Некоторые аспекты изучения производных предлогов.
I
Содержание программы (полного) общего образования по русскому языку включает формирование языковой и лингвистической компетенции учащихся, что предполагает овладение языковых норм и их основных особенностей. Как показывает опыт, у учащихся вызывают затруднения случаи, связанные с нарушением грамматической связи (управления) в словосочетаниях, в состав которых входят производные предлоги:
Благодаря (чему?) правилам орфографии
Согласно (чему?) условиям договора
Ко всему, неумение идентифицировать производные предлоги может стать причиной ошибок , так как выбор правильного написания часто зависит от умения учащихся различать самостоятельные и служебные части речи.
Поскольку предлоги, по меткому определению известного лингвиста В.А. Богородицкого, - это «словечки отношений», я помогаю учащимся понять, что предлоги наравне с окончаниями участвуют в установлении отношений между словами, что и определяет наиболее распространённые значения всех предлогов, которых в русском языке около 200.
Выясняем основные значения:
- пространственные (остановиться вблизи станции)
- временные (в течение зимы)
- объектные (спешить навстречу однокласснику)
- определительные (книга с иллюстрациями)
- количественно-определительные (груз около 5 килограммов)
- причинные (благодаря помощи друга)
- целевые (приготовить тезисы для доклада)
и другие значения.
Функции производных предлогов рассматриваем одновременно с синонимичными им непроизводными предлогами.
Выучить за час – выучить в течение часа.
Из-за морозов – вследствие морозов.
Договориться об экскурсии – договориться насчёт экскурсии.
Но необходимо иметь ввиду, что такие замены не всегда возможны. Например, в сочетании «в течение урока» (анализировать изобразительно-выразительные средства языка). В таком случае предлагаю учащимся заменить предложно-падежную конструкцию синонимичной беспредложной (в течение всего урока – весь урок).
Последовательное обращение к грамматическим значениям предложно-падежных форм при изучении словосочетаний и предложений способствует как развитию логического мышления учащихся, так и развитию навыков синтаксического разбора.
На следующем этапе работы предлагаю произвести замену производных предлогов непроизводными и наоборот (около школы разбили цветник – у школы разбили цветник).
Показателем принадлежности тех или иных слов к предлогам являются системные связи этих слов с различными предлогами. Предлог сзади синонимичен за и позади, и противопоставлен другим предлогам с пространственным значением (перед, впереди, в, внутри, около).
Наиболее трудным для учащихся является сравнение производных предлогов с омонимичными частями речи, так как без этого невозможно осмысленное отнесение соответствующих слов к служебным частям речи, что чревато появлением орфографических ошибок (вследствие усталости – в следствии по делу).
Знание происхождения производных предлогов помогает лучше усвоить их грамматические признаки и отличие от омонимичных самостоятельных частей речи.
Наречные предлоги – переход одной части речи в другую.
Холмы остались позади (наречие).
Позади берёзок росли две осинки.
Отымённые предлоги часто образованы из сочетания существительного с предлогом и реже – без предлога.
Вследствие усталости; доказать путём эксперимента.
Отглагольные предлоги, как и другие производные предлоги, образованы от самостоятельной части речи (в данном случае глагола) путём утраты своего грамматического значения и морфологических признаков.
Благодаря обстоятельствам (включая, спустя и др.)
При работе с производными предлогами я иногда прибегаю к исторической справке. В работе мне помогают несложные опорные конспекты, которые дают учащимся более полные представления о данном языковом явлении и о причине возможных ошибок.
Благодарить
в
место Благодаря только
(
согласно, вопреки)
из-за по причине,
по причине вызывающей
вследствие желаемый результат
Дательный
Падеж
1. Благодаря кому-либо
(т.е. вследствие чьей-нибудь помощи)
2. Благодаря чему-нибудь…
(т.е. по причине, вследствие чего-нибудь)
Р
одительный падеж только ХIХ в. благодаря чего
почему?
Р
одительный падеж современный язык
это ложная аналогия
П
редлог 1. Вследствие чего-нибудь
Д
еепричастие 2. Благодаря кого-нибудь, за что-нибудь
Б
лагодаря сходству… ?
Б
лагодаря различию… ?
Б
лагодаря засухе… ?
Благодаря Вяземского, А.В. Кольцов пишет: «Письма ваши помогли как нельзя лучше».
Благодаря знакомству с произведениями лучших поэтов, Кольцов замечает: «Какою полной жизнью жила моя душа в беспредельном мире красоты и чувства».
* * *
Работая с таблицами, я обращаю внимание учащихся на то, что предлог благодаря указывает на причину, которую говорящий считает благоприятствующей чему-либо, следовательно, этот предлог необходимо отличать от предлога из-за, который указывает на причину, препятствующую осуществлению чего-либо. Употребление предлога благодаря при указании на отрицательную причину возможно только в том случае, если мы хотим придать высказыванию ироничный оттенок.
Внимание учащихся фиксируется на том, что предлог благодаря употребляется только с дательным падежом. Учащиеся знакомятся с историей употребления данного предлога в речи, узнают, что его неправильное употребление с родительным падежом унаследовано из официально-делового стиля языка ХIХ.
Элемент опорного конспекта помогает учащимся формировать навык различения производного предлога и причастия.
Таким же образом работаю с производным предлогом навстречу.
1. Навстречу (наречие)
2. Навстречу (предлог)
Дательный падеж
Навстречу (кому? чему?) Навстречу (к кому? к чему?)
солнцу к солнцу
мне ко мне
тебе к тебе
другу к другу
Запомнить
Р
одительный падеж Только ХIХ в. Навстречу рассвета
с
олнышка
друга
Современный язык
Проверить
В
стреча (сущ.) на встречу навстречу (нар.)
н
австречу (предлог)
Родительный падеж управление
Дательный падеж
Станкевич пришёл на встречу с Кольцовым.
сущ.
На встречу Нового года (род. п.)…
* * *
Отработав значение и употребление наиболее употребительных предлогов, сопоставив их с самостоятельными частями речи, я предлагаю учащимся отредактировать текст, в котором допущены грамматические ошибки. Текст я пыталась составлять на нравственно-этические темы («Память», «Совесть» и д.р.), используя «Письма о добром и прекрасной» Д.С. Лихачёва и другие материалы их текстов ГИА.
Редактирование текста
I. Укажите предложение с грамматической ошибкой | II. Причины ошибки | III. Исправленный вариант |
1. Согласно утверждения Г.Адамовича, Пушкин – предмет вечного размышления русских людей | Предлог согласно употребляется с существительным в родительном падеже. | Согласно утверждению Г.Адамовича… |
2. Все, кто читают Пушкина, пытаются понять истоки его гуманизма. | Местоимение кто употребляется только с существительным в единственном числе. | Все, кто читает Пушкина… |
3. Нам дорога его поэзия, которая «просвечена оптимизмом», которая наполнена верой в торжество разума. | Использование одинаковых союзных слов между частями сложного предложения. | Нам дорога его поэзия, просвеченная оптимизмом и наполненная верой в торжество разума. |
4. Благодаря А.С. Пушкина мы видим перед собой всю Россию, её жизнь и судьбу. | Производный предлог благодаря употребляется с существительными в родительном падеже. | Благодаря Пушкину мы… |
После редактирования я предлагаю учащимся тесты, представляющие собой не отдельные предложения, а минитексты, которые можно будет использовать для творческой работы в форме лингвистического эксперимента.
Тест:
В каком (каких) предложениях выделенные слова пишутся слитно?
1. А.Ф. Лосев считал, что интеллигент (не) мыслит свою интеллигентность, но дышит ей, как воздухом.
2. (Не) смотря на отсутствие хорошего образования, человек может быть интеллигентным, если его духовный мир богат и разнообразен.
3. Человек, (не) стремящийся к духовному росту, (не) может быть интеллигентным.
4. Подлинный интеллигент «всегда прост и (не) затейлив».
Подобные формы деятельности, на мой взгляд, формируют положительную мотивацию к изучению такой сложной темы, как правописание производных предлогов.