыкальной терапии);

– экскурсии с элементами игровой терапии (игротерапия);

– экскурсии с элементами сказкотерапии и пр.

Итогом деятельности в рамках социального партнерства «Перспек-

тивы социального партнерства ФГБОУ ВО ВСГИК – ГКОУ СКОШИ № 2

VIII вида» предполагается:

- создание и апробация нормативно-правовой базы, научно-

методической литературы по реализации проекта и обобщение инноваци-

онной деятельности;

- повышение уровня профессиональной компетентности студентов

ВСГИК, подготовка музейных педагогов для работы с данной категорией

инвалидов;

- включение студентов в научно-исследовательскую работу педаго-

гической направленности для изучения особенностей работы с детьми с

ограниченными возможностями здоровья в специально для них организо-

Page 103

103

ванной музейной среде (дети с интеллектуальными нарушениями, с рече-

выми, двигательными);

- осуществление музейными средствами воспитания, обучения,

развития детей с умственной отсталостью и формированию у них ключе-

вых образовательных компетенций;

- внедрение современных информационных и интерактивных инно-

вационных педагогических технологий в работу «музейной комнаты»

ГКОУ СКОШИ № 2 VIII вида;

- разработка дидактической концепции использования средств,

фондов школьного «музейного класса», создание методической базы;

- освещение итогов проекта «Перспективы социального партнерст-

ва ФГБОУ ВО ВСГИК – ГКОУ СКОШИ №2 VIII вида» в печатных изда-

ниях на разных уровнях;

- обобщение и распространение передового педагогического опыта

по реализации проекта в межвузовском пространстве.

Социальное партнерство ФГБОУ ВО ВСГИК – ГКОУ СКОШИ № 2

VIII вида отражает необходимый обществу и государству социальный за-

каз на воспитание гражданина своей Родины. Для реализации проекта не-

обходимо заключить договор СКОШИ № 2 VIII вида г. Улан-Удэ с центром

дополнительного образования ФГБОУ ВО ВСГИК по открытию курсов

для обучения специалистов для работы с данной категорией детей в усло-

виях реализации ФГОС, а также необходимо продумать финансовые за-

траты и экономическую составляющую. Необходимо наличие грантовой

поддержки проекта «Перспективы социального партнерства ФГБОУ ВО

ВСГИК – ГКОУ СКОШИ № 2 VIII вида».

Примечания

1. О Государственной программе «Патриотическое воспитание

граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг. : постановление Прави-

тельства Рос. Федерации : от 05.10.2010 № 795. URL:

http://base.garant.ru/199483 (дата обращения: 25.05.2017).