СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Нравственное воспитание – основа духовного развития младшего школьника»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья «Нравственное воспитание – основа духовного развития младшего школьника»»

Статья «Нравственное воспитание – основа духовного развития младшего школьника»

Руденко Е.А., учитель начальных классов ГОУ «Свердловский УВК №1»

Проблемы нравственного развития, воспитания человека волновали общество всегда и во все времена. Сейчас, когда в нашей жизни встречаются жестокость и насилие, вопросы нравственного воспитания становятся все более актуальными. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен в своей деятельности уделять этой проблеме особое внимание. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, патриотизме. Младших школьников и подростков отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Сравнительно высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Бездуховность, низкая нравственность, грубость, наркомания, алкоголизм, а также культ насилия, эгоизма и обмана и многие другие пороки разрушают и человека, и общество, и государство. Поэтому сегодня первоочередной задачей воспитания является – не позволить разрушить личность ребенка. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношения детей, в процессе чего ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о себе, о своих возможностях и способностях. В школьной практике сообщение и разъяснение нравственных норм и правил происходит как в процессе специальных запланированных беседах, так и в процессе обучения. Как известно, ведущий принцип организации всей учебно-воспитательной работы с детьми в школе – принцип воспитывающего обучения, а основная форма работы – урок. Следовательно, в любом хорошем уроке воспитывающий характер обучения непременно должен проявляться. Но воспитательные возможности учебных предметов различны. Для нравственного воспитания младших школьников особенно благоприятные условия создаются на уроках чтения – классного и внеклассного. Художественная литература содержит богатейший материал, связанный с нравственными идеями. Писатели в доступной детям художественной форме выражают истины, которые каждому следует усвоить и принять на всю жизнь. Обучая младших школьников читать, учитель должен постоянно помнить об опасности, которую таит в себе «книжное знание жизни»: произнесение значительных слов, переживания «за героев», не подкрепленные практикой собственного поведения, чреваты подменой поступка словом, причем, чем дальше, тем все более легкой. Конечно, слова, сказанные или не сказанные в особых случаях, - это тоже поступок. Надо твердо помнить: основной критерий нравственности – единство слова и дела. Надо моделировать ситуации, создавать систему каждодневных мелких дел и ситуаций, в которых ребенок учился бы совершать реальные нравственные поступки для одноклассников, для окружающих. Всем известен рассказ В.А. Осеевой «Хорошее». В этом крошечном рассказе автору удалось схватить и передать очень типичную для детей ситуацию, о которой надо постоянно помнить учителю: стремление ребенка к самовыявлению, тяга к добру, и в то же время отсутствие привычки утруждать себя делом, испытывая от этого радость. Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству, систематической и планомерной работе по формированию чувств и сознания детей. Младший школьник в силу возрастных особенностей испытывает большое доверие к учителю. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют нравственное значение. Именно педагог, не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью, формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет эффективность их воспитания и социализации. Воспитание и социализация требуют внимательного отношения к каждому ученику. Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом устойчивых, традиционных нравственных начал. Нравственный учитель через уклад школьной жизни вводит ребенка в мир высокой культуры. Но принять нравственную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке – совесть – его нравственное самоосознание.