Статья «Один из вариантов подготовки учащихся 9-х классов к итоговой аттестации».
Расскажи мне, и я забуду,
Научи меня, и я запомню,
Делай со мной, и я научусь
В Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования указано на необходимость формирования у учащихся предметных знаний, включающих владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Формирование требуемых знаний включает в себя ряд определенных трудностей, главная из которых – недостаток времени для усвоения на уроке. Запоминание терминологии и понятий не является эффективным, если проходит посредством фронтальной работы (автоматическое повторение) или самостоятельной работы учащихся (зазубривание без осмысления).
Один учитель не может на каждом этапе освоения проверить и скорректировать понимание и запоминание материала каждым учеником. К сожалению, на большинстве уроков преобладают фронтальная и индивидуальная организационные формы, которые не дают широкой возможности для управления мышлением ребёнка. Согласно основной схеме мыследеятельности по Г.П. Щедровицкому только единство трех слоев (мышление (М) мысли-коммуникация (МК), мыследействование (МД)) обеспечивает образовательный эффект.
Проще говоря, ребенок выполняет новое действие, комментируя процесс его исполнения. Автоматизация происходит тогда, когда ребенок может проговорить действия, которые он осуществляет.
Речевые этапы играют огромную роль в структуре урока, занятия, т.к. определяются фазы процесса усвоения знаний: восприятие, припоминание, осознание, осмысление, запоминание, применение. Когда ребенок выполняет новое действие, комментируя процесс его исполнения, то автоматизация происходит быстрее. Т.к. в классе от 25 до 30 учащихся, то сам учитель не может услышать это проговаривание от каждого ученика. Такую возможность обеспечивает парная работа, а именно работа, подразумевающая осмысленное запоминание и усвоения учебного материала в деятельности друг с другом.
Учитывая один из постулатов обучения коллективных учебных занятий: «Дети отличаются не своими возможностями усвоить тот или другой учебный материал», а индивидуальными способами и средствами усвоения этого материала» и каждого ученика необходимо обеспечить этими средствами. На сколько работает мышление каждого ребенка, мы узнаем, когда слышим речь каждого из учеников. Любой человек, как и мои ученики, вынуждены задуматься и ответить на вопрос, когда его задают лично, персонально ему, смотрят при этом в глаза и ждут ответа.
Такую ситуацию можно создать в классах при использовании методик коллективных учебных занятий: взаимотренажа (ВТ), взаимообмена заданиями (ВОЗ), взаимопроверки индивидуальных заданий (ВИЗ), при использовании парной организационной формы, пар сменного состава, при использовании оргдиалога.
Для закрепления пройденного материала, устранения пробелов в знаниях учащихся, при организации подготовки к итоговой аттестации (ОГЭ) успешно можно использовать методики коллективных учебных занятий взаимотренажа (ВТ), взаимообмена заданиями (ВОЗ), взаимопроверки индивидуальных заданий (ВИЗ) и др.
Но для получения результатов от каждого ученика, необходимо:
- знание алгоритмов данных методик учителем и учащимися;
- подготовленный дидактический материал для использования данных методик:
а) по методике взаимотренажа (ВТ) – карточки с точными заданиями или вопросами, требующими однозначного ответа. Также в карточке должен быть правильный ответ;
б) по методике взаимопроверки индивидуальных заданий (ВИЗ) – карточки с заданиями по разделу, блоку программного материала;
в) по методике взаимообмена заданиями (ВОЗ) – карточки с заданиями по блоку программного материала.
Кроме специально написанных карточек, можно применять задания из учебников, дидактических материалов, различных пособий по подготовке учащихся к итоговой аттестации.
Необходимо, чтобы взятый набор заданий отражал содержание раздела программного материала. Учащиеся смогут проверить свои знания по проверяемому разделу.
- табло учета выполнения заданий ВИЗ, ВОЗ, ВТ;
- подготовленные задания для контроля по усвоению данного раздела;
- разумное сочетание организационных форм на занятиях по итоговому повторению:
а) при групповой работе (фронтальной) обсуждение плана работы по разделу, ожидаемых результатов от каждого ученика;
б) при работе в парах проговаривание друг другу основной теории по разделу;
в) при работе в парах сменного состава (коллективная организационная форма) работа по методикам взаимотренажа, взаимопроверки индивидуальных заданий, взаимообмена заданиями;
г) при индивидуальной работе демонстрация наработанного каждым учащимся, выявление пробелов и планирование коррекционной работы.
Показываю одно из занятий по подготовке к итоговой аттестации с учащимися, которые имеют пробелы по указанным темам.
Тема занятия: Действия с рациональными числами, решение уравнений.
Ожидаемый результат: Каждый ученик припоминает теорию по темам занятия, практически выполняет задания по вышеотмеченным темам через использование методики ВТ, методики ВОЗ (методика взаимообмена заданиями), методики ВПЗ (методика взаимопроверки заданий – пока самостоятельное решение заданий) – в зависимости от времени.
а) Присутствуют на занятии учащиеся 9 классов, у которых есть пробелы по выполнению заданий по темам: действия с рациональными числами, решение уравнений.
Ход проведения занятия
I. Определение темы занятия, ожидаемых результатов от каждого ученика, которые находятся на занятии в разных сводных отрядах.
II. Используя памятки с теорией, учащиеся сводных отрядов повторяют теорию по темам занятия (см. приложения).
1). Теоретический материал повторяли учащиеся дома. На данном занятии припомним некоторые теоретические вопросы, которые необходимы для работы в сводных отрядах по блокам: действия с рациональными числами, решение уравнений.
2) В парах по очереди проговаривают ответы на вопросы теории по темам занятия – если есть затруднения по ответам на вопросы – предлагаю использовать памятку по теории.
III. Рефлексия проведенного этапа занятия.
IV. Взаимотренаж (по заданиям тем занятия) – см. приложение (карточки ВТ)
- кому трудно воспринимать на слух задания взаимотренажа, смотрите на задания (задания ВТ выполняйте по очереди из своих карточек).
V. Рефлексия проведенного этапа занятия
VI. Работа в сводных отрядах по методике ВОЗ (методика взаимообмена заданиями) – напомнить учащимся алгоритм данной методики.
Примечание: сегодня на занятии работаем в двух блоках.
1) Продолжаем «запуск» по двум блокам:
а) блок «Действия с рациональными числами»;
б) блок «Решение уравнений»;
(учащиеся распределены по блокам заранее, даны установки командирам сводных отрядов по работе в сводных отрядах, командиры сводных отрядов по ходу работы в сводных отрядах заполняют табло сводных отрядов)
2) Будут продолжаться «запуски»
а) блок «РУ» два сводных отряда (12 человек);
б) блок «ДРЧ» два сводных отряда (12 человек).
- Напомнить учащимся про оформление записей в тетрадях напарников.
3) Если надо будет ждать «напарника» - повторять «запущенные» карточки блоков, теорию по темам занятия.
VII. По мере выполнения заданий – «запуск» по методике ВОЗ (по 6 карточек в каждом блоке), переход на выполнение заданий по методике ВИЗ (взаимопроверка индивидуальных заданий – учитывая время занятия, пока только самостоятельное выполнение заданий карточки ВИЗ – те задания, которые встречались в карточках ВОЗ.
Примечание: продолжение работы по методике ВИЗ будет на следующем занятии, когда учащиеся пройдут два блока по методике ВОЗ (см. приложение)
VIII. Используя памятки с теоретическим материалом, решить самостоятельно простейшие задания затем их проверить (ответы на слайде).
1) 5,6 + 0,3 = 2) 0,15 – 0,1 = 3) 0,6 · 0,7 = 4) 3,2 : 0,4 = 5) -3 · (-3,9) = 6) -10,8 – 6,1 = | 7) 8,4: (-4) = 8) (х + 2)2 = 9) (х – 3) 2 = 10) -8,2 +10 = 11) х2 -5х = (вынести за скобки общий множитель) 12) х2 -25 = (разложить на множители)
|
| |
IX. Подведение итогов занятия с выходом на ожидаемый результат от каждого присутствующего (рефлексия занятия) – вопросы рефлексии на слайде.
- Встречи в данном составе нам еще предстоят пока все из присутствующих отработают свои пробелы по вышеотмеченным программным вопросам: решение уравнений, действия с рациональными числами, действия со степенями.
Приложение 1 (карточки ВИЗ).
ВИЗ | ВИЗ |
Блоки: «РУ», «ДРЧ» | Блоки: «РУ», «ДРЧ» |
Карточка № 1 I. Вычислить 1) 4,5 · 3,2 = 2) 2 +  = 3) 0,8 : 1,25 = 4) 1,5 + 0,7 = 5)  - 2,3 = 6)  · 0,48 = 7) (2х – 7)2 = 4х2 8) (х+6)2 = (х – 8)2 9) х2 = -9х 10)  х2 – 6 = 0 11) (3х + 9)∙ (6х-24) = 0 12)  =   | Карточка № 2 I. Вычислить 1) 3,7 · 2,5 = 2) 3 +  = 3) 0,7 : 1,4 = 4) 2,7 + 0,8 = 5)  - 3,7 = 6)  · 0,81 = 7) (3х – 8)2 = 9х2 8) (х+7)2 = (х – 5)2 9) х2 = -6х 10)  х2 – 7 = 0 11) (8х + 16)∙ (3х-18) = 0 12)  =   |
Приложение 2 (карточки ВОЗ, блок «РУ»).
ВОЗ, блок «РУ» Карточка № 1 Реши уравнения 1) (х + 10)2 = (2 – х)2 2) (х + 3)2 = (х – 9)2 3) (х + 5)2 = (х – 7)2 | ВОЗ, блок «РУ» Карточка № 2 Реши уравнения 1) (2х + 14) ∙ (3х - 6) = 0 2) (4х + 8) ∙ (5х - 15) = 0 3) (6х + 6) ∙ (7х - 14) = 0 Если уравнение имеет более одного корня, в ответе запишите больший из корней. |
ВОЗ, блок «РУ» Карточка № 3 Реши уравнения 1) (х - 4)2 = х2 2) (2х - 6)2 = 4х2 3) (3х - 5)2 = 9х2
| ВОЗ, блок «РУ» Карточка № 4 Реши уравнения 1)  =  2)  =   3)  =   |
ВОЗ, блок «РУ» Карточка № 5 Реши уравнения 1)  х2 -4 =0 2)  х2 - 2 =0 3)  х2 - 5 =0 В ответе запиши меньший из корней. | ВОЗ, блок «РУ» Карточка № 6 Реши уравнения 1) х2 = -2х 2) х2 = -5х 3) х2 = -7х В ответе запиши больший из корней. |
Приложение 3 (карточки ВОЗ, блок «ДРЧ»)
ВОЗ, блок «ДРЧ» Карточка № 1 Найди значение выражения 1) 1,3 + 1,54 : 1,4 = 2) 3,1 + 1,08 : 1,2 = 3) 2,7 + 1,32 : 1,2 = | ВОЗ, блок «ДРЧ» Карточка № 2 Найди значение выражения 1) 4,5 · 5,4 - 6,1 = 2) 3,5 · 6,4 - 3,2 = 3) 2,7 · 3,2 - 1,7 = |
ВОЗ, блок «ДРЧ» Карточка № 3 Найди значение выражения 1) 3,8 : (2,6 + 1,2) = 2) 4,4 : (5,8 - 5,3) = 3) 5,7 : (1,3 + 0,6) = | ВОЗ, блок «ДРЧ» Карточка № 4 Найди значение выражения 1) 0,8 : (1 +  ) = 2) 0,6 : (1 +  ) = 3) 0,9 : (1 +  ) = |
ВОЗ, блок «ДРЧ» Карточка № 5 Найди значение выражения 1)  – 1,1 -  =
2)  – 1,3 -  =
3)  – 2,2 -  = | ВОЗ, блок «ДРЧ» Карточка № 6 Найди значение выражения 1) 2 +  · 0,64 =
2) 5 +  · 0,32 =
3) 8 +  · 0,25 = |
Приложение 4.
Табло учета блока «РУ»
Ф.И. учащегося | Карточка 1 | Карточка 2 | Карточка 3 | Карточка 4 | Карточка 5 | Карточка 6 |
1) | | | | | | |
2) | | | | | | |
3) | | | | | | |
4) | | | | | | |
5) | | | | | | |
6) | | | | | | |
Командир сводного отряда:
__________________________________________________________________
Табло учета блока «ДРЧ»
Ф.И. учащегося | Карточка 1 | Карточка 2 | Карточка 3 | Карточка 4 | Карточка 5 | Карточка 6 |
1) | | | | | | |
2) | | | | | | |
3) | | | | | | |
4) | | | | | | |
5) | | | | | | |
6) | | | | | | |
Командир сводного отряда:
__________________________________________________________________
Приложение 5.
Блок «ДРЧ» (действия с рациональными числами)
Вопросы и ответы на них.
1. Как сложить десятичные дроби?
Чтобы сложить десятичные дроби, нужно:
1) уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
2) записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;
3) выполнить сложение, не обращая внимания на запятую;
4) поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
2. Как вычесть десятичные дроби?
Чтобы вычесть десятичные дроби, нужно:
1) уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
2) записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;
3) выполнить вычитание, не обращая внимания на запятую;
4) поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
3. Как умножить десятичную дробь на десятичную?
Чтобы перемножить две десятичные дроби, надо:
1) выполнить умножение не обращая внимание на запятые;
2) отделить запятой столько цифр справа, сколько их стоит после запятой в обоих множителях вместе.
4. Как разделить десятичную дробь на натуральное число?
Чтобы разделить десятичную дробь на натуральное число, надо:
1) разделить дробь на это число, не обращая внимания на запятую;
2) поставить в частном запятую, когда кончится деление целой части.
Если целая часть меньше делителя, то частное начинается с нуля целых.
5. Как разделить число на десятичную дробь?
Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо:
1) в делимом и делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе;
2) после этого выполнить деление на натуральное число.
6. Как сложить отрицательные числа?
Чтобы сложить два отрицательных числа, надо:
1) сложить их модули
2) поставить перед полученным числом знак «-».
7. Как сложить 2 числа с разными знаками?
Чтобы сложить 2 числа с разными знаками, надо:
1) Из большего модуля слагаемых вычесть меньший;
2) Поставить перед полученным числом знак того слагаемого, модуль которого больше.
8. Как вычесть из данного числа другое?
Чтобы из данного числа вычесть другое, надо к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому.
9. Какой знак получается в ответе при умножении и делении чисел с разными знаками?
Получается знак «минус».
10. Какой знак получается в ответе при умножении и делении отрицательных чисел?
Получается знак «плюс».
11. Как заменить обыкновенную дробь десятичной?
Делим числитель дроби на знаменатель дроби без остатка
Приложение 6.
Блок «Решение уравнений»
I. Теория по теме «Уравнения»
1) Что такое уравнение?
Уравнение – равенство с переменной.
2) Что значит решить уравнение с одной переменной?
Решить уравнение с одной переменной – значит найти все его корни, или доказать, что корней нет.
3) Что называют корнем уравнения с одной переменной?
Корнем уравнения с одной переменной называется значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство.
4) Какие уравнения называются равносильными?
Уравнения с одной переменной, имеющие одни и те же корни, называются равносильными.
5) Когда произведение двух множителей равно нулю?
Произведение равно нулю, если хотя бы один из множителей равен нулю.
6) Что называют отношением?
Отношение – частное двух чисел.
7) Что называют пропорцией?
Пропорция – равенство двух отношений.
8) Что можно сказать о произведении крайних и средних членов в верной пропорции?
В верной пропорции произведение крайних членов пропорции равно произведению средних членов пропорции.
II.Формулы сокращенного умножения
1) Чему равен квадрат суммы двух выражений?
Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения плюс удвоенное произведение первого и второго выражения, плюс квадрат второго выражения
(а + b)2 = а2 + 2аb + b2
2) Чему равен квадрат разности двух выражений?
Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения минус удвоенное произведение первого и второго выражения, плюс квадрат второго выражения
(а - b)2 = а2 - 2аb + b2
3) Чему равно произведение разности двух выражений на их сумму?
Произведение разности двух выражений на их сумму равно разности квадратов этих выражений.
(а – b) · (а + b) = а2 – b2
Приложение 7 (карточки взаимотренажа).
ВТ Карточка 1 Выполни задания 1) 10,5 + 0,1 = 10,6 2) 5,15 – 5,05 = 0,1 3) 1,2 · 0,3 = 0,36 4) -3,2 -6 = -9,2 5) -15,5 : (-0,5)= 31 6) (х + 5)2 = х2 + 10х + 25 | ВТ Карточка 2 Выполни задания 1) 2,06 + 2 = 4,06 2) 1,5 – 0,3 = 1,2 3) 15,5 : 5 = 3,1 4) -6,7+3,5 = -3,2 5) -8,4 : 2 = -4,2 6) (х - 3)2 = х2 - 6х + 9 |
ВТ Карточка 3 Выполни задания 1) 4,3 + 0,02 = 4,32 2) 8,12 – 8,1 = 0,02 3) 2,3 · 0,2 = 0,46 4) -4,8 – 3,1 = -7,9 5) -16,4: (-0,2) = 82 6) (2х + 3)2 = 4х2 + 12х + 9
| ВТ Карточка 4 Выполни задания 1) 10,5 + 0,1 = 10,6 2) 5,15 – 5,05 = 0,1 3) 1,2 · 0,3 = 0,36 4) -7,2-3,5 = -10,7 разложить на множители 5) х2 + 6х = х(х+6) 6) (х + 5)2 = х2 + 10х + 25
|
ВТ Карточка 5 Выполни задания 1) 5,7 + 0,2 = 5,9 2) 6,25 – 6,05 = 0,2 3) 12,6 : 6 = 2,1 4) 24,8 : (0,8)= -31 разложить на множители 5) х2 – 9х = х (х-9) 6) (3х + 2)2 = 9х2 + 12х + 4 | ВТ Карточка 6 Выполни задания 1) 12,3 + 0,4 = 12,7 2) 7,35 – 7,05 = 0,3 3) 4,1 · 0,3 = 1,23 4) – 5,1 – 0,2 = -5,3 разложить на множители 5) х2 - 64 = х (х-8) (х+8) 6) (4х - 3)2 = 16х2 - 24х + 9 |
Приложение 8.
Порядок работы в паре по методике взаимотренажа
1)Диктую первое задание моей карточки напарнику, не говоря ответа.
Проверяю ответ напарника по своей карточке.
Если ответ неверен, повторяю задание и верный ответ, прошу напарника его повторить.
2)Слушаю задание из карточки напарника. Даю ответ на него.
Если он неверный, слушаю верный ответ и повторяю задание и ответ.
3)Проверяем друг друга по пп1.2. по всем заданиям карточек.
Приложение 9.
Примерный план работы в паре по методике взаимообмена заданиями (на 3 задания)
Запись образца в тетради напарника
- прочитай напарнику задания из своей карточки;
- реши в тетради напарника пример № 1 из своей карточки, объясняя решение;
2. Проверка понимания предложенного задания
- проследи как твой напарник решает пример № 2 из твоей карточки.
3. Смена ролей
- поменяйтесь ролями. Теперь твой напарник расскажет тебе задания своей карточки и тд. По пунктам 1 и 2.
4. Самостоятельная работа над заданием № 3
- обменяйтесь карточками и одновременно, каждый самостоятельно, выполните пример № 3.
5. Проверка друг друга
- обменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга правильность выполнения примера № 3.
6. Смена напарника
- поблагодарите друг друга за работу и смените напарника.
Приложение 10.
Примерный план работы в паре по методике взаимопроверки индивидуальных заданий (ВИЗ)
1). Каждый ученик получает свою карточку с заданиями.
2) Каждый ученик самостоятельно выполняет задания своей карточки.
3). Каждый ученик находит себе напарника для проверки первого задания своей карточки.
4) Работа в паре:
- восстановите напарнику (если нужно, на черновике) ход выполнения своего первого задания;
- выслушайте отношение напарника по поводу выполнения вами задания.
Ответьте на его вопросы и исправьте замеченные им ошибки;
- выслушайте своего напарника по решению им его первого задания.
Проследите правильность его действий.
Задайте вопросы по поводу замеченных ошибок. Попросите исправить ошибки.
- поблагодарите друг друга за работу.
5) Для проверки своего следующего задания найдите себе другого напарника.
Работайте, как указано в пункте 4.
6) Как только вы проверите с разными партнерами все вопросы и задания своей карточки, возьмите следующую карточку и поработайте с ней также, как в п. 1-5 (карточки могут находиться у учителя в классе либо у командира сводного отряда).
Для отслеживания общей ситуации по итоговому повторению разработано сводное табло, где отражен программный материал для повторения, способы работы с данным материалом.
С помощью табло можно увидеть успехи и неудачи каждого ученика, количество отработанных тем каждым учеником по предложенной программе итогового повторения.
Учащиеся 9-х классов при организации такого итогового повторения видят, что учитель вместе с одноклассниками беспокоится о каждом ученике в классах, об успешности каждого в освоении вопросов итогового повторения.
На мой взгляд, данный вариант организации итогового повторения позволяет каждому учащемуся психологически и практически подготовиться к успешному освоению программного материала, который необходимо знать каждому к итоговой аттестации по математике в 9 классе.
На занятиях работаем под девизом: «Бывают времена, когда невозможно найти помощь, но не бывает такого, чтобы ты сам не смог помочь»
На занятиях при подготовке к итоговой аттестации действуем согласно постулата коллективных учебных занятий: все ради каждого, через каждого.
Список литературы
1. Клепец Г.В. Вариант подготовки учащихся к итоговой аттестации // Коллективный способ обучения. – 2007. – №9. – С. 151-160.
2. Клепец Г.В. Как подготовить каждого ученика к итоговому контролю // Народное образование. – 2010. – № 9. – С. 201-205.
3. Мкртчян М.А. Методики коллективных учебных занятий // Справочник заместителя директора школы. – 2011. – № 1. – С.55-64.
4. Литвинская И.Г. Организованный диалог учащихся как средство включенности каждого на уроке. // Школьные технологии. 2012. № 5. С. 125-133.
14