Нетрадиционная техника рисования с детьми ОВЗ.
Рисование, играет важную роль в психологическом развитии ребенка. Рисование тесно связано с развитием наглядно - действительного и наглядно - образного мышления, а также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения.
Однако детей с ОВЗ характеризует отставание в развитии психологической деятельности, наблюдается отставание в формировании восприятия, недостаточно сформированная зрительная аналитика – синтетическая деятельность, исследователи отличают, что у данной группы детей снижена активность мышления, недостаточно сформирована способность к умственным операциям. На развитии мышления сказывается бедность накопленных знаний и представлений, также неравномерная работ способность. Развитию мешает повышенная отвлекаемость. У них отсутствуют живость воображения, легкость при возникновении новых образов, которые не отличаются яркостью и оригинальностью. Дети с ОВЗ быстро устают, из-за этого дети не могут завершить начатое свое дело. Дошкольники с ОВЗ не умеют слушать инструкцию, которую дает педагог на занятиях, им хочется быстрее начать действовать. Однако, приступив к деятельности, они не знают, с чего начать. Так же доминирующими чертами остаются слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах детской деятельности, агрессивность поведения, трудности приспособления к детскому коллективу, смена настроений, чувства страха и неуверенность.
Поэтому использование на занятиях по рисованию нетрадиционных техник изображения приобретают высокую коррекционную значимость.
Применение нетрадиционных техник рисования развивают у детей с ОВЗ познавательный интерес , они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу , происходить обобщение и активация словарного запаса. Также рисование дает толчок к рисованию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Также способствует обобщению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах действия с ними.
Помимо выше сказанного нетрадиционных техник рисования помогает развивать мелкую моторику, мышление, творческие способности ребенка.
Работа с нетрадиционными техниками рисования стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, снимает страх, боязнь не справиться с работой.
Использование нетрадиционных техник рисования в деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья
Изобразительная деятельность - специфическое образное познание действительности. Продуктивная деятельность, в том числе рисование, играет важную роль в психическом развитии ребенка. Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, а также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения и т. п. Работая над рисунком, дети учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой или образцом, с работами товарищей. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.
Но детей с ОВЗ характеризует отставание в развитии психической деятельности, наблюдается отставание в формировании восприятия, недостаточно сформированная зрительная аналитико-синтетическая деятельность, исследователи отмечают, что у данной группы детей снижена активность мышления, недостаточно сформирована способность к умственным операциям. На развитии мышления сказывается бедность накопленных знаний и представлений, низкий уровень познавательной активности. Отмечается неравномерная работоспособность. Развитию наблюдательности, сосредоточенности мешает повышенная отвлекаемость, расторможенность, интерес к заданиям на творческое воображение зависит от их сложности. У них отсутствуют живость воображения, легкость при возникновении новых образов, которые не отличаются яркостью и оригинальностью. Для двигательной сферы таких детей характерны нарушения произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений. Их движения характеризуются неловкостью, неуклюжестью. Ребенок не может длительное время удерживать карандаш, по мере нарастания утомления движения становятся неточными, крупноразмашистыми или мелкими.
Из-за быстрого наступления утомления дети не могут завершить начатое дело, у них отмечается сниженный интерес к процессу и результату деятельности, а часто он и вовсе отсутствует. Школьники с ОВЗ не умеют слушать инструкцию, которую дает педагог на занятиях, им хочется быстрее начать действовать. И, приступив к деятельности, они не знают, с чего начать. Кроме того доминирующими чертами остаются слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах детской деятельности, агрессивность поведения, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частая смена настроений, неуверенность, чувство страха.
Все перечисленные нарушения в развитии детей с ОВЗ негативно сказываются на формировании изобразительной деятельности, в том числе рисовании. Вместе с тем, эта деятельность ребенка является движущей силой его психического развития. Поэтому использование на занятиях по рисованию нетрадиционных техник изображения приобретают высокую коррекционную значимость.
Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать для рисования клей. Они пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони), получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек), с помощью природного материала (листьев деревьев) и т. п. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость, идет ознакомление с новыми цветами, их оттенками при смешивании.
Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса. Необычное рисование дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий. Следовательно, дети учатся планировать процесс рисования. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук. Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Использование различных техник изображения позволяют учесть индивидуальные возможности детей, вести индивидуальную, подгрупповую или коллективную работу. Исследователи указывают на то, что нетрадиционные техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей Круг внимания ребенка сужается и сосредотачивается на малой зоне. Неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными
Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы учеников с ОВЗ в целом.
На занятиях по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения решаются общеобразовательные, коррекционные и воспитательные задачи:
1. учить видеть связь между предметами, располагать их в определенном порядке, создавая сюжет;
2. ознакомить с нетрадиционными техниками изображения;
3. учить самостоятельному использованию различных материалов для создания выразительного сюжетного изображения;
4. учить планировать свою деятельность, организовывать рабочее место, подбирать необходимое оборудование, определять последовательность действий;
5. учить формировать предварительный замысел и реализовывать его;
6. развивать творческое воображение, зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, связную устную речь;
7. воспитывать устойчивый интерес к рисованию, желание работать в коллективе;
8. учиться адекватно оценивать свою работу и рисунки товарищей.
Таким образом, коррекционно-педагогическая работа направлена на постепенное увеличение самостоятельности учеников, на повышение их умственной активности. Конечной целью является снижение роли наглядности, обучение самостоятельному созданию замысла. Наряду с решением главной задачи (формирование способности создавать сюжетное изображение нетрадиционными техниками), происходит обучение и таким элементам творчества, как определение темы рисунка, композиции, осуществление отбора предметов, персонажей будущего рисунка. Необходимо поощрять стремление школьников дополнить замысел новыми деталями, образами.
Усложнение обучения нетрадиционным техникам рисования детей с ЗПР происходит в следующих направлениях:
1. от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
2. от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
3. от использования готового (традиционного) оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
4. от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
5. от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
6. от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционными техниками.
Исходя из опыта работы, с особыми детьми я считаю возможным использовать следующие нетрадиционные техники рисования:
-рисование пальчиками,
-рисование ладошкой
-рисование цветным клейстером
-тычок жесткой кистью
-оттиск печатками
-рисование поролоном
-отпечатки листьев
-рисование мятой бумагой
-набрызг
-воздушные фломастеры (блопены)
-монотипия (предметная и пейзажная)
-кляксография
-раздувание краски
-рисование свечой или восковыми мелками
-рисование веревочкой
-рисование ватной палочкой
-рисование акварелью по туши
-рисование сыпучими материалами (соль, песок, крупы)
По результатам работы в течение года отмечаю, что детям нравятся занятия с применением нетрадиционных техник рисования, они проявляют интерес к ним. Можно также отметить динамику в развитии детей: преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль. У некоторых детей формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины. Повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь, некоторые дети с удовольствием демонстрируют свои успехи родителям, просят порисовать с помощью нетрадиционных материалов в свободной самостоятельной деятельности.
Рисование для ребенка — эта игра. Дети с удовольствием и интересом выводят на листе каракули. Дай им возможность, они изрисовали бы все вокруг. Как только ребенок понимает, что карандаш и ручка оставляют след на бумаге, его жизнь становится краше и ярче. А жизнь, особенно детство, должна быть красочной и счастливой.
Начало формы
Конец формы
Великий скульптор Огюст Роден говорил: «Мир станет счастливым лишь тогда, когда каждый человек будет обладать душой художника». Вовсе не случайно каждый ребенок — настоящий художник. Буквально с первого года жизни, изображая вначале каракули на обоях, а затем и более сложные композиции, малыши совершенствуют свой мир, развивают органы чувств, мышление, фантазию, координацию движений, умение видеть окружающее. Безусловно, на протяжении всей дальнейшей жизни любовь к рисованию сохраняют немногие из нас, но изначально рисование — это естественная потребность маленьких детей, один из способов их общения с окружающим миром.
Карандаши и фломастеры, кисти и краски, мел, копировальная бумага, свечи — вот самые элементарные инструменты. Однако с их помощью дети могут творить, воплощая на листе бумаги любые свои фантазии. В образовательной сфере художественные упражнения неоценимо важны с точки зрения не только культурного, эстетического, но и трудового, нравственного и даже умственного развития малышей.
Как педагог коррекционного детского сада, я убедилась, что большинство детей с разными заболеваниями любят рисовать нетрадиционными методами. Рисование для них — труд вдохновенный и радостный. Однако занятия в привычных традиционных формах им могут довольно быстро наскучить. Напротив, нестандартные подходы к организации занятий изобразительной деятельностью способны неожиданно обрадовать, удивить, оживить детей, пробудить в них энтузиазм, заставить их глаза блестеть от восторга. В душе ребенка могут раскрыться новые творческие возможности, о которых родители раньше и не подозревали.
На своих занятиях в кружке «Волшебные ладошки» я пытаюсь обучить различным методам рисования, умению применять их самостоятельно в творчестве. Вместе с детьми мы комбинируем различные техники исполнения. Необходимо, чтобы у детей формировалась естественная потребность в совершении техники по мере того, как развивается творческая фантазия. А также, чтобы дети не боялись рисовать, были уверены в своих силах и способностях. Нетрадиционные методы обычно хорошо усваиваются детьми, и спад активности не наблюдается до конца занятия.
Коррекционно-развивающий эффект от изодеятельности достигается с учетом особенностей заболеваний у детей. Сначала они обучаются самым простым приемам рисования, где используют в качестве инструмента рисования ладошку, пальцы. Далее выполняются более сложные работы с различными материалами и техниками (монотипия, диатипия, мозаика, ниткография, кляксографии и т.д.). Детям нашего учреждения свойственно в той или иной степени недоразвитие двигательно-моторной сферы, что проявляется в неумении производить точные согласованные движения, регулировать их силу, скорость, ритм. В связи с этим я организовала кружок с небольшим числом детей разных возрастных групп, чтобы иметь возможность обеспечить индивидуальный подход каждому ребенку.
У детей в процессе занятий изобразительной деятельностью формируется:
интерес к своей работе и ее результату;
внимание;
мелкая моторика рук;
воспитывается аккуратность, усидчивость.
При применении креативной терапии в коррекционной работе необходимо стремиться к положительным результатам, создавать благоприятные условия на занятиях, воспитывать чувство прекрасного, не навязывая процесс рисования — необходимо увлечь детей этим видом деятельности.
Продолжая осваивая нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми — нужно больше вместе с ними наблюдать, рисовать и импровизировать.