А.А. Мальцева, Е.А.Моисеева (Рязань)
О значении дидактической игры на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе .
В статье анализируется значение дидактической игры, как одного из эффективных методов обучения русскому языку в специальной (коррекционной школе), приводятся примеры дидактических игр, которые используются на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе.
Ключевые слова: дидактическая игра, учебная деятельность, интеллектуальная недостаточность, метод обучения.
В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии.
Актуальность игры в настоящее время повышается в связи с перенасыщенностью современного мира информацией. Во всем мире, в том числе и в России, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Игра является основным видом деятельности ребенка, начиная практически от рождения. Именно она играет большую роль в формировании и развитии умственных, эмоциональных, физических и творческих способностей ребенка. Игра помогает развивать память, мышление, воображение, внимание. Игра представляет собой вид деятельности, в которой человек добровольно принимает участие и получает удовольствие и возможность исследовательского поведения.
Дидактическая игра - один из эффективных методов обучения детей с интеллектуальной недостаточностью. Наряду с упражнениями она нацелена на закрепление изученного материала, на активизацию речевой деятельности школьников. В отличие от упражнений игра воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. Поэтому во многих случаях она является наиболее эффективным средством повышения речевой мотивации и отработки необходимых умений и навыков.
В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.
Мыслительные операции, которые осуществляются учащимися с интеллектуальной недостаточностью, должны быть правильно дозированы. В противном случае игра становится для детей либо утомительной, либо вообще недоступной. Вот почему, отрабатывая игровые правила, необходимо ограничивать их количество двумя-тремя условиями. На этапе освоения детьми игры после показа игровых действий целесообразно, чтобы школьники выполнили их вместе с учителем.
Обучая посредством игры, учитель учит детей не так, как ему, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование игры в учебном процессе облегчает его, так как игровая деятельность привычна для ребенка. Через игру быстрее познаются закономерности обучения, а созданные на уроке в результате игры положительные эмоции облегчают процесс познания.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве её средства;
-в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.
Примеры дидактических игр, применяемых на уроках русского языка в специальной (коррекционной школе).
Тема: «Состав слова».
1.Игра «Убери лишний вагон».
На станцию прибыло три поезда. Каждый поезд состоит из четырех вагонов. Когда вагоны присоединяли к поезду, совершили ошибку, присоединив лишний вагон, не подходящий к этому составу (на доске появляются три поезда). Вам, ребята, необходимо найти этот лишний вагон. Сделать это вам помогут слова, написанные на каждом вагоне.
Подсказка. Лишние слова отличаются от других слов, написанных на вагонах, по своему составу.
Поезд № 1.
забег, заплыв, закон, запуск.
Лишнее слово закон, на третьем вагоне.
Поезд № 2.
чайник, кофейник, молочник, веник.
Лишнее слово веник.
Поезд № 3.
посмотреть, победить, подумать, погрустить.
Лишнее слово победить.
2.Игра «Составь слово».
Даны группы слов. Из слов, находящихся под одной цифрой, составьте новое, используя для этого их первые слоги.
1) ЗАБОР, ГАДКИЙ, КАМЕРА (загадка)
2) КРОЛИК, ВАТРУШКА, КАША (кроватка)
3) ОВЧИНА, ЦАРАПИНА (овца)
4) ПОЯС, ГОДНОСТЬ, КАКАДУ (погодка)
5) РУСАЛКА, БАШМАК, КАНАТ (рубашка)
Что объединяет эти слова? (Есть орфограмма – парная согласная.)
Тема: «ЧАСТИ РЕЧИ».
1.Игра «Почтальоны».
Учащимся раздаются карточки с написанными на них словами:
КАРАНДАШ, ЯБЛОКО, ГРУША, ЛИМОН, БРЕВНО, БРАТ.
ТРАВА, СТЕКЛО, ДРУГ, СОБАКА, СОЛНЦЕ, СТОЛ.
ДОРОГА, СНЕГ, ДЕРЕВО, ХЛЕБ, РЕКА, МОЛОКО.
Некоторых учащихся можно назначить почтальонами. Им вручаются карточки с именами прилагательными:
СОЧНОЕ, КРАСНЫЙ, КИСЛЫЙ, СПЕЛАЯ, СТАРШИЙ, ТОЛСТОЕ.
ПРОЗРАЧНОЕ, ЗЕЛЕНАЯ, ЗЛАЯ. ВЕРНЫЙ, КРУГЛЫЙ, ЯРКОЕ.
ПУШИСТЫЙ, ДЛИННАЯ, СВЕЖИЙ, ВЫСОКОЕ, КОЗЬЕ, ГЛУБОКАЯ.
Прилагательные нужно «доставить по адресам», т. е. найти карточки с теми существительными, к которым они относятся. Выигрывает почтальон, который правильно и быстрее других доставит свои карточки по адресам.
2.Игра «Кто больше».
На доске изображение кошки. Задача игроков – написать как можно больше слов, обозначающих действие, которое может совершать кошка. Для ответов каждый ряд получает лист бумаги. Начинают игру ученики, сидящие за последними партами. Если нового слова игрок придумать не может, передает листок следующему. Побеждает тот ряд, который записал наибольшее число слов.
Лежит, спит, сидит, стоит, бежит, ходит, лакает, мяукает, мурлычет, лижет, пьет, догоняет, нюхает. Ищет, играет, катает, прыгает, ласкается.
На какой вопрос отвечают эти слова?
Тема «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
1.Игра «Подбери союз».
Вставьте подходящие по смыслу союзы. Поставьте где нужно запятые.
Они слышали шум … дверь открыть побоялись.
Любит кошка рыбку … в воду лезть не хочет.
Ребята хотели пойти погулять … раздумали.
Ночью ветер злится … стучит в окно.
Белка песенки поет … орешки все грызет.
Слышит звон … не знает где он.
Не красна изба углами … красна пирогами.
Забота не ревет … спать не дает.
Кинофильм был известный … интересный.
Ветер по морю гуляет … кораблик подгоняет.
Держи голову в холоде … ноги в тепле.
2.Игра «Найди пару».
На доске записаны части предложений . Необходимо соединить части предложений так, чтобы получились предложения с однородными членами.
Мала пчела… а загрызет.
Лесом шел… а попал в Рязань.
Ехал в Казань… а товарища выручай.
Совесть без зубов… а дров не видел.
Сам погибай… но и та работает.
РАБОТА СО СЛОВОМ.
1.Игра «Наборщик».
Составить как можно больше слов из букв другого слова.
ФОТОГРАФИЯ – риф, тир, гора, торг, грот, тяга, граф…
СКОРОГОВОРКА – рог, горка, гора, вор, сор, коса, скоро, враг, окорок.
АКТИВНОСТЬ – актив, акт, кисть, кость, кит, кот, кино, кон, конь, ткань, тина, тост, ива, воск, воин, винт, нос, носки, нива, нота.
2.Игра «Замени словосочетание одним словом».
Промежуток времени в 60 минут.
Военнослужащий, стоящий на посту.
Ребёнок, любящий сладкое.
Очень смешной фильм.
3.Игра «Слог за слогом».
Написать цепочку слов так, чтобы последний слог предыдущего слова был начальным словом следующего:
я-ма, ма-ши-на, на-ту-ра, ра-ке-та, та-рел-ка, ка-ша...
ЛИТЕРАТУРА
1.