СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Нестандартные формы обучения "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование интереса к обучению у младших школьников -это залог успешной деятельности учителя.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Нестандартные формы обучения "»

ФИО : учитель начальных классов Шамбаровская Марина Александровна

Название образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 34 города Макеевки»



ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ОБУЧЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОВЕДЕНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ

Аннотация. В данной статье раскрыта роль нестандартных уроков в системе начального общего образования, обозначена важность указанных уроков в процессе формирования у младших школьников интереса к обучению. Также сделан акцент на значимость нестандартных уроков в развитии психических процессов учеников. Рассмотрены этапы подготовки и проведения нестандартного урока.

Ключевые слова: формирование интереса, младший школьник, обучение, нестандартный урок.


На сегодняшний день в Донецкой Народной Республике происходят значимые социально-­экономические преобразования, требующие новых подходов к системе образова­ния. Перед современными учителями стоит задача, заключающаяся в том, чтобы сформировать у каждого ученика прочные и глубокие знания, раскрыть перед учащимися их внутренние ресурсы, привить желание учиться, развить познавательную активность, развить навык критического мышления. В настоящее время помимо традиционных типов уроков проводятся и нестандартные уроки, которые отличаются нестандартной структурой. Организация нестандартных уроков – это не новое направление в педагогике, так как они встречаются в трудах Я.А. Коменского, Ш.А. Амонашвилли, К.Д. Ушинского, В.Ф. Шаталова и многих других педагогов. Интерес к нестандартному обучению постоянно усиливается, что вызвано с активным внедрением в практику разных педагогических инноваций, авторских программ и учебников.

Актуальность данной статьи состоит в том, что активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер младшего школьника, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является одной из важнейших задач педагогического коллектива. Сегодня каждый, кто хочет изменить состояние дел, кто хочет создавать нечто совершенно новое, прогрессивное, должен достичь успеха, должен понять, что обновление системы образования требует активной интеллектуальной деятельности, инновационного типа мышления. Под инновацией понимаем деятельность, необходимую для решения интеллектуальных вопросов посредством эффективных способов и средств достижения успехов.

Цель данной статьи заключается в изучении процесса формирования интереса к обучению у младших школьников посредством проведения нестандартных уроков в начальной школе.

Нестандартные уроки являются одним из важнейших средств обучения, потому что они формируют у детей младшего школьного возраста устойчивый интерес к процессу обучения, помогают снять психоэмоциональное напряжение, способствуют формированию навыков учебной деятельности, в результате чего у них формируются прочные и глубокие знания [2].

Важность проведения нестандартных уроков в ходе образовательного процесса в начальной школе обусловлена, в первую очередь, тем, что сама по себе учебная деятельность, которая нацелена в повседневном ее понимании на усвоение учениками требований программы, не сопряженная с творческой деятельностью, способна оказывать негативное влияние, проявляющееся в торможении интеллектуального развития учеников [1].

Следовательно, можем говорить о том, что мотивом проведения нестандартных уроков выступает повышение творческо-поисковой активности младших школьников. Это является одинаково важным и для учеников, развитие которых соответствует возрастной норме или даже опережает ее, так и для учащихся, нуждающихся в специальной коррекционной работе, так как их отставание в развитии и, в итоге, низкий уровень успеваемости оказываются связанными непосредственно с недостаточным развитием психических функций [3].

Введение в рамки школьной программы начальных классов уроков с нестандартными формами и методами преподавания направлено на расширение учебного процесса и, не отвлекаясь от актуальных проблем обучения и воспитания, развитие личностные качества каждого ученика. Сегодня маловероятно встретить педагога, который бы не задумывался над проблемой развивающего обучения, так как она ярко выражена в системе начального образования. Современные дети – это не те ученики, которые смогут усвоить и понять материал урока, просто выучив его или выполнив по шаблону упражнение. Для того чтобы дети учились с удовольствием, учителя просто обязаны делать процесс обучения захватывающим, насыщенным интересными элементами и творческими заданиями [1].

Бесспорен тот факт, что нестандартные по замыслу и проведению уроки нравятся детям намного больше обычных традиционных уроков, которым характерна строгая структура, традиционные формы работы и установленный режим. Нестандартные уроки не только радуют детей младшего школьного возраста, но и выступают определенным стимулом, побуждающим интерес, формирующий уверенность в собственных силах и способностях. Нестандартные уроки соответствуют возрастным особенностям учеников начальных классов, полезны для их интеллектуального и творческого развития. Задания, получаемые младшими школьниками на этих уроках (составить анкету, озвучить или придумать рекламу, составить диалог, подготовить эмблему или брошюру и многие другие), помогают создать атмосферу творческого поиска, вдохновляют учеников и постоянно развивают их речь, воображение, память, внимание, мышление [4].

Нестандартные уроки должны присутствовать в начальной школе, что связано и с возрастными особенностями учеников. Дети младшего школьного возраста характеризуются неустойчивым вниманием, преобладанием наглядно-образного мышления, повышенной двигательной активностью, стремлением к игровой деятельности, разнообразием познавательных интересов. Все это в совокупности осложняет работу учителя, стимулируя его строить процесс обучения интересно. Для поддержки на протяжении урока внимания детей, педагогу нужно организовать активную мыслительную деятельность. Именно здесь и приходят на помощь нетрадиционные уроки [2].

Однако важно понимать, что нестандартные уроки будут приносить пользу только при условии, если им найдено и отведено точное место в серии традиционных уроков. Только после проведения анализа всего материала по предмету, который предстоит изучить в учебном году, учитель имеет возможность выявить те уроки, которые будет уместно и целесообразно провести в нестандартной форме. Как правило, нестандартные уроки проводятся при проверке и обобщении знаний учеников. Однако есть уроки-путешествия, интегрированные уроки, уроки-сказки и другие, которые можно организовать на моменте изучения нового материала [6].

Перед тем, как начать работу по формированию интереса к обучению у младших школьников, учителю важно осознать следующее. В ходе учения, в своей познавательной деятельности ученик не может быть только объектом. Процесс учения полностью определяется его деятельностью, активной позицией, а учебная деятельность в целом, если она формируется на основе межсубъектных отношений учителя и младших школьников, обеспечивает большую эффективность и результативность. Соответственно, формирование интереса к обучению невозможно без формирования деятельной позиции ученика в познании. В этом и заключается главная задача всего учебного процесса. Решение указанной задачи во многом обусловлено развитием познавательного интереса.

Сущность активизации познавательной деятельности младших школьников, от которой зависит наличие интереса к обучению, выступает и целью деятельности, и средством ее достижения, и результатом [5].

Цель современного обучения, как уже стало понятно, состоит не просто в овладении учениками знаниями, умениями и навыками, но и в формировании и развитии ведущих качеств их личности, а также в стимулировании познавательной активности.

Познавательная активность проявляется в направленности и устойчивости познавательных интересов, стремлению к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, в мобилизации волевых усилий, на достижение поставленной учебно-познавательной цели.

Познавательная активность предполагает активность ученика в ходе его учебной деятельности, познания окружающей действительности. Она проявляется в интеллектуальной инициативе школьника. Одним из главных направлений развития познавательной активности выступает формирование интереса к процессу познания, к процессу обучения [2].

Среди различных приемов и средств, сформированных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов, выделяется проведение новых нестандартных форм обучения.

Нестандартный урок представляет собой импровизированное учебное занятие, характеризующееся нетрадиционной (неустановленной) структурой. Нестандартные формы урока могут рассматриваться как форма активного обучения.

Подготовка и проведение нестандартного урока включает в себя четыре этапа деятельности учителя:

  • замысел;

  • организация;

  • проведение;

  • анализ [1].

Рассмотрим каждый этап более подробно.

1. Замысел является наиболее сложным и ответственным этапом, включает в себя такие составляющие:

  • установление временных рамок;

  • формулирование темы урока;

  • ​обозначение типа урока;

  • ​выбор класса;

  • ​определение нестандартной формы;

  • продумывание форм работы на уроке [4].

2. Организация в рамках подготовки нестандартного урока включает следующие подэтапы:

  • ​распределение обязанностей (между учителем и учащимися);

  • ​указание цели и продумывание сценария;

  • ​подбор заданий и определение критериев оценки, а также методов, приемов и средств обучения [4].

3. Проведение. На этом этапе реализуется нестандартный урок, проводится индивидуальная или групповая работа младших школьников.

Группам учащихся можно предлагать:

  • одинаковое задание (если группа одного уровня);

  • задания, одинаковые по уровню сложности, но сформулированные по-разному, отличающиеся способами решения, исходным данным (для групп одного уровня);

  • задания, которые отличаются уровнем сложности (если группы разного уровня). Также, если на уроке решается сложная задача, ее можно разделить на подзадачи и распределить по группам и др.

Объем заданий, уровень их сложности, количество заданий для каждого учащегося (или группы) определяется временем проведения урока, характеристиками класса (например, темпом работы), индивидуальными особенностями младших школьников и других факторов [4].

4. Анализ – это заключительный этап проведения нестандартного урока. На этапе анализа происходит оценка прошедшего урока, ответы на вопросы, рефлексия: что получилось, а что нет; в чем причины неудач, оценка проделанной работы; взгляд «назад», помогающий подвести итоги и сделать выводы на будущее [4].

Нестандартный урок включает в себя приемы и методы различных форм обучения. Он основан на совместной деятельности учителя и учащихся, совместном поиске, апробировании новых форм работы, что в конечном итоге влияет на активизацию познавательной активности учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания. Среди большого числа нестандартных уроков можно назвать следующие: урок деловая или ролевая игра, урок - пресс-конференция, урок-соревнование, уроки типа КВН, уроки с групповыми формами работы, урок-игра, урок-праздник, урок-суд, и т.д. Необязательно весь урок должен стать нестандартным, возможно вкрапление в него отдельных элементов, которые направлены на активизацию обучения. Это могут быть уроки с использованием компьютерных технологий и проектной методики, нестандартных форм тестирования и т.д. На таких уроках удается достичь разных целей методического, педагогического и психологического характера:

  • осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;

  • обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;

  • предусматривается минимальное участие на уроке учителя [1].

Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к предмету и процессу учения. Нестандартному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания. При выборе форм нестандартных уроков учителю важно учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности группы в целом и отдельных учащихся.

Таким образом, нестандартный урок – это занимательная, необычная форма предоставления материала на занятии, которая призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у ученика интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться. Эффективность обучения, желание учиться находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе. Учитель всегда должен ставить перед собой задачу – сформировать интерес к обучению как мотив их деятельности и правильно его использовать как средство обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Зайцева, И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности / И. А.Зайцева. – Санкт-Петербург: Знание, 2019. – 129 c.

  2. Вахрушева, Л.Н.  Нестандартные уроки в начальной школе / Л.Н.  Вахрушева // Начальная школа. - 2020. - № 19. – С.12-16.

  3. Апетян, М. К. Формирование интереса к обучению в условиях современного образования/ М. К. Апекян // Молодой ученый. - 2018. - № 14. - С. 241-244.

  4. Лаврентьева, Л.С.  Формирование познавательного интереса младших школьников / Л.С.Лаврентьева, Ю.И.   Смирнов. – Санкт-Петербург: Паритет, 2019. – 448 с.

  5. Буряк, В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности / В.К.Буряк // Педагогика. - 2007. - № 8. - С. 71-78.




FORMATION OF INTEREST IN LEARNING IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN THROUGH NON-STANDARD LESSONS


Annotation. This article mentions the role of non-standard lessons in the system of primary general education, namely: a decrease in the level of classes in the process of forming an interest in learning among younger students. Emphasis is also placed on the perception of non-standard lessons in the development of the fetus. The stages of preparing and conducting a non-standard lesson are considered.

Keywords: interest formation, junior schoolchild, teaching, non-standard lesson.