Нейроигры в работе учителя-логопеда
Нейропсихология - это наука, изучающая психические процессы, происходящие в головном мозге. С ее помощью удается определить восприятие окружающего мира, внимание, ориентацию в пространстве, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику. Все эти процессы являются основой, при помощи которой можно точно определить насколько успешно идет развитие ребенка и его обучаемость.
Нейропсихологические игры, упражнения - эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений. К ним относится: гиперактивность, синдром дефицита внимания, задержка развития и другие.
Для детей подобная методика полностью безопасна, не вызывает никаких нежелательных проявлений. При правильном и квалифицированном подходе удается достичь высоких результатов.
Нейропсихологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
Нейрофизиологические игры - гимнастика для мозга. Они помогают развивать умственные способности личности через выполнение определенного рода заданий, помогают сбалансировано развивать оба полушария головного мозга. Становление межполушарных связей происходит у детей до определенного возраста: у девочек – до 7 лет; у мальчиков – до 8 – 8,5 лет.
Нейропсихологические игры, упражнения для детей помогают улучшить ситуацию в таких случаях:
задержка речевого развития (ЗРР);
проблемы с психическим развитием (ЗПР) – этот недостаток может сочетаться с предыдущим;
синдром гиперактивности и дефицита внимания;
аутизм;
расстройства эмоционального и умственного характера;
недоразвитость мозга;
речевое недоразвитие у детей (ТНР).
Что нейропсихологические игры, упражнения развивают:
память;
внимание;
виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное и др.
логику;
умение делать прогнозы;
умение приходить к выводам, основываясь на разных факторах.
1. «Нейротаблицы на внимание»
В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, цифры, числа, русский и английский алфавит и т. д. Можно полностью изменить изображения по Вашим педагогическим потребностям. Можно играть всей группой на скорость. Можно делиться на команды или научить детей играть вдвоем. Также в эту игру можно играть одному.
2. «Веселые пальчики»
Здесь ребенок называет картинку и поднимает пальчик с нужным цветом. Сначала играем с одной картинкой на две руки, а затем на каждую руку используем разные картинки.
3. «Узнай цифру на ощупь»
В мешочек складываются вырезанные цифры, ребенок в него запускает руку и ищет предложенную цифру.
4. «Составь фигуру»
Ребенку предлагают из нескольких частей сложить геометрическую фигуру: квадрат, круг, прямоугольник.
5. «Молчу — шепчу — кричу»
Следует придумать знаки, которые обозначают, что именно нужно делать: молчать, шептать или кричать и показывать их ребенку. Он должен реагировать соответствующим образом.
Примеры некоторых нейропсихологических упражнений, которые могут быть использованы в логопедической работе:
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.
- Двуручное рисование.
- Межполушарная доска.
Инструкция : двумя руками одновременно проведи по линиям, произнося звук Р (любой автоматизируемый звук).
Упражнение «Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. При этом я адаптировала ее для автоматизации звуков в слогах.
Инструкция : соединяй большие пальчики с остальными и произноси слог РА (или цепочку слогов РА-РО-РУ-РЫ)
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»
Использую эту игру для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков .
Инструкция : если услышишь звук Р
— ставь кулак, звук РЬ — ставь ладонь.
2 вариант: звук С — кулак,
звук З - ребро, звук Ц — ладонь.
Игры с мячами
(обычными, прыгунами, кинезиологическими )
Инструкция: на звук Ш отбивай мяч правой рукой, на звук Ж левой.
2 вариант: если назову один предмет, отбивай правой рукой мяч, если много — левой.
3 вариант: если назову живой предмет -отбивай мяч правой рукой, если неживой — левой.
Игра «Хлопни, топни, покажи кулак»
Это работа над темпом, ритмом речи. А так же у ребенка формируется внимание, зрительная память, быстрота реакции, способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации.
Систематическое использование нейропсихологических упражнений и игр оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развития интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников с нарушениями речи.
Фотоматериал
Межполушарное взаимодействие
Нейроигры
Источники:
https://solncesvet.ru/magazine_work/54967/
https://multiurok.ru/files/neiroigry-v-rabote-logopeda-1.html
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/nejroigri_i_uprazhneniya_v_rabote_uchitelya_logopeda_184750.html