СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Нейроигры в работе учителя-логопеда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен материал по применению нейропсихологичеких игр и упражнений в работе учителя-логопеда. Данный материал может быть использован специалистами ДОУ и родителями дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Нейроигры в работе учителя-логопеда"»

Нейроигры в работе учителя-логопеда

Нейропсихология - это наука, изучающая психические процессы, происходящие в головном мозге. С ее помощью удается определить восприятие окружающего мира, внимание, ориентацию в пространстве, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику. Все эти процессы являются основой, при помощи которой можно точно определить насколько успешно идет развитие ребенка и его обучаемость.

Нейропсихологические игры, упражнения - эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений. К ним относится: гиперактивность, синдром дефицита внимания, задержка развития и другие.

Для детей подобная методика полностью безопасна, не вызывает никаких нежелательных проявлений. При правильном и квалифицированном подходе удается достичь высоких результатов.

Нейропсихологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Нейрофизиологические игры - гимнастика для мозга. Они помогают развивать умственные способности личности через выполнение определенного рода заданий, помогают сбалансировано развивать оба полушария головного мозга. Становление межполушарных связей происходит у детей до определенного возраста: у девочек – до 7 лет; у мальчиков – до 8 – 8,5 лет.

Нейропсихологические игры, упражнения для детей помогают улучшить ситуацию в таких случаях:

задержка речевого развития (ЗРР);

проблемы с психическим развитием (ЗПР) – этот недостаток может сочетаться с предыдущим;

синдром гиперактивности и дефицита внимания;

аутизм;

расстройства эмоционального и умственного характера;

недоразвитость мозга;

речевое недоразвитие у детей (ТНР).

 Что нейропсихологические игры, упражнения развивают:

память;

внимание;

виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное и др.

логику;

умение делать прогнозы;

умение приходить к выводам, основываясь на разных факторах.

  

1. «Нейротаблицы на внимание»

 В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, цифры, числа, русский и английский алфавит и т. д. Можно полностью изменить изображения по Вашим педагогическим потребностям. Можно играть всей группой на скорость. Можно делиться на команды или научить детей играть вдвоем. Также в эту игру можно играть одному.

2. «Веселые пальчики»

Здесь ребенок называет картинку и поднимает пальчик с нужным цветом. Сначала играем с одной картинкой на две руки, а затем на каждую руку используем разные картинки.

3. «Узнай цифру на ощупь»

В мешочек складываются вырезанные цифры, ребенок в него запускает руку и ищет предложенную цифру.

4. «Составь фигуру»

Ребенку предлагают из нескольких частей сложить геометрическую фигуру: квадрат, круг, прямоугольник.

5. «Молчу — шепчу — кричу»

Следует придумать знаки, которые обозначают, что именно нужно делать: молчать, шептать или кричать и показывать их ребенку. Он должен реагировать соответствующим образом.

Примеры некоторых нейропсихологических упражнений, которые могут быть использованы в логопедической работе:

Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.

- Двуручное рисование.

- Межполушарная доска.

Инструкция : двумя руками одновременно проведи по линиям, произнося звук Р (любой автоматизируемый звук).

Упражнение «Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. При этом я адаптировала ее для автоматизации звуков в слогах.

Инструкция : соединяй большие пальчики с остальными и произноси слог РА (или цепочку слогов РА-РО-РУ-РЫ)

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

Использую эту игру для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков .

Инструкция : если услышишь звук Р

— ставь кулак, звук РЬ — ставь ладонь.

2 вариант: звук С — кулак,

звук З - ребро, звук Ц — ладонь.

Игры с мячами

(обычными, прыгунами, кинезиологическими )

Инструкция: на звук Ш отбивай мяч правой рукой, на звук Ж левой.

2 вариант: если назову один предмет, отбивай правой рукой мяч, если много — левой.

3 вариант: если назову живой предмет -отбивай мяч правой рукой, если неживой — левой.

Игра «Хлопни, топни, покажи кулак» 

Это работа над темпом, ритмом речи. А так же у ребенка формируется внимание, зрительная память, быстрота реакции, способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации.

Систематическое использование нейропсихологических упражнений и игр оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развития интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников с нарушениями речи.



Фотоматериал

Межполушарное взаимодействие




Нейроигры


























Источники:

  • https://solncesvet.ru/magazine_work/54967/

  • https://multiurok.ru/files/neiroigry-v-rabote-logopeda-1.html

  • https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/nejroigri_i_uprazhneniya_v_rabote_uchitelya_logopeda_184750.html